Совмещение классов рассматриваю с двух точек зрения:
1) Как необходимость с целью рационального использования средств. Именно не экономии, а рациональности. К сожалению, малочисленная школа при больших затратах не дает качественного образования.
2) Ученик сельской школы ограничен в общении и как следствие, не конкурентноспособен.
Но я против механического соединения классов по ряду объективных причин:
- понижается качество обучения;
- не готовы учителя ( нет УМК, нет подготовки к ведению разновозрастных занятий);
и т.д.
Опыт организации занятий в школах области есть. Часть материала можно посмотреть в нашем сообществе.
Уважаемая Валентина Дмитриевна! Спасибо за ответ на мой вопрос. Но....
Кто возьмет на себя ответственность решить в каждом конкретном случае, что для детей важно именно сейчас: близкая работа с учителем в малокомплектной школе, где всегда складывается доброжелательная атмосфера ( по крайней мере, у нас - так) или перевод ребенка в крупную школу, где ребенок теряется: он и не участвует во внеклассной работе ( у него подвоз), он и не организует мероприятий. Жить в интернате? Как оторваться от семьи? Ведь это может быть на всю жизнь. Все эти мысли наталкивают на глубокие размышления. С уважением Тимофеева В.П.
Валентина Петровна, здравствуйте! В Вашем вопросе таже "боль" за детей, что и у меня, как директора школы. У нас тоже маленькая, сельская, малокомплектная школа. Пока объеденили уроки ф-ры, технологии, ИЗО, остальные на этот год удалось "сохранить" без комплекта. Знаете, как обидно слышать, когда говорят о том, что в сельской школе дети не дополучают знания, что они не могут общаться на равных с городскими, что в целях не "экономии" объединяем и т.д. и т.п. Почему, таким легким росчерком пера обижают всех увчителей, работающих в сельских малокомплектных школах. А те кто это говорит пробовали работать в таких школах? Они встречались с выпускниками школ? Знают о их успехах и достижениях после окончания школ? Или в больших городских школах сплошные отличники и медалисты? Да пусть хоть один учитель из городской школы придет в класс, где 3-5 учащихся и даст открытый урок, или подготовит мероприятие с детьми, где в школе 30 уч-ся. А мы именно такая школа, но наши дети поступают, учатся, на районных соревнованиях всегда "кладут на лопатки" учащихся районной базовой школы, где 250 уч-ся и есть из кого выбрать и артиста, и чтеца, и певца и т.д. А то, что объединяют, то не думают о качестве успеваемости, обучения. Жалко детей. С содраганием сердца жду нового учебного года, что еще сократит наш уважаемый министр, что еще придумает, и как выжить и научить детей в классах-комплектах? очень бы хотелось, чтоб наш тов. Фурсенко дал показательный урок в классе -комплекте 5-8 класс, математики или русского языка, да любой пусть покажет нам мастер -= класс, может мы действительно не умеем и не понимаем. Извените, но наболело...
Валентина Анатольевна, у Вас, видимо, ест опыт работы в классах-комплектах, у меня есть тоже, но неудачный пока. В этом учебном году слили 7 и 8 класс. Некоторым учителям удалось преподавать отдельно , за счет консультаций, а мне ( русский язык, литература) и математику этого не удалось, где возьмешь 4 консультации? Вобщем попробовала я литературу- измучалась., исплевалась я. Не идет у меня Горький и Чехов, Стихи и проза. по сути каждому классу по 20 минут, а не 45. А с русским вообще дело плохо. В 8 классе- синтаксис простого предложения, а в 7 морфология. Я даже не пыталась соединять- просто вела бесплатно, как и математик. В этом году предстоит то же самое. 7/8, но уже классы другие. Дальше разделять вряд ли получится у меня 2 выпускных класса 9 и 11 в новом уч. году, и еще я завуч. Вобщем с ужасом жду нового уч. года. Сижу, читаю в интернете чужой опыт по преподаваю в классе-комплекте. Не представляю как!!!! Как урок начать, как объяснять одним, как другм? Они будут отвлекаться друг на друга... Вопросов много. Может дадите совет какой. Спасибо.
Уважаемые коллеги! Я очень хорошо принимаю вашу заботу о сельских школьниках. Много примеров успешных и талантливых людей из провинции. Речь о другом. Социальный заказ на образование требует изменений в малочисленной сельской школе. Не опекать наших детей, а готовить к мобильности, к самоопределению и самореализации. А как? Вот вопрос.
Как Вы расцениваете обЪединение в единый класс-комплект учащихся 5-6, 7-8 классов?
Какие перспективы от такого обЪединения? Может быть, у кого - то есть опыт работы в таких класс-комплектах? Поделитесь опытом?