Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Радуга».
Формы активизации развития речи в различных видах деятельности.
(Консультация для воспитателей).
Воспитатель:
Ружникова Е.А.
г.Заозерск
2007 год
План:
1. Задачи программы по развитию речи.
2. Средства осуществления программы.
3. Формы работы по развитию речи на занятиях.
4. Развитие речи в трудовой и бытовой деятельности.
5. Развитие речи в игровой деятельности.
6.Влияние ИЗО, детской книги, праздников, зрелищ на развитие речи дошкольника.
7. Методы и приёмы развития речи.
Детский сад – первое звено в системе народного образования. Одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребёнка. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. При конкретизации общей задачи формирования устной речи можно выделить семь основных частных задач:
· Развитие словаря;
· Формирование грамматической стороны речи;
· Воспитание звуковой культуры речи;;
· Формирование разговорной (диалогической) речи;
· Обучение рассказыванию (монологической речи);
· Ознакомление с художественной литературой;
· Подготовка детей к обучению грамоте.
Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объём словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, а также предусматривает воспитание определённых качеств личности.
Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей: учебной, игровой, трудовой, бытовой. В повседневной жизни дети самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т.д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.
Ведущим средством формирования речи ребёнка является обучение – планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.
Основная форма обучения – занятия. По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизации знаний; итоговые или учётно-проверочные (контрольные); комбинированные (смешанные, объединённые). В детском саду понятие «новый материал» относительно. Это есть истолкование, объяснение знакомых фактов, накопление новых представлений, формирование новых навыков. Занятия должны открывать детям то, что нужно видеть, как видеть, а также как действовать. Примерами занятий по сообщению нового материала являются экскурсии, наблюдения, первые занятия по обучению рассказыванию, на которых дети узнают, как надо составлять рассказ, занятия по чтению новых произведений, заучиванию стихотворений. Широко распространены занятия по закреплению и углублению полученных знаний и умений, н-р, рассказы детей об экскурсии в ателье, рассматривание лоскутков тканей, беседа о помещениях детского сада, повторные занятия по чтению, заучиванию наизусть и т.д. На таких занятиях воспитатель, безусловно, сообщает какие-то новые, дополнительные сведения, но в основном он направляет усилия детей на самостоятельное использование уже имеющегося запаса знаний, на упрочение речевых навыков. Это может быть закрепление и отдельных фактов, и обобщений, и навыков. Воспитатель может применить закрепление буквальное, воспроизводящее (пересказ знакомого текста, чтение наизусть выученных стихов), тренировочное повторное упражнение (в звукопроизношении, в употреблении одной и той же грамматической формы) и творческое (игра-драматизация с использованием знакомого текста, беседа по материалам наблюдений). Этому виду занятий близки занятия, обобщающие и систематизирующие пройденный материал. Например, в процессе игр типа «Кому что нужно?», «Магазин» дети упражняются в классификации предметов по цвету, по форме, по назначению и т.д. В старших группах проводятся обобщающие беседы: о родном городе, о труде взрослых, о транспорте, о книгах. Перед детьми ставится задача целенаправленно воспроизводить материал (рассказать о пассажирском транспорте, труде шофёра, о любимых сказках).
Чтобы занятия по развитию речи приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическим требованиям:
1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приёмов обучения. Воспитателю должны быть ясны речевые задачи и конкретное речевое содержание. Подбираются методы и приёмы, необходимые для изучения намеченного программного материала, продумываются структура и ход занятия. Подготавливаются нужные наглядные пособия, учебное оборудование. Определяются индивидуальные задачи обучения.
2. Оптимальная интенсивность нагрузки. Воспитатель руководствуется принципом развивающего обучения. Он даёт детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало активной умственной деятельности.
3. Воспитательный характер занятия. Усвоение родного языка, постепенное осознание ребёнком его богатства и красоты способствуют патриотическому воспитанию. Содержание и организация занятий помогают воспитать такие морально-волевые черты, как целеустремлённость, дисциплинированность, тактичность и др. Речевые занятия могут оказывать большое влияние на эстетическое воспитание не только при ознакомлении дошкольников с объектами внешнего мира и путём создания соответствующей обстановки, но в первую очередь средствами самого языка – его образным строем, музыкальностью, художественным словом.
4. Эмоциональный характер занятий. У детей нужно вызвать желание учиться, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребёнку чувство удовлетворения. На речевых занятиях известное место занимают юмор, шутка. (Например, дети смеются, когда рассеянный Петрушка называет зубную щётку сапожной и использует её для чистки своих сапог. Они поправляют его, учат различать щётки.).
5. Распределение приёмов обучения в соответствии со структурой занятия .Построение занятия должно быть чётким. Начало занятия должно вызвать интерес к дальнейшему, возбудить их внимание. Воспитатель в простых и понятных выражениях сообщает цель занятия (Например, пойти в цветник, посмотреть, какие цветы там растут или почитать кукле стихи; в старших группах – надо научиться правильно произносить трудные слова, потому что речь должна быть правильной, красивой и т.п.). Основная часть занятия также должна характеризоваться чётким построением. На 1 этапе – решение новой задачи, ведущие приёмы обучения, которые помогают детям уяснить характер последующей речевой деятельности и её цель. Затем – самостоятельная работа детей (ответы, упражнения и др.), не исключающие активного педагогического руководства со стороны воспитателя. Заключительная часть занятия должна быть краткой и эмоциональной (в форме чтения художественного произведения, загадки, в процессе весёлой игры типа «Так или не так» и т.п.). На занятиях должны использоваться активные приёмы обучения. Например, вызвав ребёнка прочитать наизусть стихотворение, педагог предлагает ему сказать, как нужно читать эти стихи – весело, грустно, нежно – и почему именно так. Используется также оценка и другие приёмы.
6. Речевая активность каждого ребёнка на всех этапах занятия. Она должна выражаться в активном восприятии ребёнком речи педагога и сверстников, в понимании её. По возможности надо обеспечить условия и для активной речи вслух. При этом нужно учитывать типологические особенности детей при размещении за столами, при подборе индивидуально направленных приёмов, разумное использование наглядных средств, раздаточного материала. Повышают активность разнообразие деятельности, смена её видов, игровые приёмы. Неторопливый темп занятия, предоставление ребёнку времени для обдумывания ответа, индивидуальные обращения помогают включиться в общий ход работы детям с замедленной реакцией. Вопрос, задание воспитатель адресует всем, в случае надобности повторяет их; отвечающему даёт указание говорить громко, ясно, чтобы все слышали; спрашивает поочерёдно детей с разным уровнем речи, не вызывает часто одних и тех же; к контролю за речью отвечающего привлекает всех, ко всей аудитории обращается с вопросами: правильно ли он сказал? Обо всём ли, по порядку ли рассказал? Активности детей способствуют также оценочные вопросы (Что тебе нравится?), творческие задания, обращение к личному опыту.
7. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Фронтальные формы работы – общие задания, общий ритм, хоровые ответы и т.д. – должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям. При этом учитывается уровень знаний и речевые навыки ребёнка, его интересы и склонности. Большого внимания заслуживают дети, имеющие особенности в речевом развитии, - молчаливые, необщительные, несдержанные, болтливые.
8. Правильная организация занятия. Занятия могут проходить в разных условиях: в групповой комнате, в зале, на участке. Должны быть соблюдены все гигиенические условия: достаточная освещённость, чистый воздух, мебель по росту. Должно быть определено место воспитателя, место отвечающего ребёнка. Вся обстановка занятия должна соответствовать эстетическим требованиям (внешний вид помещения, пособий и т.д.).
9. Учёт результатов занятия. Учёт знаний проводится по ходу самого занятия, в процессе наблюдения за речью.
10. Необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности. Обучение родному языку протекает и на других занятиях, что объясняется спецификой самой языковой деятельности, которая пронизывает и организует любую деятельность ребёнка. Формирование речевых умений следует проводить целенаправленно и организованно, например, обогащение и активизация словаря. (На занятиях по ИЗО дети старших групп должны усвоить слова узор, кайма, линия, дуга, мазок, закрашивать, сгибать и др., активно пользоваться прилагательными, обозначающими цвет и оттенки цвета).
Некоторые речевые задачи решаются как обязательные на всех занятиях – это формирование умения слушать, отвечать и спрашивать, воспитание правильного темпа речи, средней силы голоса, исправление грамматических ошибок и некоторые другие.
Не всякий программный материал может быть преподнесён путём обучения на занятиях. Например, воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения, умения выступать перед аудиторией и т.д. требует естественных жизненных ситуаций, правдивых, понятных для ребёнка мотивов его деятельности; большая группа словаря – бытового, природоведческого характера – прочно усваивается в действиях, в практике ребёнка (еда, умывание, выращивание растений и т.д.) В данном случае обучение сочетается с другими средствами развития речи. Так, труд детей – хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный – эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи. Бытовая деятельность при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства – естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности (питание, одевание, туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.
Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка, домашней хозяйки. Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения.
Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счёт наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжёлый, длинный, внизу, внутри, сзади и т.д.), терминов (арка, перекрытие, фанера и т.д.). Подвижные музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. В процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков (построить фразу, изменить слово, составить рассказ и т. д.). В некоторые из тех игр, с которыми детей знакомят на занятиях (типа «Чёрное и белое», «Наоборот» и др.), они со временем начинают играть самостоятельно.
Более сложные дидактические игры, требующие чёткой роли ведущего («От какого растения лист?», «Летает-плавает», «Угадай, кто это?»), воспитатель организует сам.
Детям нужно предоставлять для самостоятельного пользования настольные дидактические игры, в том числе и спортивные, которые способствуют усвоению специальных выражений, приучают к сдержанной разговорной речи.
Изобразительное искусство, детская книга, праздники, зрелища – важнейшие средства развития речи. Своеобразным стимулом, влияющим на степень усвоения языка, являются в данном случае эмоции детей. Чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного обостряют восприятие, усиливают запоминание материала, влияют на выразительность детской речи. Созерцание картины, предмета прикладного искусства всегда сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться новыми впечатлениями с товарищами, родными.
Говоря о формах активизации развития речи дошкольника, нельзя не упомянуть о методах и приёмах, используемых в методике обучения родному языку. Можно выделить несколько групп методов.
Наглядные методы - наблюдение (осмотр помещения, экскурсия, рассматривание натуральных предметов или опосредованно: показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов) рассматривание картин, игрушек, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Воспитатель направляет восприятие, объясняет и называет показываемое. Словесные методы используются реже. В основном, они связаны с художественным словом: чтение произведений, заучивание наизусть, пересказ. Рассказ воспитателя имеет место в группах раннего возраста (рассказ без показа), и в дошкольных группах (рассказы из жизненного опыта воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых). В старших группах для закрепления сообщённых ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы. Словесные методы обязательно опираются на наглядность (Например, чтение стихов кукле, появление разгадки – предмета и др.) Практические методы в детском саду носят игровой характер. Дидактическая игра используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры-драматизации. При ознакомлении детей с некоторыми явлениями быта и природы на занятиях могут быть использованы методы трудового характера (черенкование, приготовление пищи). К практическим методам относятся наглядные игры-занятия, игры-инсценировки, основная задача которых – воспитание культуры поведения детей, но они важны также и для развития речи детей. Дети не только наблюдают действия, но и сами участвуют в них, учатся поддерживать разговор и т.д.
В методике развития речи используются приёмы (элемент метода), которые делятся на словесные, наглядные, игровые. Наиболее распространены словесные приёмы: речевой образец (речевая деятельность воспитателя, которая должна предшествовать речевой деятельности детей; может использоваться неоднократно); повторение (неоднократное использование одного и того же речевого элемента: звука, слова, фразы с целью его запоминания; может быть индивидуальное, совместное ребёнка и воспитателя, хоровое); объяснение (раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия); указания (разъяснение детям, как надо действовать, как достичь результата); словесное упражнение (многократное выполнение детьми определённых речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков); оценка детской речи (мотивированное суждение об ответе ребёнка); вопрос (словесное обращение, требующее ответа, задание ребёнку, предполагающее использование и переработку имеющихся знаний). Наглядные приёмы – показ картинки, игрушки, движения или действия, положения органов артикуляции и т.п. Игровые приёмы очень важны в развитии речи дошкольника. Интригующая интонация голоса, живость эмоций повышает внимание детей. Можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевёртыши, игру «Так или не так?», игровой персонаж, употреблять игровые формы оценки. Усиливают эмоциональное действие действия по выбору, элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр. По их обучающей роли приёмы развития речи делятся на прямые и косвенные. Прямые – образец, объяснение, вопрос, оценка, указания. Косвенные – напоминание, совет, подсказка, исправление, замечание, реплика.
Благодаря использованию различных приёмов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребёнка, которого первый побуждает к определённому речевому действию.
При использовании всех этих средств, методов и приёмов в совокупности можно добиться хороших результатов в развитии речи ребёнка.
|