Submitted by Наталья Петровна Васильева on Wed, 22/09/2010 - 10:31
МОУ «СОШ с. Николаевка Ивантеевского района
Саратовской области»
Сбережения. Люди и деньги.
Урок экономики в 11 классе
Подготовила и провела учитель
истории, обществознания и экономики МОУ «СОШ с. Николаевка Ивантеевского района Саратовской области» Васильева Н.П.
2 0 0 8
Цели урока:познакомить учащихся с понятием «сбережения», показать различные формы сбережений, обсудив их достоинства и недостатки; научить понимать взаимосвязь доходности и надежности сбережений; представлять свою роль как потребителя, принимающего решения об использовании денежных средств, предназначенных для сбережения.
После изучения темы учащиеся должны: иметь представление о сущности и роли сбережений на современном рынке капитала; знать понятия сбережения, банк ,ипотека; уметь разбираться в структуре доходов и сбережений, решать задачи практического характера.
Тип урока:изучение нового материала.
Форма урока:лекция с элементами беседы на основе компьютерной презентации.
Основные понятия:сбережения, деньги, рынок капитала, ипотека, экономический кризис.
Оборудование:мультимедийный проектор, диск с презентацией, настенные аппликации, учебник «Экономика» 2 часть под ред. Липсица И.В.
План урока.
1.Понятие и сущность денег.
2.Понятие сбережений, их формы.
3.Доходы населения, как источник накопления сбережений.
4.Влияние макроэкономических факторов на формирование сбережений. Экономический кризис 2008 года.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
Учитель, демонстрируя цветущее растение, объясняет, что как для получения необходимого результата в растениеводстве нужно выполнить определенные условия, так и в экономической жизни требуются вполне конкретные условия для накопления населением сбережений и их активного использования на рынке капитала.
Задания для учащихся: Вспомните, что такое деньги? (Сайды 1,2) Попробуйте сформулировать понятие сбережения. (Слайды 3, 4, 5).
III.Работа по теме урока.
Работа с понятием «сбережения»: после его формулировки, учащиеся отвечают на вопрос, для чего нужны сбережения. По мере ответов оформляется аппликация на доске в форме цветка.
Справка учителя о существующих типах потребительского поведения людей («бережливые», «беззаботные», «заемщики», «кредиторы»). (Слайд 6).
Вопросы к учащимся: В чем плюсы минусы разных типов потребительского поведения? Как население хранит свои сбережения? (Слайд 7). Что такое банк? (Слайды 8,9). Что вы знаете о покупке товаров в рассрочку и ипотеке? (Слайды10, 11).
Работа по таблице «Сбережения россиян в 2008 году и их динамика в октябре-ноябре 2008 г.» (Слайд 12).
Учитель формулирует понятие «сбережения», учащиеся записывают его в рабочие тетради. (Слайд 13).
Вопрос к учащимся: Какие источники доходов вам известны? По ходу ответов (заработная плата, пособия по социальному обеспечению и безработице, дивиденды от вложений, товары и услуги, приобретенные по ряду правительственных программ, субсидии на оплату жилья и продовольственных товаров, помощь на образование, доходы от увеличения стоимости акций, доходы от недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан), аппликация на доске дополняется названными источниками доходов.
Заслушивается сообщение учащегося о реальном уровне доходов россиян в настоящее время, которое сопровождается показом таблицы «Что тревожит россиян?» (Слайд 15).
Дифференциация доходов и, соответственно, уровня жизни населения иллюстрируется графиком с кривой Лоренца (Слайд 16) и таблицей «Экономические группы населения, уровень душевого дохода и доля их сбережений» (Слайд 17) .
По вопросу учителя о том, как на накопление сбережений населением влияют макроэкономические факторы, учащиеся в ходе беседы выделяют такие понятия, как «инфляция» и «экономический кризис», после чего карточки с соответствующими понятиями занимают свое место на настенной аппликации. В заключении очередной учащийся делает сообщение «История и развитие современного экономического кризиса», которое сопровождается показом слайдов ( Слайды 18, 19, 20, 21). Как итог, приводится таблица «Антикризисные меры», в которой показаны мероприятия проводимые правительствами ведущих стран мира, в том числе по поддержке населения. (Слайд 22).
IV.Рефлексия.
Что такое сбережения населения?
Как формируются сбережения?
Какая связь существует между уровнем накоплений населения и стабильностью внутри государства?
Попробуйте, проанализировав информацию полученную на уроке, определить тип потребительского поведения своей семьи и ее отношение к формированию сбережений.
V.Итоги урока.
Учитель делает вывод о том, что сбережения населения – главная составная часть физического капитала и играют решающую роль на рынке капитала, главными игроками на котором выступают семьи. Создавая сбережения, семьи ограничивают свое текущее потребление ради увеличения потребления в будущем. Напоминает учащимся английскую пословицу о том, что не стоит хранить все яйца в одной корзине, т. е. для уменьшения риска потери своих сбережений лучше выбирать разные формы, для их хранения. (Слайд 23).
Выставление оценок.
В заключение учащимся предлагается решить тест «Кто может стать миллионером?»
На: Сбережение:люди и деньги