1.Учить видению новой проблемы в знакомой ситуации, формировать умение определять тему и основную мысль текста.
2.Развивать устную и письменную речь; межполушарное взаимодействие; формировать орфографическую зоркость. Активизировать зрительную и слуховую память. Уточнять и закреплять временные представления и ориентировки.
- Вот и сегодня на уроке появятся снежинки. Они упадут в ладошки тому, кто активно будет работать на уроке.
II.Объявление темы урока.
Слайд 1
- Сегодня на уроке мы будем учиться писать безударные окончания глаголов, вспомним основные признаки текста, активизируем зрительную и слуховую память.
Слайд 2
Звучит песня «Три белых коня» из к/ф «Чародеи».
Слайд 3
Слайд 4
- Давайте, с вами, ребята, отправимся в путешествие в звенящую снежную даль при помощи волшебной палочки. Злая колдунья заколдовала прекрасную принцессу и отправила на Луну. Попробуем спасти принцессу и встретить Новый год, выполнив задания урока.
Слайд 5
III. Словарная работа.
Запись под диктовку. Мороз, декабрь, январь, февраль, коньки, снеговик.
Какое слово лишнее? Почему?
Какая тема объединяет все эти слова? ( Зима)
А в какие игры вы любите играть зимой? (устные высказывания детей)
Слайд 6
IV. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Слайд 7
Снеговик.
Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй комок поменьше, третий еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а па средний — маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа — морковку, вместо рук — ветки. Вместо шапки — надели старое ведро. Забавный получился снеговик!
Вопросы.
1) Кого вы видите на картинке?
2) Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?
3) Какой получился снеговик?
Творческие задания:
1) Закончите предложение по аналогии: Вместо рук у снеговика ветки....
2) Составьте рассказ от 1-го лица множественного числа.
3) Нарисуйте в воздухе снеговика двумя руками.
Слайд 8
Слайд 9
(Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия).
4) Придумайте продолжение рассказа.
V.Закрепление изученного материала.
А) Коллективная работа.
Слайд 10
На доске слова. Составьте из этих слов словосочетания.
- Проведём исследование: чем похожи и чем различаются эти глаголы со следующими?
ЗАГОВОРИТ
ПОЖИВЁТ
СМОЛЧИТ
СБЕРЕЖЁТ
ПОЖЕЛТЕТЬ
- Кто догадается, какое открытие нам необходимо сделать на уроке?
Б) Письмо по памяти.
Слайд 11
Запишите эти словосочетания по опорным словам.
… солнышко,
… искорка,
… уборы.
… нос
В) Деление словосочетаний на группы. (Устная работа)
На какие группы можно разделить эти словосочетания? (с ударными и безударными окончаниями глаголов).
Значит, как определить безударное окончание у глаголов?
VI.Физминутка.
Слайд 12
Слайд 13 Упражнение для глаз.
VII.Работа в паре.
Слайд 14
Прочитайте и выберите правильное предложение о снеге и зиме.
1.Окутано всё снежным покрывалом, потому что наступила зима. №1
2.Наступила зима, потому что окутано всё снежным покрывалом.
Найдите в предложении слова, которые обозначают действия.
Какое лексическое значение имеет глагол ОКУТАНО в данном предложении?
Как по- другому можно сказать? (покрыто всё). Найдите значение этого слова в словарике.
VIII.Работа с текстом.
Слайд 15
Прочитайте.
Зима уже плотно окутала всё снежным покрывалом. Оно особенное – волшебное. Если затянуто небо сизой мглой – и покров из белого снега становится серым, тяжёлым. А выглянет в морозный денёк ясное солнышко – и на чисто-белой скатерти, что соткана из лёгких снежинок, заиграет яркая искорка.
Деревья стоят голые. Лишь ели и сосны надели нарядные шапки из снега. Но бывает, налетит колючий ветер – посрывает,посдувает их уборы. А назавтра глядишь – вновь на макушках шапки нахлобучены. В лесу тихо. Только в самый мороз стволы потрескивают.
Зима! Зима!.. Может, кто и не любит её, а я люблю. Мухи, комары, слепни не одолевают. С морозца домой пришёл – и оказался в тепле. Разве не здорово? А коньки?! А лыжи?! А игра в снежки?! Разве не в радость?!
Ну. А если надоест нам зима – со временем сама уйдёт. Но пока что мы говорим: здравствуй, зимушка-зима! ( По О. Тихомирову)
- Назовите глаголы с безударным окончанием.
- Можем ли мы назвать это текстом?
- Что для этого нужно вспомнить, чтобы правильно ответить на этот вопрос? (всё, что мы знаем о тексте) А что мы знаем о тексте?
Текст – это группа предложений, в которых говорится об одном и том же. У всех предложений одна тема. Предложения выражают законченную мысль и имеют свои границы. Слова в предложении связаны друг с другом по смыслу.
- Сколько частей имеет текст? (3) Какие? ( Вводную, основную и заключительную) Как показать части текста на письме? (каждая часть пишется с красной строки)
IX.Беседа по содержанию. Деление текста на смысловые части.
Слайд 16
- Назовите лексические средства художественной выразительности, которые встретились в тексте.
- Определите тип и стиль речи (описание с элементами рассуждения, стиль – художественный)
- Прочитайте начало текста и подумайте, каким предложением может заканчиваться вводная часть?
Во 2-ой основной части автор рассказывает о том, что происходит зимой в лесу. Прочитайте, подумайте и скажите, каким предложением может заканчиваться основная часть?
3-я заключительная часть подводит итог сказанному или выражает главную мысль текста.
X.Составление плана текста.
Слайд 17
- Что ещё можно сделать с текстом? (Озаглавить) Заглавие должно отражать главную мысль текста. Какое заглавие можете предложить?
- О чём рассказывается в тексте? Отражает главную мысль текста это предложение?
- Можем оставить как заглавие? (да) Запишем его в тетрадь.
Для того чтобы нам легче было пересказывать текст, мы составим план.
- О чём рассказывается в 1-ой части?
1.Снежное покрывало.
- Что мы узнаём из основной части?
2.Деревья зимой.
- На какой вопрос мы находим ответ в 3-ей части?
3.Любимое время года.
Мы с вами восстановили все признаки текста и хорошо сегодня поработали. Вы освободили прекрасную принцессу. А её встречает принц.
Слайд 18
XI.Итог урока. Рефлексия.
Слайд 19
– Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?Как писать безударное окончание у глаголов?
– А теперь подсчитайте, сколько снежинок вы получили. И приклейте свои снежинки на доску. Сегодня у нас просто снегопад.
Слайд 20
-На что похоже твоё настроение: на солнышко, на солнышко с тучкой или на тучку со снегом? Выбери.