Уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас у нас. Верим, что здесь собрались неравнодушные , открытые к инновациям педагоги .
Потребность школы
- в новом учителе, который не только "учит", но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников,
- учителе, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности,
- учителе- -управленце
четко обозначена в приоритетных направлениях национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Один из пяти ключевых параметров президентской инициативы -
Развитие учительского потенциала , на наш взгляд, как никогда актуален. Поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей..
Президентом поставлена задача разработать и внедрить практику сетевого взаимодействия и деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;
Наша школа – одна из пяти опорных школ краевой экспериментальной площадки по работе с кадрами.
Тема нашей школы: «Аттестация педагогических кадров. Компетентностный подход.». Работаем мы над этой темой 2-й год.
Организация системы повышения квалификации педагогов нашего района ориентирована на взаимодействие в рамках единого образовательного пространства .
Сегодняшняя наша встреча и есть пример такого взаимодействия.
Цель:
-«погрузить» педагогов других школ в тематику;
- представить наработки учителей предметников нашей школы;
- обсудить проблемы, услышать мнение и опыт коллег;
Мы живём в такое время когда технологии изменяются с колоссальной скоростью и соответственно экономические, социальные, политические, этнические отношения также меняются. В результате школа предстала перед обществом как институт подготовки ко вчерашней жизни. В этом, собственно, и состоит кризис образования, который нам с вами предстоит преодолеть. Школьник выходит из школы, будучи уверенным в том, что он готов вступить в новые отношения. Но оказывается, что те отношения, к которым его готовили, просто не существуют. Он оказывается перед необходимостью, во-первых, самостоятельно понимать, что происходит вокруг, а во-вторых, самостоятельно строить новый для него тип связей. Таким образом, получается, что понимать ситуацию и строить отношения с ней и есть тот результат, который востребован. Собственно, это и называется компетентностью. При этом мы должны научить человека распознать ситуацию, о которой сами не знаем.
В педагогической литературе уже «устоялись» термины КОМПЕТЕНЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: «...основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?
Пытаясь найти ответы на эти вопросы , коллективом школы проанализированы те педагогические проблемы деятельности , которые являются наиболее актуальными и которые могут быть решены совместными усилиями школы, муниципальной методической службы, усилиями других опорных школ.
Проведёны теоретические и практические семинары с учителями по теме эксперимента.
Определен круг ведущих компетентностей педагогов школы;
Сформулированы критерии уровня развития педкомпетентностей;
На педагогическом совете принято решение о выстраивании системы работы каждого педагога и коллектива в целом, направленной на подготовку к ЕГЭ как основного показателя качества компетентностей ученика;
Постепенно накапливается инструментарий отслеживания уровней компетентности учителя и ученика.
Выстраиваем психологическое сопровождение экспериментальной работы .
В течении прошлого года в школе прошёл открытый практический семинар по освоению инновационных технологий. Проведено более 25 открытых уроков.
Изучены запросы педагогов школы на содержание повышения квалификации . Среди всех потребностей особую группу составили запросы на информационную поддержку проведения интегрированных и однопредметных уроков , изучение динамики учебных достижений и личностного развития школьников; психологические особенности деятельности ; подготовка детей, не посещающих детский сад, к школе ; Была подтверждена необходимость введения учебно-методического комплекса «Школа 2100» и с 1сентября первоклассники пошли по этой программе ;
Наш директор Аида Султановна приняла участие и стала дипломантом международного конкурса им. Макаренко.
4 учителя прошли деятельностную школу участия в конкурсах педмастерства.
Опыт ещё четырёх педагогов опубликован в региональных изданиях нашего и Краснодарского края.
В рамках повышения квалификации 14 педагогов школы в течении 1,5 лет прошли обучение на курсах повышения квалификации по внедрению инновационных технологий в преподавании предметов. Кроме того, я как зам.директора , прошла переподготовку по программе «Менеджмент в образовании» и в рамках стажировки мы вместе с коллегами провели в школе исследование на тему : «Особенности формирования профессиональной компетентности педагога в условиях инновационного развития образовательного учреждения».
В результате исследований мы выделили следующие профессионально-педагогические компетенции:
Социально-психологическая компетенция
Профессионально-коммуникативная компетенция
Общепедагогическая профессиональная компетенция
Предметная компетенция
Управленческая компетенция
Рефлексивная компетенция
Информационно-коммуникативная компетенция,
Компетенция в сфере инновационной деятельности
Креативная компетенция
Следует обратить внимание на две особенности профессиональной компетентности педагога:
1-профессиональные возможности педагога проявляется в первую очередь лишь во взаимодействии
2-профессиональная компетентность сопряжена с саморазвитием не только самого педагога, но и учащегося, что дает взаимное позитивное изменение
Какие же ключевые компетенции необходимо развивать у школьника?
Остановлюсь на одной- Учебно-познавательной (образовательной);
В педагогическом контексте «образовательная компетенция» — уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные области и призвана объединить их в единое, целостное содержание.
Состав образовательных компетенций конкретизируется, в том числе на уровне учебных предметов. Формально в «Обязательном минимуме содержания образовательных программ», а также в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» для каждой ступени обучения и каждого предмета определяются ее элементы.
Но! Обратите внимание! Традиционная школа дает знание фактов. Гораздо важнее знание МЕТОДОВ познания и преобразования мира. Эти методы разные. Есть методы естественнонаучных дисциплин, связанные с изучением природы. Есть исторический метод познания. Есть метод математического моделирования. Есть особые методы изучения человека и человечества. И много других методов.
Наверняка кто-то даже сейчас думает что , на сегодняшний день нет особой разницы между компетенциями и необходимым набором старых добрых «ЗУНов». Хотя, в понимании сегодняшнего учителя слово «компетенция» предполагает акцент на практическом применении знаний .
Есть очевидное противоречие: знаний (соответственно, умений и навыков) становится все больше, а возможности ученика по их восприятию ограничены. Если заглянуть еще вперед, то число методов, которым надо учить, тоже быстрыми темпами увеличивается. Значит, учить надо так, чтоб ученик был способен легко самостоятельно освоить (а на более продвинутом уровне — при необходимости — самостоятельно получить) нужный ему метод.
Наша ученица Сидоренко Алина – призер районного конкурса «Дублер»
Гронин Кирилл - призер районной научно-практической конференции «Шаг в будущее»
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
-в познании и объяснении явлений действительности;
-при освоении современной техники и технологии;
-во взаимоотношениях людей в этических нормах, при оценке собственных поступков;
-в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, избирателя,
-в правовых нормах и административных структурах;
-при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
-при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора образа жизни.
Понятно, что научить поведению в подобных ситуациях невозможно. К тому же и термин «научить» в строгом смысле здесь не вполне приемлем. По мнению Д.Б. Эльконина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения».
Такое обучение отличается от того, где необходимо «запомнить и ответить», где есть готовая формула, в которую надо только подставить значение. Необходимо осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Мысль о том, что компетентностно-ориентированное обучение заканчивается не ответом у доски, а созданием продукта, подтверждена, в частности, многовековым опытом обучения. Мастера, ученые, деятели искусства всегда готовились в «рамках школы» : научной, художественной, спортивной и т.п. , создавая при этом творческий продукт вместе со своим учителем.
Я желаю каждому из вас , чтобы ваши ученики присвоили вам наивысшее почётное звание –Мастер (с большой буквы).
Спасибо!