- Любовь к родителям, к отчему дому, к любимому человеку… У каждого из вас слово «любовь» ассоциируется с разными картинами. Попробуйте на бумаге изобразить любовь. Пусть это будет схема или рисунок.
3.Афиширование.
Все работы вывешиваются на доску, каждый учащийся «защищает» свою работу.
4. Подберите эпитеты к слову «любовь», обсудите в группах и запишите. (2 – 3мин.)
5. Деконструкция.
- Что же такое любовь? Что значит любить?
- Любовь, страсть, чувственность, жалость, сострадание… На ваш взгляд, являются ли эти слова синонимами?
- Напишите, какие ассоциации у вас вызывают слова «влюблённость», «любовь» (работа в группах).
- Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?
- Любовь без взаимности: счастье или трагедия?
- Какими качествами обладает любящий человек?
- Существует ли идеальная любовь? Какая она?
- Возможно ли сохранить любовь в браке? Неужели остаётся только привычка, привязанность?
- Разграничьте эти понятия:
·любовь – страсть;
·любовь – жалость;
·любовь – привычка;
·любовь- поклонение.
6. Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?»(5 мин.)
7. Афиширование работ.
8. Социоконструкция (работа в группах).
- Перед вами высказывания героев рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Внимательно прочтите их и обсудите в группах. Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте своё мнение.
Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».
Вера Николаевна: « И что это было: любовь или сумасшествие?»
Желтков: « …это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твое…» ».
Шеин: «…разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования».
9. Афиширование результатов обсуждения в группах.
10. Рефлексия.
- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?
- Какие задания вам показались самыми сложными?
- Как вы поняли, что происходило на мастерской?
- Какие чувства сменялись в вашей душе?
- О чём пришлось задуматься?
- Какие моменты вам особенно запомнились?
11. Домашнее задание: прочитать рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»; выяснить, какую роль играет пейзаж в начале рассказа; отметить в тексте высказывания героев о любви.
Урок 3.
Мир Шеиных и Булат-Тугановских.
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
И.А. Бунин
1. Вопросы на читательское восприятие текста.
- Понравился ли вам рассказ?
- Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно в ходе прочтения?
- На сколько частей вы бы разделили рассказ?
- В какой сцене вы можете отчётливо представить себе лица героев? Опишите их.
- Какой эпизод вас особенно взволновал?
-Как вы относитесь к Вере Шеиной?
- Какие чувства вызывает Желтков?
- Почему произведение остаётся актуальным и в наши дни?
2. Анализ текста.
- Какова роль пейзажа в начале рассказа? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?
(Возникает ощущение увядания. Её жизнь такая же: однообразная, осенняя.)
- Какой перед нами предстаёт Вера? В чём особенность её портрета? Как она относится к жизни?
(Особенность портрета в том, что Куприн сравнивает Веру с сестрой Анной. Писатель оттеняет красоту Веры. Героиня понимает, что жизнь удалась, но истинной любви к мужу нет, есть только привязанность.)
- Как Куприн описывает гостей? Чем они заняты?
(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.)
- Кто выделяется среди гостей?
(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Кстати, Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)
- Как выглядит любовь в представлении Шеина?
(Шеин, желая развеселить гостей, рассказывает о любви бедного телеграфиста).
- Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?
(В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)
- Любовь в рассказах Аносова. Какая она?
(Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)
- Какие подарки получила Вера?
(Записная книжечка, переделанная из молитвенника (Случайно ли? Вещь святую переделывают в безделицу?!), серьги из жемчужин, гранатовый браслет.)
- Чем подарок Желткова отличался от всех остальных? Какова реакция окружающих на этот подарок?
(Гранатовый браслет – символ любви и трагедии в судьбе героя. Появление браслета вызывает тревогу в душе Веры. Муж и брат героини оскорблены.)
- Почему же гранатовый браслет так притягивает внимание Веры?
- Верочка рассказывает Аносову о любви Желткова. Какие слова произносит Аносов? Можно ли их назвать пророческими?
- Из каких источников мы узнаём о любви Желткова? Кто о нём рассказывает?
(О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история, «новость книжного рынка». Образ Желткова в рассказах претерпевает изменения: телеграфист> переодевается в трубочиста> становится судомойкой> превращается в монаха > герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами).
3. Итог урока.
- Итак, что мы узнаём о жизни Веры Шеиной и её окружения?
(Вера ведёт привычное, дремотное существование, оттенённое осенним пейзажем. Отношения с мужем ровные, спокойные. Нет любви и в жизни гостей. И только старый генерал Аносов знает, что бывает настоящая любовь.)
4. Домашнее задание: выбрать материал о Желткове (портрет, описание комнаты, прощальное письмо Желткова).
Урок 4
Любовь – величайший дар
Смерти нет. Есть влекущая, всетворящая,
всепобеждающая любовь.
А.Хейдок
Но пусть она вас больше не тревожит:
Я не хочу печалить вас ничем!
А.С.Пушкин
Музыка – единственное искусство,
проникающее в сердце человеческое так глубоко.
Стендаль
1. Анализ текста.
- Когда мы впервые узнаём о Желткове?
(Из ироничного рассказа Шеина.)
- Каким образом Желтков проявляет свои чувства?
- Как Вера относится к любви Желткова?
- Как вы относитесь к Желткову? Сочувствуете или презираете героя?
2. Чтение по ролям эпизода из главы 11 «Шеин и Булат-Тугановский посещают Желткова»
- Найдите детали, из которых видны чувства героя.
(«Опустил ресницы благоговейно», «глаза блестели», глаза «наполнены непролитыми слезами»)
- Найдите и зачитайте описание комнаты Желткова. Как она характеризует героя?
- Что мы узнаём из жизни героя до описываемых событий?
(Автор не рассказывает нам историю жизни Желткова, потому что не о чем рассказывать.)
- Как ведёт себя Желтков во время разговора с Шеиным и Булат-Тугановским?
(Он смущается, но затем берёт себя в руки. Желтков не стыдится своего чувства. Он осознаёт, что морально выше Булат-Тугановского и обращается только к Василию Шеину, видя, что тот мягче, человечнее.)
- Смерть Желткова. Означает ли она смирение героя?
(Желтиков не представляет себе жизни без любви к Вере. Его любовь – смысл всей его жизни. Он ничего не требует взамен.)
- Как ведёт себя Вера, узнав о смерти Желткова?
(Она считает себя виновной в этой смерти. Едет к нему и впервые видит его.)
- Умирает ли любовь вместе с Желтковым?
(Любовь входит в душу Веры в месте с музыкой. А письмо героя становится своеобразным завещанием Желткова. Он ни в чём не упрекает Веру, а всё так же боготворит её.)
3. Прослушивание музыкального фрагмента сонаты №2 Л.Бетховена «Largoappassionato». На фоне музыки учитель читает слова, которые слагались в уме Веры Шеиной.
- Как вы думаете, какое влияние оказала музыка на Веру Шеину?
(Именно посредством музыки происходит общение между Желтковым и Верой. Только теперь героиня понимает, что Желтков простил её.)
- Согласны ли вы с высказыванием Стендаля? (Обращение к эпиграфу урока)
- Вспомните эпизод прощания Веры с Желтковым. Какие чувства испытывает Вера? Выражение лица Желткова напоминает ей маски великих страдальцев: Пушкина и Наполеона. Случайна и эта деталь?
(Пушкин – певец любви. Наполеон – великий человек. Желтков – «маленький человек», но любовь поднимает его над всеми, делает величественнее. Желтков превращается в рыцаря.)
- Как сложится дальнейшая судьба Веры?
- Почему именно такой эпиграф выбрал Куприн для своего рассказа?
(Весь смысл произведения заложен в эпиграфе. Если мы сейчас заново перечитаем рассказ, то почувствуем, что его пронизывает музыка. Она наполняет собой всё: и жизнь Желткова, и его трогательную любовь в Вере Шеиной. И теперь уже его смерть не ощущается напрасной. Музыка раскрыла Вере силу его любви и помогла ей почувствовать себя прощённой.)
- Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал?
- Так смешон или трагичен Желтков? Высмеивать или восторгаться его чувством? Желтков – «великий» или «маленький человек»?
4. Заключительное слово учителя.
- Гранатовый браслет Желтков завещал повесить на икону.
Следовательно, героиня приравнивается к иконе, ей можно только поклоняться. Теперь понятен и молитвенный тон Желткова. Не случайно Желтков хранил платок Веры – её вещь, предмет поклонения: Вера – божество. «Да святится имя Твое!» - пишет Желтков.
А.С.Пушкин «Мадонна» (читает ученик).
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
1830 г.
- И вновь А.С.Пушкин (чтение эпиграфа к уроку). Как слова А.С.Пушкина соотносятся с темой сегодняшнего урока?
- Сюжет рассказа сосредоточен на безнадёжной любви, на истории с гранатовым браслетом. Зачем же автор подробно знакомит нас с миром Шеиных и Булат-Тугановских? Есть ли в этом необходимость?
(В мире Шеиных и Булат-Тугановских жизнь течёт спокойно, нет места бурным чувствам. У Веры «прежде страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Любовь Желткова заставляет Веру иначе взглянуть на свою жизнь. Героиня впервые в жизни испытывает потрясение).
- Какой урок можно извлечь из этого рассказа?
(Нужно постараться не пройти в своей жизни мимо «настоящей и верной любви»).