Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как подготовить родного ребёнка к появлению приёмного

Фото пользователя Анна Викторовна Кильдячкова
Submitted by Анна Викторовна Кильдячкова on чт, 16/09/2010 - 14:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кильдячкова Анна Викторовна, Соколова Анна Владимировна
Место работы, должность: 
ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "детский дом №3 г.Хвалынска Саратовской области, заместитель директора по НМР, педагог-психолог
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Иная категория
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 
помочь потенциальным, замещающим родителям установить эмпатийные, дружеские взаимоотношения между приемным и родным ребенком.
Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, цветные жетоны, карточки с заданиями для родителей

Краткое описание: 
тренинг для потенциальных, замещающих родителей по отработке навыков взаимодействия с приемными детьми; подготовке родных детей к принятию ребенка из детского дома. Тренинг состоит из следующих упражнений: 1.Приветствие. 2.Музыкальная релаксация. 3.Мозговой штурм. Проблема «Как подготовить ребенка к появлению приемного брата или сестры». 4.Работа родителей с карточками. 5.Мультимедийная презентация с ответами психолог по заданной проблеме 6.Упражнение « Подари подарок» 7.Упражнение «Спасибо за прекрасный день». 2.

 

 

Конспект занятия

 на тему: «Как подготовить родного ребёнка к появлению приёмного

 брата или сестры».                  

Цель: помочь потенциальным, замещающим  родителям установить эмпатийные, дружеские взаимоотношения между приемным и родным ребенком.

Задачи:

  •  Создать доверительную обстановку в работе группы
  • Вооружить замещающих и приемных родителей практическими знаниями по взаимодействию с родными  и приемными детьми
  • Развивать умение анализировать свое отношение к детям

 

1.      Приветствие.

2.      Музыкальная релаксация.

Инструкция: сейчас вы закроете глаза и постараетесь представить себе те образы и картины, которые я буду описывать. Постарайтесь отключиться от ваших проблем и сосредоточиться на том, что вы услышите. Итак, начали «… Летнее утро. Солнышко уже поднялось. Вы лежите на поляне. Запах цветущих полевых цветов и трав слегка дурманит голову. Слышно щебетанье птиц и стрекотание кузнечиков. Постепенно начинает припекать. В вышине голубое  голубое небо. Снизу от земли оно кажется бесконечным. Отдельные небольшие облака стоят как будто на месте, словно прилепленные к небосводу. В траве жарко. На вашем лбу выступают капельки пота. Вы вытираете их рукой (проведите рукой по лбу – вам очень жарко, вытрите пот). Затем вы приподнимаетесь – наконец-то освежающий ветерок дует в лицо. Вы ощущаете негу во всем теле. Приятно греет солнышко, приятно холодит кожу и шевелит волосы легкий ветерок. Вы отдыхаете, отдыхаете, отдыхаете (вдохните глубоко, глубоко). Все  вашей жизни прекрасно. Прекрасно, прекрасно! Как прекрасна эта поляна, цветы, это небо и солнце. Но самое главное – прекрасны – Вы! Вы прекрасны, прекрасны, прекрасны, прекрасны! Ваша жизнь прекрасна, прекрасна, прекрасна! Повторяйте за мной, не открывая глаза: МОЯ ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА, ПРЕКРАСНА, ПРЕКРАСНА!... Откройте глаза… Расскажите, что вы видели и ощущали?».

Анализ упражнения:

-Смогли ли вы отключиться от реальных проблем и на какое время?

-Смогли ли отдохнуть во время релаксации?

-Возник ли вашем сознании предлагаемый психологом образ?

-Какие другие образы возникли во время релаксации?

-Каков характер этих образов: положительный или отрицательный?

3.      Мозговой штурм. Проблема «Как подготовить ребенка к появлению приемного брата или сестры».

        Вы приняли решение усыновить ребенка. У вас есть собственные дети и мотив вашего будущего поступка — помочь хотя бы одному брошенному ребенку обрести настоящее детство. Но как подготовить своего ребенка к приходу нового члена семьи? Как сделать так, чтобы, помогая одному малышу, не обделить другого, родного ребенка? Эти вопросы волнуют многих приемных родителей, которые понимают, что решение об усыновлении необходимо принимать всей семьей, и голос родного ребенка имеет немаловажное значение. Начать нужно с искреннего разговора с ребенком, объясняя ему на доступном языке, почему вы хотите взять осиротевшего малыша. Потом можно съездить с дочкой или сыном в детский дом или дом ребенка.

Во-первых, это развивает в детях чувство милосердия и сострадания, качества, необходимые, чтобы человек стал Человеком. Часто современные родители не обращают должного внимания на воспитание этих качеств, делая упор на развитие интеллекта, коммуникабельности и всевозможных способностей, а потом удивляются, почему в их ребенке столько себялюбия и жестокосердия.

Во-вторых, ребенок сравнивает жизнь свою и жизнь детей-сирот. Он начинает понимать, что ему очень повезло, у него есть родители, свой дом. Он учится ценить то, что имеет, с большим уважением относиться к своим родным.

В-третьих, делая подарки сиротам, ребенок совершает хороший поступок. Это повышает его самооценку. Спросите у детей, что хорошего они сделали в своей жизни. Многим будет нечего ответить. Ребенок, пусть даже на неосознанном уровне, понимает, что делать подарки другому человеку, так же приятно, как и получать.

Предлагаем взрослым разделиться на 3 команды с помощью цветных жетонов:

·         Задание 1 группе: предложите способы подготовки семьи к принятию ребенка, при условии, что у вас один ребенок в семье.

·         Задание 2 группе: предложите способы подготовки семьи к принятию ребенка, при условии, что у вас двое  детей в семье.

·         Задание 3 группе: предложите способы подготовки семьи к принятию ребенка, при условии, что у вас многодетная семья.

Рекомендации психологов предлагаются после ответов родителей:

После посещения  дома ребенка или детского дома, спросите у своего ребенка: хочет ли он помочь хотя бы одному ребенку? Чтобы у него была настоящая семья, свой дом, игрушки? Любой ребенок ответит: да. Потом вы можете пойти со своим ребенком в магазин и купить для будущего братика или сестрички подарки. Не забудьте сделать подарок и своему ребенку. Расскажите ребенку о всех тех плюсах, которого его ожидают после прихода приемного малыша. О том, что им будет весело играть вместе. О том, что они будут любить друг друга. О том, что они будут помогать друг другу. Также подготовьте ребенка к неприятным моментам, которые могут произойти. Приемный малыш может заболеть, и родителям придется больше времени проводить с ним. Малыш может очень плохо себя вести, капризничать, ломать вещи и игрушки, и т.д. Расскажите ребенку о всевозможных трудностях заранее, чтобы у него не было разочарований. И обязательно заверьте его, что все вместе вы справитесь с этими проблемами и будете очень-очень счастливы.

 

Также вы можете посмотреть с ребенком видеофильмы, где показана жизнь детей-сирот: «Дети на другом берегу» (видеоэнциклопедия для народного образования), «Маленькая принцесса» Альфонса Куарона, «Крошка Стюарт» Роба Минкоффа. С детьми старше 10 лет рекомендуется посмотреть «Правило виноделов», а с дошкольником — мультфильм «Мамонтенок». Читайте с ребенком сказки и рассказы, где затронута эта тема: «Дети подземелья» Короленко, «Золушка» Перро, «Бронзовый кабан» Андерсена, «Кошкин дом» Маршака, «Серебряное копытце» Бажова, «У солнца» А. Исаакян, «Мышка и Мишутка» Е. Карганова и другие. Естественно, после чтения литературных произведений и просмотра фильмов, желательно обсудить их с ребенком.

Подросткам, учитывая их интерес к жизни знаменитостей, расскажите, что Николь Кидман, Мишель Пфайфер, Шэрон Стоун, воспитывают приемных детей.

  • Единственный ребенок в семье.

Как известно, единственный ребенок в семье — это избалованный ребенок, эгоистичный,  привыкший к вниманию к своей персоне, всеобщий любимец. Ребенок, мечтавший иметь братика или сестричку и подготовленный к усыновлению, сталкивается с реальностью повседневной жизни. Ему приходиться делиться своими игрушками, а в большинстве случаев и частью своей комнаты. Новый маленький родственник может сломать любимые игрушки, порвать или испачкать тетрадь. Он может не спать по ночам, хулиганить, и самое главное не слазить с рук папы или мамы и постоянно требовать их внимания. Ваш ребенок чувствует, что перестает быть пупом земли, что малышу уделяют больше внимания, и иногда ему так хочется, чтобы жизнь протекала как раньше, и чтобы он был единственным и любимым. Ваш ребенок сталкивается с обыкновенной ревностью, которая встречается у всех детей, когда мама рожает второго ребенка. Невозможно полностью избавить ребенка от чувства ревности, но родители могут сделать многое, чтобы свести это чувство до минимума. В первые 5–6 месяцев уделяйте достаточно много времени родному ребенку. Это будет непросто сделать, т.к. у приемного малыша идет процесс адаптации, и родители могут отдавать предпочтение маленькому по многим причинам.

Часто старший ребенок замечает, что младшему (приемному) разрешается то, что не позволено ему. Хотя бы взять пример с уборкой игрушек: старшего заставляем убирать самостоятельно, за малышом убираем сами. Это обнаруживает и малыш. И возникает желание, причем у обоих — не взрослеть. Старший начинает себя вести инфантильно: просить, чтобы его покормили из ложки, полежали с ним перед сном. А младший привязывается к младенческим словам и детской манере поведения. Иногда старший ребенок открыто заявляет, что он не хочет становиться взрослым. Для родителей — это верный знак, что между детьми возникло соперничество. В этом случае, снизьте требования к родному ребёнку о необходимости заботы о приёмном братике или сестричке. Когда к вам приходят гости, заранее предупредите их, чтобы они уделяли равное количество внимания обоим детям, чтобы ваш первенец не чувствовал себя ущемленным. Не сравнивайте детей, не позволяйте это делать родственникам, друзьям, соседям и т.д. Всячески одобряйте детей за желание расти и помогать друг другу.

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки враждебности к приемному, поговорите с ним об этом. Скажите, вы понимаете, что с ним происходит и знаете, что это пройдет. Будьте внимательны к внутреннему состоянию ребенка, чтобы у него не развился комплекс вины за отрицательные мысли или поступки по отношению к приемному. Когда дети будут ссориться, старайтесь остановить их и не допытывайтесь, из-за чего они повздорили, а лучше всего — как можно меньше вмешиваться в их ссоры. Дети будут меньше драться, если они поймут, что их ссоры на вас не действуют. (В основном дерутся, чтобы привлечь внимание родителей.)

  • Семья с двумя родными детьми.

Приходят к психологу молодые родители и спрашивают, сколько детей необходимо иметь в семье, так, чтобы и детям было хорошо, и они не очень уставали. «Три», — отвечает психолог. Когда вы воспитываете одного ребенка, то у него много шансов вырасти эгоистичным человеком, и он часто чувствует себя одиноким. Когда в семье два ребенка, то между ними существует конкуренция — кто больше получит родительского внимания, и дети постоянно «теребят» отца и мать. Когда в семье — три ребенка, то складывается наиболее удачная атмосфера для всех в семье. У детей своя компания, они часто и подолгу вместе играют и поэтому не занимают много времени у папы и мамы, которые могут теперь себе позволить заняться личной жизнью и образовать свою компанию для времяпровождения.

  • Многодетная семья.

В многодетных семьях дети привыкли, что их много, что старшие помогают младшим. Поэтому, появление приемного ребенка будет воспринято детьми, как обычное и естественное событие. Родителям не стоит беспокоиться, что негативное приобретенное поведение усыновленного ребенка переймут остальные дети. Наоборот, приемный ребенок, смотря на других детей, быстрее избавиться от негативных качеств и будет вести себя соответственно правилам, установленными в семье.

Во всех случаях будущие приемные родители при выборе ребенка, должны учитывать его возраст. Желательно, чтобы приемный ребенок был младше родного или примерно такого же возраста. Реально взвесьте свои возможности, потому что, чем дольше ребенок находился в учреждении или жил в неблагополучной семье, тем больше душевных сил и времени вам придется потратить на его реабилитацию и адаптацию. Как бы сильно не было ваше желание усыновить сироту, осуществлять задуманное необходимо при полной уверенности, что у вас гармоничные отношения и взаимопонимание с собственными детьми.

Рефлексия.

4.Упражнение « Подари подарок».
Ведущий предлагает участникам по очереди взять из коробки камешек и подарить его тому, кому он захочет, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…». Те, кому не подарили, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечает при этом лучшие качества напарника.
Рефлексия.

5.Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

Инструкция: пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится  последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

РЕФЛЕКСИЯ.

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн