Submitted by Елизавета Борисовна Ульева on чт, 16/09/2010 - 00:13
8 класс
Учебник: География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений: в 2-х книгах. Книга 1: Природа, население, хозяйство. 8 класс/Под редакцией В.П.Дронова. – 3-е издание, стереотип. – М.:Дрофа, 2006.
Раздел: «Природа России».
Тема : «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Урок №1:«Разнообразие внутренних вод России. Реки».
Цели:
Знать:
• главные особенности внутренних вод России;
• особенности размещения по территории страны крупных рек.
Определять:
• взаимосвязь между внутренними водами и другими компонентами природы – рельефом и климатом;
Уметь:
• показывать на карте крупные реки России;
• работать с картами, схемами, интерактивными моделями;
• составлять характеристику рек по плану.
Оборудование: компьютер; медиапроектор, интерактивная доска, атлас «География России»; физическая карта России.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. (повторение темы «Климат и человек»).
a) Дополни схему:
Агроклиматические ресурсы
b) Заполни недостающие графы в таблице «Неблагоприятные климатические явления»:
Вид явления Особенности проявления
Засуха ?
? Ветра со скоростью свыше 5 м/с с высокой температурой (более 20-25°С) и очень низкой (ниже 30%) относительной влажностью.
? Сильные и продолжительные, выдувающие верхний слой почвы.
Ураганы ?
? Понижение температуры воздуха ниже 0°С весной и осенью.
? Очень низкая температура воздуха при малой мощности снежного покрова.
Град ?
Гололёд ?
? Скопление водяных капель в приземном слое.
Новая тема:
Мотивация:
Слово учителя: Человек не может жить без воды. Его тело на 70%, кровь – на 90%, мышцы – на 75% состоят из воды. В костях человека содержится около 25% воды. Без пищи человек может прожить 2-3 месяца, а без воды погибает через неделю. Обезвоживание организма ведет к тому, что все биохимические процессы, протекающие в отсутствии влаги, ведут к необратимым последствиям во всех органах.
Эпиграф урока.
? Как о воде сказал великий русский биолог и наш земляк Владимир Иванович Вернадский?
Объявление темы.
Итак, из вышесказанного вы уже поняли, что сегодня на уроке речь пойдёт о воде.
Есть такое выражение: «Воды на Земле много, но воды на Земле мало». Что бы это значило?
Какова доля пресной воды на Земле? (3%)
Да, сегодня будем говорить лишь о пресной воде.
Целями нашего урока являются:
Знать:
• главные особенности внутренних вод России;
• особенности размещения по территории страны крупных рек.
Определять:
• взаимосвязь между внутренними водами и другими компонентами природы – рельефом и климатом;
Уметь:
• показывать на карте крупные реки России;
• работать с картами, схемами, интерактивными моделями;
• составлять характеристику рек по плану.
Изучение новой темы:
1) Источники пресной воды.
Воды суши опреснение воды (0,1%)
2) Связь внутренних вод с другими компонентами природы (работа со схемой).
3) Запасы пресной воды России.
(45 тыс. км³ - 2-е место в мире после Дании).
4) Реки
«Россия – страна великих речных систем».
В этом мы убедимся, изучив реки России.
a. Сколько их в России?
Смотря, что считать рекой:
Всего в России рек и крупных ручьёв – 25 млн., общей протяжённостью 10 млн км;
Крупных рек, длинной более 10 км – 120 тыс;
Крупнейших рек, протяжённостью 1000 км – 53 реки.
b. Знакомство с реками. Работа с таблицей.
Название реки Статус реки (главная, приток) Бассейн (море - океан) Доска почёта
Задания:
• Пользуясь списком, внести названия рек России в таблицу;
• Используя физическую карту России, определить статус рек;
• Используя физическую карту России, определить место впадение рек, бассейн.
Проверка выполненной работы
• Используя таблицу, определите:
- самую длинную реку России (Обь с Иртышом)
- найдите в тексте учебника данные о самой длинной реке в России (Лена).
? Почему данные не совпадают?
( Длинна Оби дана с крупнейшим притоком Иртышом, длинна которого – 4248 км, а Аргуни ( притока Амура)– 1620 км. Длина главных рек Оби и Амура меньше Лены).
? А какая река имеет наибольший бассейн?
Вносим данные в столбец «Доска почёта».
Однако для хозяйственного использования рек важны не только их общее количество и длина, но и их полноводность. Она определяется показателем речного стока.
c. Речной сток – что это?
? Какова величина годового стока всех рек России?
(4300 км³)
? Много это или мало?
(II место в мире после Бразилии; 10% мирового речного стока)
? Какая же река России самая многоводная? Сделайте вывод, изучив данную таблицу:
Река Годовой сток (км³)
Обь 395
Амур 355
Лена 532
Енисей 610
Волга 239
Печора 132
Северная Двина 109
Нева 79,8
Дон 27,8
Величину годового стока можно определить ( правда с большой долей погрешности) по карте.
Работа с данной картой. Определение годового стока рек Лена и Колыма.
Вносим данные о самой многоводной реке России в таблицу.
d. Сколько океанов омывает Россию? Какие?
Работая с таблицей в тетради:
? Какие реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана? Тихого океана? Атлантического?
? А Волга? Куда она впадает?
Введение понятия «Реки внутреннего стока».
Вывод: К какому же бассейну относятся большинство рек России?
? Какие дополнительные сведения о бассейне Северного Ледовитого океана мы узнаем из учебника?
e. Направление течения рек.
Определите направление течения рек всех бассейнов.
(Северный Ледовитый – север;
Тихий – восток;
Атлантический – северо-запад и юго-запад;
Внутренний сток – юг.
Вывод: Большинство рек России текут на север , т.е. имеют меридиальное направление течения.
? Хорошо это или плохо?
f. Скорость течения рек.
Скорость течения рек зависит от рельефа.
? Чего в России больше: равнин или гор?
Вывод: В России больше равнинных рек.
Они имеют небольшую величину падения реки.
g. Что такое падение реки?
Определение падение реки на примере реки Ангара
Самостоятельная работа: «Определение падения реки Волги».
Название реки Исток Устье Падение реки
Волга 226 м -28 м ? (254 м)
Величина падения реки влияет на её другую величину – уклон реки.
h. Что такое уклон реки?
Определение уклона реки на примере реки Ангара.
Самостоятельная работа: «Определение уклона реки Катунь.
Название реки исток Устье Длина реки Уклон реки
Катунь 4500 м 200 м 720 км ? (6 м на 1 км)
Уклон горных рек превышает 1 м на 1 км.
Вывод: По скорости течения крупнейшие реки России одни из самых медленных в мире.
i. Климат и реки.
? Как о влиянии климата сказал наш великий климатолог Александр Иванович Воейков?
В конце XIX века А.И.Воейков предложил климатическую классификацию рек, основанную на анализе питания, времени прохождения паводков и половодий.
• Густота сети рек.
• Тип питания
Снеговое ледниковое дождевое подземное
Вывод: Большинство рек России имеет смешанное питание.
• Режим рек
межень половодье паводки
весеннее летнее
(главное снеговое питание)
муссонные дожди таяние ледников
? Что такое межень? Половодье? Паводок?
Используя карты учебника, определите:
с каким типом водного режима рек в России больше?
есть ли в России реки, на которых не бывает ледостава.
в каких временных рамках проходит ледостав на территории России?
? Что такое наводнение?
Причины наводнения
Обильные дожди ветровой нагон
воды в устье
дружное таяние заторы в руслах
снега рек
Закрепление изученного:
1. Ответы на вопросы .
2. Задание*:
Источники каких крупных рек России лежат на Валдайской возвышенности? К бассейнам каких морей они относятся?
(Западная Двина – Балтийское море
Днепр – Чёрное море
Волга – Каспийское море)
3. Проверь свои знания, выполнив задания моделей 3 и 4.
Домашнее задание:
1. § 23
2. Вопросы и задания стр. 114.
3. Подготовить сообщения в виде презентации о любой крупнейшей реке России.
4. Изучив топонимику таких рек, как Амур, Енисей, Волга, Лена, определите что общего в названиях этих рек?.