Submitted by Юлия Владимировна Филиппова on Tue, 14/09/2010 - 17:46
включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь, как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.
Итоговая тестовая работа по русскому языку состоит из 24 заданий, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение заданий обязательно для всех экзаменуемых.
Работа выполняется на основе прочитанного текста и содержит задания с выбором ответа (А1 – А9) и задания с открытым ответом (В1 – В15). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения: в заданиях типа А необходимо выбрать один ответ из четырёх предложенных, в заданиях типа В – записать найденный ответ цифрами или словами.
Девять заданий типа А проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.
Такой анализ соотносится с основными приёмами и аспектами анализа содержания, которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, иностранного языка в школе с 5 по 11 класс.
Пятнадцать заданий типа В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Содержание заданий не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 8 классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к экзамену.