Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:39
Урок внеклассного чтения
Учитель: Уже более 20-ти лет с нами нет Высоцкого.
Шок, вызванный его смертью, заставил задуматься, кем он был:
актером, бардом, поэтом, композитором? Талантом или посредственностью, сильным или безвольным?
Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез.
1
1-ый ведущий:У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и – более того – никем
ещё не написанных пьес. И он хотел играть эти роли сегодня, сейчас,
немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.
Учитель: Наверное, у каждого человека, знакомого с творчеством Владимира Высоцкого, есть «свой собственный Высоцкий», есть песни,
которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то
роднее, ближе, убедительнее.
Лучшие песни Высоцкого о жизни. В песнях этих есть то, что может
поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А ещё в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…
Звучит песня «Сыновья уходят в бой».
2-ой ведущий: «Сыновья уходят в бой» … Эта песня из военного цикла,
самого значительного в творчестве Высоцкого. В ней создан образ воина –патриота: человек падает, грудью хватая свинец, то есть смертельно ранен-ный, но думает напоследок не о себе, а о Родине, о том, кто сменит его.
Мне почему-то представляется солдат, много воевавший, с сединой на висках, простой солдат из тысяч.
1-ый ведущий: Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него,
в строй встанет другой – вон тот, одетый во все не по росту. Может показаться странным: почему умирающий герой выбирает именно его.
Ведь если форма для солдата велика, если ему даже не смогли подобрать
её по росту, - значит это совсем ещё юный воин, возможно, даже мальчишка. Почему именно он, а не какой-нибудь мускулистый, физически
сильный? Наверное, потому, что главная черта героя – сила духовная.
1-ый ученик: Я разовью эту мысль в другом направлении. В книге И.Руба-
новой о поэте есть детские фотографии Высоцкого. На обеих – он мальчишка лет 7-8 в военной форме. На одной из этих фотографий, рядом с ним отец – офицер, участник Великой Отечественной войны.
« Я, конечно, много говорил Володе о Пражской операции и о других боях, в которых мне довелось участвовать. Он вообще, когда у нас дома заходила речь о войне, напрочь забывал обо всем – об уроках, об играх с друзьями. Часами мог слушать взрослых. После окончания войны я остался служить в небольшом красивом немецком городке. Туда же в январе 1947
года переехали из Москвы моя жена и Володя. 2 стр.
Прожили мы там 2 года. Каким он был тогда? Да, пожалуй, самым обычным. Играя в «казаки-разбойники», лазил по деревьям, часами пропадал на речке Финнов, хотя купаться там было небезопасно: ещё не выловили со дна все снаряды и мины… Бывало, вместе с дружками находили в лесу патроны, бросали их в костёр… Вообще парень рос боевой. Думаю, будь он годков на 5 постарше, во время войны наверняка
бы удрал на фронт…», - из воспоминаний отца – Семёна Владимировича Высоцкого.
3-ий ведущий: Представьте: 9 мая 1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала, уже долетела до самых окраин СССР, а в это время ещё шли тяжелые бои за Прагу, в которых сражался и отец поэта.
Жена и сын, уже радуясь вместе со всеми, глядели в победное небо Москвы, расцвеченное салютом, а в этот миг их самый близкий человек ещё
стоял на краю гибели. Это мгновение, в котором слились и радость, и боль,
горькая память и светлые надежды, навсегда запечатлелись в сердце поэта.
Он не только писал об этом в своих стихах и песнях, но и придал эмоциональную окраску этого мгновения всему своему творчеству: грусть и
надежда у Высоцкого неразделимы, как, например, в «Песне о конце войны»:
1-ый чтец: Сбивают из досок столы во дворе,
Пока не накрыли – стучат в домино.
Дни в мае длиннее ночей в декабре,
но тянется время и всё решено.
Вот уже довоенные лампы горят вполнакала,
И из окон на пленных глазела Москва свысока…
А где-то солдат ещё в сердце снарядом толкало,
А где-то разведчикам надо добыть «языка».
2-чтец: Вот уже обновляют знамена и строят в колонны.
И булыжник на площади чист, как паркет на полу.
А все же на Запад идут и идут эшелоны,
И над похоронкой заходятся бабы в тылу.
Вот от копоти свечек уже очищают иконы.
И душа и уста – и молитву творят, и стихи.
Но с красным крестом всё идут и идут эшелоны,
Хотя и потери по сводкам не так велики.
3 стр.
3-ий чтец: Уже не маячат над городом аэростаты.
Замолкли сирены, готовясь победу трубить.
А ротные все-таки выйти успеют в комбаты,
которых пока ещё запросто могут убить.
Вот уже зазвучали трофейные аккордеоны,
Вот и клятвы слышны жить в согласье,
любви, без долгов…
А все же на Запад идут и идут эшелоны,
А нам показалось, совсем не осталось врагов.
3-ий ведущий: Для этого стихотворения характерно и чувство тревоги. Тре-
воги за мир, добытый такой дорогой ценой.
Учитель: Это чувство тревоги, беспокойства пронизывает все творчество поэта. Не случайно и сборник поэта назван «Нерв». Высоцкого интересуют
прежде всего такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца.
В стихотворениях и песнях военного цикла – это мгновение между жизнью и смертью. Так, в песне «Як-истребитель» рассказывается о гибели боевого самолета. Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам – погиб-
шему в воздушном бою Николаю Горбунову и, поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы, дважды Герою Советского Союза Н.М. Скоморохову.
Звучит песня «Смерть истребителя» (Як-истребитель)
Учитель: Давайте попробуем представить образный мир песни.
2-ой ученик: Это произведение построено на метафоре. По такому же принципу созданы многие стихотворения Высоцкого: у него есть целый цикл, посвященный лошадям – умным друзьям человека. Лошади тоже говорят, думают и чувствуют, как люди. Говорят не только лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с вертолёта. У Высоц-кого плачут скалы, в которых жило горное эхо, поют корабли, и судьбы этих кораблей похожи на людские.
Учитель: Да, здесь и метафора и перевоплощение(в переносном смысле, конечно) поэта – певца в истребитель. В этой песне , наверное, как и во многих других выражена личность самого поэта.
4 стр.
«Як-истребитель» - одна из любимых его песен. Рассказывая о Высоцком, его товарищи часто цитируют её строки. Во многих из этих строк – черты его характера: Но тот, который во мне сидит, опять заставляет в штопор!
Приводя их Алла Демидова пишет: «он был неповторимым актёром …
А при всем этом какая-то самосъедающая неудовлетворимость. И нечеловеческая работоспособность. Я не помню Высоцкого просто сидящим или ничего не делающим, не видела его праздногуляющим или лениво, от нечего делать болтающим с приятелями. Всегда и во всем стремительность и полная самоотдача. Вечная напряженность , страсть, порыв. Крик. Предельные ситуации, когда надо выкладываться до конца, до изнанки».
3-ий ученик: Драматург А. Володарский рассказывал о том, что однажды
военные летчики уверяли его, что «Як-истребитель» написан воздушным асом. А сам Высоцкий получал письма от «однополчан», которые спрашивали: не тот ли он Высоцкий, который воевал на первом Украинском или выходил из окружения под Оршей.
Учитель: Как человеку, никогда не воевавшему удалось создать исключительно правдивые произведения о войне?
3-ий ученик: - У Высоцкого есть замечательные слова: «Моё поколение мучает чувство вины за то, опоздали родиться». Своим творчеством он как бы «довоевывал».
4-ый ученик: - Он не только «довоевывал». Он любил писать о сильных и красивых людях. Их он находил сразу среди героев – известных и неизвестных – Великой Отечественной.
Учитель: Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое Р.Рождественский по праву назвал лучшим, - «Он не вернулся из боя».
Послушаем его.
Звучит песня «Он не вернулся из боя».
Учитель: - Исследователи называют это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Как вы думаете, почему?
5 стр.
Ученик: - Наверное, потому что не оставляет какое-то странное чувство:друг погиб, а его, оставшийся в живых товарищ предъявляет претензии к нему.
Учитель: - А если бы наоборот? Если бы он говорил о друге только хорошее?
Ученик: - Это был бы образ идеального, ни в чем непогрешимого человека.
Но ведь так не бывает. Мы бы не поверили такой песне.
Учитель: - Значит, «Не лгать ни единой буквой» - этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях песни?
3-ий ведущий: Да. И хочется обратить внимание на точность даже тех деталей, которые вроде не имеют прямого отношения к образу погибшего
друга: «Отражается небо в лесу, на воде». Но подумав, вдруг понимаешь:
«Да ведь это раннее утро, выпала роса, и в ней отражается небо, и поэтому
лес стал голубым. То самое раннее утро, которое так любил друг!». Я представляю эту сцену так: раннее утро напоминало бойцу о погибшем друге, сделало боль утраты ещё острее. И тут, увидев, как красива, как чиста утренняя природа боец вдруг понял какой духовно-отзывчивый ко всему прекрасному человек жил рядом с ним. Вот поэтому стихотворение заканчивается словами: «Это я не вернулся из боя».
Учитель: - Сравните это стихотворение с тем, что мы читаем о Великой Отечественной войне. Какие общие черты мы можем отметить?
Ученик: - Эта песня по тематике очень близка к стихотворению А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом».
2-ой ведущий: - А мне кажется, что песня по настроению, по мировосприятию очень близка к повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».
В обоих показана невосполнимая утрата, произведения пронизаны чувством трагизма.
Учитель: - Можно было бы сказать ещё точнее: эти произведения сближает чувство всеобщей человеческой связанности.«Хемингуэй вышел когда-то из круга подобных мыслей, написав роман «По ком звонит колокол», Маяковский ещё раньше пробовал выразить то же: «На братском кладбище, у сердца в яме легли миллионы…», - так исследователи определяют круг
идейно близких военной лирике Высоцкого произведений. 6 стр.
1-ый ведущий: Мысль о всеобщем человеческом братстве, единстве всего живого пронизывает все творчество Владимира Высоцкого. Об этом и стихотворение « К вершине», посвященное памяти грузинского альпиниста
М. Хергиани:
Ты идешь по кромке ледника,
взгляд не отрывая от вершины.
Горы спят, вдыхая облака,
выдыхая снежные лавины.
Но они с тебя не сводят глаз,
будто бы тебе покой обещан,
Предостерегая каждый раз
камнепадом и оскалом трещин.
Горы знают, к ним пришла беда,
Дымом затянуло перевалы.
Ты не отличал ещё тогда от разрывов
горные обвалы.
Если ты о помощи просил,
Громким эхом отзывались скалы.
Ветер по ущельям разносил эхо гор,
как радио сигналы.
И когда шел бой за перевал, чтобы не был
ты врагом замечен,
Каждый камень грудью прикрывая,
Скалы сами подставляли плечи.
Ложь, что умный в горы не пойдет, - ты пошел,
ты не поверил слухам.
И мягчал гранит и таял лёд,
И туман у нас стелился пухом.
Если в вечный снег навеки ты ляжешь –
<;p class="MsoNormal" style="margin: 0cm 0cm 0pt; tab-stops: 219.0pt"> над тобой,
Как над близким, наклоняются горные хребты
Самым прочным в мире обелиском.
Учитель: - Каким вы видите мир гор Высоцкого?
Ученик: - Он добрый: «Горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «Если ты о помощи просил, громким эхом отзывались скалы»,
«Каждый камень грудью прикрывал, скалы сами подставляли плечи».
7 стр.
2-ой ведущий: - Природа у Высоцкого одушевлена.В том, как возникают метафоры, чувствуется что-то есенинское: человек – частица природы, мироздания. Для лирики Есенина тоже характерна идея единства всего земного.
Учитель: - Почему стихотворение названо «К вершине»?
Ученик: - Смысл названия как бы двоится: это и альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенствования человека.
3-ий ведущий: - К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм – таким было его отношение к людям, но прежде всего к себе:
Дурацкий сон как кистенём избил нещадно.
Невнятно выглядел я в нем и неприглядно –
Во сне я лгал и предавал и льстил легко я…
А я и не подозревал в себе такое…
Я не шагал, а семенил на ровном брусе,
Ни разу ногу не сменил, трусил и трусил.
Я перед сильным лебезил, пред злобным гнулся.
И сам себе я мерзок был, но не проснулся.
А вдруг – в костёр?! И нет во мне шагнуть
к костру сил.
Мне будет стыдно, как во сне, в котором
струсил.
Ученик: - А я думаю: на вершину может взойти только тот, кто не трусит,
кто честен: альпинист не поверил расхожему мнению, что умный в горы не пойдет. Он поверил горам, и потому они ему помогают – подставляют плечи. В известной песне Высоцкого «Скалолазка» этот мотив тоже звучит:
автор сначала удивлен, затем поднимается на Эльбрус – он и с самолета виден здорово. И лишь потом понимает, что истинное счастье в преодолении, в стремлении к вершине, когда весь мир перед тобой, ты счастлив и нем…»
1-ый ведущий: - Кстати, прообраз героя песни – грузинский альпинист
М.Хергиани – был именно таким человеком: прекрасный спортсмен
(«горный тигр» - называли его друзья), смелый, мужественный, он не признавал мужской трусости. Хергиани любил свою Родину, любил горы Сванетии, в которых родился. Там, в горах, он и был похоронен.
8 стр.
(Хергиани трагически погиб в Италии). Вот в чем смысл последней строки песни: наклоняются горные хребты самым прочным в мире обелиском.
Ученица: - Знаете, я заметила, что почти все песни и стихи, о которых мы сегодня говорим, посвящены погибшим героям, погибшим друзьям. Вспомнились строки песни Высоцкого:
Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Ученик: - А мне кажется, что это мнение не совсем верно: ведь сам поэт в одном из стихотворений сказал: «Я не люблю фатального исхода». Просто он очень дорожил своими друзьями. Вот что писал его друг, актер Валерий
Золотухин: «Владимир Семенович был человеком увлекающимся, импульсивным, идущим в своих симпатиях и антипатиях до конца: уж если друг, то лучший и никакой другой, а если враг, то и руки не подаст и лицемерно улыбаться не станет…Нашу с ним дружбу почитаю за счастье и драгоценнейший подарок судьбы». («Советская культура» от 1 апреля 1986 года)
2-ой ведущий: - Драгоценнейший подарок…У Высоцкого есть прекрасное стихотворение, посвященное другу. Я прочитаю вам отрывок:
Если где-то в чужой незнакомой ночи
Ты столкнулся и ходишь по краю,
Не таись, не молчи, до меня докричи –
Я твой голос услышу, узнаю.
Может, с пулей в груди ты лежишь в спелой ржи?
Потерпи – я спешу, и усталости ноги не чуют.
Мы вернемся туда, где и воздух и травы врачуют,
Только ты не умри, только кровь удержи.
3-ий ведущий: - Когда размышляешь над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью. В ней нет никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал. Я прочитаю своё любимое стихотворение, которое по-моему, является не только одним из лучших лирических стихотворений поэта, но и отражает его яростное стремление к правде в человеческих отношениях:
Я не люблю фатального исхода, от жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю
И ещё: когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо.
9 стр.
Я не люблю, когда наполовину, или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину, но если надо выстрела в упор.
Я ненавижу сплетен в виде версий, червей сомненья, почестей иглу,
Или когда все время против шерсти, или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза
Досадно мне, коль слово «честь» забыта
И коль в чести наветы за глаза.
Я не люблю себя, когда я трушу, и не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют.
Учитель: - Я не люблю – нравственная формула отношения к человеческим порокам, но было бы ошибочно определять его внутренний мир поэта.
Этот мир, на мой взгляд, полон любви и добра. Только так воспринимая жизнь, можно написать:
«…Я люблю, - то же, что дышу и живу…»
Баллада о любви.
Чтец: Когда вода всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока на сушу тихо выбралась любовь.
И растворилась в воздухе до срока, а срока было сорок сороков.
И чудаки – ещё такие есть –
Вздыхают полной грудью смесь,
И ни наград не ждут, ни наказания и
Думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья…
Их голосам дано сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах,
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья…
Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву!
Я дышу, - и, значит, я люблю!
Я люблю – и, значит, я живу!
Учитель: - Какой предстаёт страна любви Высоцкого?
10 стр.
Ученица: - Я увидела её прекрасной. В ней живут счастливые люди – влюбленные. Их души бродят в цветах, дышат вечностью… Мне кажется, это стихотворение должны знать все, кто хочет встретиться с настоящей любовью. Оно учит нас беречь её – ведь это такое счастье! И тогда не будет разводов, не будет сиротства при живых родителях, не будет безотцовщины.
Пусть эти слова не покажутся кому-то наивными: Высоцкий верил в силу слова, как и вообще в высокое предназначение искусства.
1-ый ведущий: - Из воспоминаний актрисы театра драмы и комедии на Таганке Аллы Демидовой: «Сегодня часто сетуют, что женщины растеряли
свою женственность, а мужчины переняли много женских черт: слабость,
незащищенность, отсутствие воли и постоянное прислушивание к собственному состоянию и настроению…Высоцкий – один из многих актеров, который постоянно играл мужественные, решительные роли. Вся энергия была направлена на безусловные преодоление ситуации…В любой безысходности – искать исход. В беспросветности – просвет! Не думать о том, возможен ли он. И во всех случаях знать и верить: «Ещё не вечер!»
Учитель: - Раз мы уже заговорили о Высоцком – актере, наверное, нельзя не вспомнить известное высказывание о нем: « поэт, рожденный театром».
Мы сегодня говорили о том, что в поэзии Высоцкого чувствуются есенинские мотивы, космические масштабы Маяковского. Но, может быть, немногие знают, что Высоцкий играл Маяковского в спектакле «Послушайте!», им блистательно сыгран Хлопуша в «Пугачеве» Сергея Есенина. Вообще в его актерском репертуаре – в основном классика:
Гамлет в трагедии Шекспира, Галилей – в пьесе Б.Брехта, Лопахин из чеховского «Вишневого сада», Свидригайлов из «Преступления и наказания»…Ролей много, но любимая – одна: Гамлет.
2-ой ведущий: Владимир Высоцкий: «Вечные проблемы добра и зла, в таком очищенном виде, как они поставлены Шекспиром, звучат сегодня особенно остро. Я бы хотел, чтобы зрители, встречаясь с Гамлетом в зале нашего театра волновались, как и я, чтобы они понимали, как труден, драматичен путь к гармонии человеческих отношений. Я вообще целью своего творчества – в кино, театре, в песне – ставлю человеческое волнение.
Только оно может помочь духовному совершенствованию».
Учитель: Так кем он все-таки был Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом?
11стр.
Он был личностью. Явлением.
Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, в рабочих общежитиях и в геологических партиях.
Песня Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам. Вместе с самолетами они взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось: