Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:25
« В природе есть редчайшие мгновенья».
Н. Палькин
Ход урока
Вступительное слово учителя.Ребята! Сегодня мы вновь обратимся к теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это получается у поэтов 20 века. Да, действительно, природа- это неразгаданная тайна. Русские поэты проявляли особый интерес к явлениям природы, каждый из них по-своему видел ее красоту, и передавал эти чувства в стихотворениях. Александр Александрович Блок – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. К его творчеству мы еще не раз будем обращаться. (Чтение наизусть стихотворений А.Блока)Об изменениях в природе и в душе человека ,происходящих весной, говорится в поэтических строках А.А.Ахматовой. ( Чтение наизусть стихотворения «Перед весной бывают дни такие»).
Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С.А.Есенин в целом ряде стихотворений. (Чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина) Учитель. Ребята, предлагаю вам проследить, как выражают свое отношение к природе родного края наши земляки. Вот как это делает Н. Палькин в стихотворении «Родные русские картины».
Ученик _1_Родные русские картины:И провода электролиний,
Туман, плывущий по реке, Текущие издалека,
И при дороге куст калины, И как предвестье теплых ливней
И темный бор невдалеке; Клубящиеся облака;
Стада, бредущие лениво И плутоватый взгляд девчонки,
К воде пологим бережком, Гусей сгоняющей к реке,
И колосящаяся нива, В короткой узенькой юбчонке,
Чуть тронутая ветерком; С пушком подушки на щеке.
Учитель. «Царством покоя» называет природу Саратовский поэт Евгений Грачев. Послушайте.
Ученик_2В этом царстве - покой и томленье,В этом царстве тускнеет кольчуга,
Над водою зеленая прядь, Или меч, или перстень на дне?
Ежевику не рвут на варенье – С любопытством глядят друг на друга
Переспела, кому собирать? Две вороны на старой ветле.
В котловане теченье, как щука, Видно, в царстве порядок суровый,
Под корягу не может нырнуть, Поднимается кольцами ил,
Притаились лягушки – ни звука, Знал о битве здесь дуб двухметровый,
Лишь кувшинки трепещут чуть – чуть. Но зимой его кто – то спилил.
Учитель. Что особенного вы заметили в этом стихотворении?
Ученик_3___Смена настроения человека передана сменой картин природы. Какая – то душевная тревога, грусть звучит в последних строках:
Знал о битве здесь дуб двухметровый,
Но зимой его кто – то спилил.
Учитель. Осень… Одно из любимых времен года поэта А. А. Пушкина. Много незабываемых строк посвятил поэт этой поре. Давайте посмотрим как описывают этот период наши поэты
Ученик_4__Н. А. Кнушевицкая «Осенний этюд».
Барабанит дождь по крышам,
На этюды Осень вышла.
Здесь мазок и там мазок –
Зажелтел вдали лесок.
И стоят кругом рябинки
В ярко – красных пелеринках.
Пруд, как блюдце, был простой –
Стал с каемкой золотой.
Дождь стучит, стучит по крышам,
А художница все пишет.
Пишет, пишет много лет
Осень свой автопортрет.
Учитель. Это стихотворение навевает веселое настроение. Можно ясно представить раннюю осень. А вот в другом стихотворении Н. Кнушевицкая с такой же легкой иронией описывает осенний пейзаж. Послушайте.
Ученик_5_Н. А. Кнушевицкая «Сентябрь – первоклассник».
В школу идетЛюбимый предмет у него -
Сентябрь – мальчишка,Рисование.
В портфеле несетОсень - учительница
Интересные книжки.Сентябрю
Про птиц и грибы,Покажет, как надо
Про арбузы и дыни –Раскрасить зарю,
Сентябрь у насБерезки в ближайшей
Первоклассник отныне.Роще кудрявой,
Он краски давноПоможет цвета подобрать
Приготовил заранее,Для дубравы.
Сентябрь – ученик
Прилежный, послушный.
Он угостит нас
Спелою грушей.
И утром прохладным
Без опоздания
Опять прибежит
На урок рисования!
Учитель. Гармоничную связь природы и человека мы наблюдаем в стихотворениях Е. Грачева.
Ученик_6__Е. Грачев «Осеннее приведение».
Туман ползет по огороду,И на лугах, и на поляне
Крадется к лесу и мосту, Цветастый бересклет отцвел -
Гусей пуская на свободу, Его листки, как кожа в бане,
Качая звезды на кустуГде пышет влагою
Играя тростником болотным, Туман у школы и правленья
Пугая чем – то глухаря, На ферме, где подъемный кран,
Дыша то теплым, то холодным Туман похож на приведенье,
Уже дыханьем сентября.А приведенье - на туман.
Учитель. Своеобразна пейзажная лирика Исая Тобольского. Вот как он описывает осень. Послушайте.
Ученик_7__И. Г. Тобольский «Осень».
Зябнет в лужицах вода,Гуси утренней порой
Бродят низко тучи, К югу улетели…
Затянуло провода Ну, теперь не за горой
Инеем колючим. Вьюги и метели!
Съежились воробушки,
Спрятали головушки.
Учитель.Образ легкого летнего дождя рисует своими поэтическими строками М. С. Муллин. Он с иронией называет дождь мальчишкой, который проплясал чечетку у двери, и «Как ребенок дует пузыри»
Ученик_8__Михаил Муллин «Слепой дождь».
Дождь – мальчишка пробежал Шалопай безудержный,
по лугу,ребенок,
Сам не зная для чего, куда, Впрягся, как в дугу,
Солнца луч, как тоненькуюв цветистый мост,
руку, Наперегонки с ним жеребенок
В капли разодел,Бегает, подняв
как в жемчуга. кудрявый хвост.
Говорит взахлеб, поймиВ огороде постоял немножко,
хоть слово, Выкупал подсолнух – каравай.
Проплясал чечетку у двери,И кричит девчонка
А теперь совсем уж из окошка:
бестолково,«Дождик, дождик,
Как ребенок, дует пузыри.пуще поливай!»
Учитель.Какое значение имеет название стихотворения? Какие строчки это подтверждают?
Ученик__9_ Дождь мальчишка пробежал
по лугу,
Сам не зная для чего, куда,
Учитель.Чувство тайны и загадочности передает А. Б. Амусин в своих строках.
Ученик_10__ Александр Борисович Амусин «Ну, вот и все – темнеет снег…»
Ну, вот и все – темнеет снег, Раскрылись звезды в тишине,
Метель охрипшая плетется Дыханием весны согреты,
На костылях, из старых слег… Усталый месяц снял шинель,
Сосулька исповедью льется. Блеснув над речкой эполетом…
В окне без белого – черно, Ну, вот и все! К чему слова!
Ручьями пахнут двор и сени. На ветках скоро вздрогнут почки,
Дороги древнее сукно –И вспыхнет первая листва
В заиндевелых нитках сена. Зимы последним многоточьем…
Учитель.Несколько иначе описывает весенний пейзаж Н. А. Кнушевицкая. Послушайте.
Ученик_11__ Н. А. Кнушевицкая «Весна».
Весна потихоньку И, позабыв
На цыпочках входит, Про зимнюю стужу,
И вот уже речка Весело птички
В темных разводьях, Купаются в лужах.
И солнышко выше,И дымкой зеленой
Лучи горячей, Оделись леса,
И крик не смолкает И манят своей синевой
Грачей – трубачей. Небеса!
Учитель.Почувствовать красоту природы родного края через поэтическое слово, через ассоциации, воспоминания поэта можно прочитав стихотворение Анатолия Передреева.
Ученик_12__ Анатолий Передреев «Окраина».
Околица родная, что случилось, Как будто бы под сенью этих вишен,
Окраина, куда нас занесло? Под каждым этим низким потолком
И города из нас не получилось, Ты собиралась только выжить, выжить,
И навсегда утрачено село. А жить потом ты думала, потом.
Взрастив свои акации и вишни, Окраина, ты вечером темнеешь,
Ушла в себя и думаешь сама: Томясь большим сиянием огней,
Зачем ты понастроила жилища, А на рассвете так росисто веешь
Которые ни избы, ни дома?!Воспоминанием свежести полей.
И тишиной, и речкой, и лесами,
И всем, что было отчею судьбой…
Разбуженная ранними гудками,
Окутанная дымкой голубой!
Работа в группах. Определить размер стихотворений.(Задания на карточках).
Подведение итогов и домашнее задание.
Учитель.Ребята, познакомившись со стихотворениями саратовских поэтов, вы смогли прочувствовать красоту родной природы, лично воспринять и осмыслить образы, созданные поэтами. Поэтому, я предлагаю вам дома сделать иллюстрации к понравившимся вам стихам. А если кто сможет ,сам пусть сочинит стихотворение или рассказ, где будет пейзажная лирика (описание природы) родного края.
Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме творческой мастерской. Коллега.
Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме творческой мастерской. Коллега.
На: Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме творческой мастерской. Коллега.
На: Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Тема "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века" очень интересная. Можно было сопровождать чтение учащимися стихотворений видеофрагментами о природе, музыкой русских композиторов. Лучше провести такой урок в форме творческой мастерской. Коллега.