Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:20
1.Проверка домашнего задания.
Учитель: «Ребята! У нас сегодня будет необычный урок, урок – путешествие. Вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся на теплоходе в сказочную страну.
В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил – был король Синтаксис со своею женою, королевой Пунктуацией. На территории этого сказочного царства – государства были города Словосочетание, Предложение, Подлежащее, Сказуемое, Дополнение, Определение, Обстоятельство. И все эти города располагались по берегам большой – пребольшой, длинной – предлинной реки Волга.
Ребята, а что интересного вы узнали об этой великой реке, выполняя домашнее задание?(3 – 4 ученика сообщают интересную информацию о реке Волге.)
А вот писатель А. Горелов называет Волгу символом красоты (текст написан на доске) (Приложение 1)
2.Словарно – орфографическая работа (по тексту А. Горелова «Волга – символ красоты»).К доске приглашаются Грамматик, Лингвист, Умник.
а) Грамматик ищет в тексте слова, соответствующие словообразовательной модели. (Приложение 2)
(красоты, россыпь, лугов, порыв, русского)
б) Лингвист выполняет задание по словообразовательному разбору слов.
- величавые - русской
- богатырскую- россыпь
- нежный
в) Умник работает по тексту «Волга – символ красоты». Его задача выполнить – синтаксический разбор предложения: Легкий ветерок доносит с лугов нежный запах цветов.
1.Учитель, обращаясь к классу:
А мы будем умниками и выполним задания по перфокартам. Ваша задача проставить орфограммы в тексте. (текст на каждой парте).
Проверка выполненных заданий.
Ключи на доске (обратная сторона).
Взаимопроверка.
Учитель отмечает ребят, которые хорошо справились с работой.
2.Следующее задание по тексту
Учитель задает соответствующие вопросы (обращаясь к карте).
- А что вы знаете о городе Предложение?
- Чем отличается город Словосочетание от Предложения?
- Что интересного вы узнали о главных городах царства Подлежащем и Сказуемом?
- Какие города выполняют второстепенную роль в этом сказочном государстве?
(Дополнение, Определение, Обстоятельство).
- Король хочет знать, как вы умеете работать по схемам.
Учитель показывает схему (приложение 3) и просит ребят указать, какое предложение соответствует данной схеме.
(Волга – символ красоты).
- Король Синтаксис хочет проверить, хорошо ли вы все знаете главные и второстепенные города его королевства. Он предлагает вам выполнить следующее задание. (Приложение № 4 )
Ученики отвечают на вопросы по тестам. (Ключи на обратной стороне доски).
Учитель подводит итоги этого задания.
Учитель: Ребята! Король Синтаксис доволен вашей работой, а вот Королева тоже захотела вас проверить. Она предлагает вам поработать в группах
1-я группа выполняет упражнение № (2 предложения).
2-я группа выполняет упражнение № (2 предложения).
3-я группа выполняет упражнение №(2 предложения).
Проверка выполненных предложений (1 ученик из каждого ряда читает выполненное задание.)
- Король и Королева очень довольны вашей работой, но все – таки они хотят проверить вас на сообразительность и предлагают вам задания из занимательной грамматики. (Приложение 5)
Ребята получают карточки и выполняют работу по замене словосочетаний. Сначала в группе, а затем каждый проговаривает свой ответ устно.
Например: Банка из- под консервов – консервная банка и т.д.
За каждый правильный ответ 1 балл. Подведение итогов. (Кто быстрее и правильно.)
Затем к доске приглашается ученик - Знаток русского языка. Он выполняет задание Короля и Королевы.
Поставьте вопрос к зависимым словамL(Приложение 6 )
Лицо в веснушках (какое?), шапка с ушами (какая?)
-Какими частями речи может быть выражено определение? (Именем существительным )
3.Подведение итогов.
Учитель: Ребята! На теплоходе «Языкознание» вместе с нами путешествовал корреспондент нашей районной газеты «Большая Волга». Он хочет задать вам несколько вопросов.
- Понравилось ли вам путешествие по сказочной реке?
- Что интересного вы узнали?
- В каких городах побывали?
Желаю вам успехов!
Учитель комментирует оценки.
Сегодня отвечали грамотно, четко …………..
Хорошо поработали……………………..
Пассивнее всех были …………………..
4.Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе.