Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 01:16
Стадия вызова.
Диалог, который поможет подготовиться к личностному восприятию произведения.
üВстреча. Свидание. Что за этими словами для вас?
üКакие чувства владеют теми, кто ждёт этих минут?
üВсегда ли, то чего мы ждём, сбывается?
üЦарь Соломон сказал: « Всё пойдёт». Как вы понимаете эти слова?
Прогнозирование по названию.
üКакие ассоциации у вас возникают со словом «звонок»?
üМалоинтересное название, не правда ли?
üО чём будет рассказ по – вашему?
üА если посмотреть на эпиграф?
( Эти вопросы повышают интерес к произведению. Кроме того, данный приём помогает понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего, что важна любая деталь.)
Краткая справка об авторе. ( это делает ученик – консультант)
В. Набоков родился в1899 г. в Петербурге. Закончил техническое училище. В1917 г. семья Набокова эмигрировала. Владимир продолжил учёбу в Кембриджском университете, в Англии. С 1922 по1937 г. живёт в Германии, с 1940 в США. Набоков – признанный мастер двух литератур – русской и американской. О нём, о его загадках спорят уже целый век. « Машенька», « Защита Лужина», « Дар», « Лолита». Набоков – писатель творец особого мира, созданного его воображением. Прозу его сравнивают с мозаичными узорами калейдоскопа.
Уточним наши предположения об этом произведении.
Стадия осмысления.
Текст разбивается на отрывки.
Отрывок первый ( до слов « уже вечерело»)
Назовите, пожалуйста, ключевые слова ( 7 лет, расстались, путешествия, Николаевский вокзал, бессрочный отпуск).
Отрывок второй. Остановка. « Это ваша родственница?- спрашивает врач»
Сто же отвечает герой?
Отрывок третий. Остановка. Каким мы видим сына? Почему он спешит? Как подчёркивает это автор? Почему улыбка « мучительная»? Как вы думаете каковы их отношения? Как встречает его мать? Почему? Что настораживает?
Отрывок четвёртый. Он старался « обкурить своё изумление» Как вы понимаете данные слова? Теперь герой начинает всё осматривать – и всё видит по- другому. Что-то начинает понимать. Что? Смотрит на пирог со вечами. И вспоминает детство? Что говорит он о матери? Чего же боится мать? Нормально ли это? Правильно ли это?
Отрывок пятый. Остановка « Громкий звонок» Обратим внимание на глаголы « встрепенулась, выпрямилась» о чём говорят эти слова?
Докажите, что звонок превращается в живое существо, может быть, даже в главного героя в эту минуту. ( Настойчиво, раздражённо «осёкся» наконец « грянул коротко» и гневно)
Почему мать запретила открывать дверь? Когда это вы поняли? А когда это понял сын?
Последняя остановка. Развязка. Попробуем передать состояние героя через музыку или цвет. Как относится автор к героям? Как вы это понял? О чем говорит деталь, что мать, говорит с сыном? ( о стыде) а что подчеркивает последняя фраза?
Рефлексия
1.Так о чем же рассказ? Какова его проблематика? Кого вам жаль больше? Почему? Насколько актуален рассказ? Эпиграф помог или помешал понять замысел автора? в названии заключена, по- вашему, тема рассказа, его проблематика или идея? Докажите.