Submitted by Виктория Ивановна Громова on Sat, 31/01/2009 - 00:42
1. Мобилизующий этап.
На доске запись:семнадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
две десятых урожая, три четверти пути, трое суток,
Учитель:Прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?
Ученик:В них есть количественные числительные
2. Формулирование темы урока.
Учитель:Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?. (Слушаются ответы).
Действительно, числительные пятеро, трое обозначают, что несколько предметов вместе, как единое целое, объединяются, группируются, собираются. – они собирательные
Ученик:Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о числительном, познакомиться с собирательными числительными, учиться правильно употреблять в речи собирательные числительные.
3. Актуализация знаний.
После обеда вы прошли три четверти пути?4(Вопр., невоскл., простое, распр.)
Учитель:Работаем над первой целью урока. Расскажите, что вы знаете о числительном, опираясь на вопросы-схемы. Отвечаем “по цепочке”.
На доске запись:
ИЧ - …часть речи…,которая обозначает…количество предметов при счёте и порядок предметов при счёте. ИЧ отвечает на вопросы…какой, сколько. ?
1.ИЧ делятся на количественные и порядковые
2.КЧ могут обозначать: а) целые. б) дробные в) собирательные числа
3.Простые ИЧ состоят из одного слова, составные из нескольких
4.Слова полтора, полтораста относятся к количественным. числительным.
4. Изучение нового материала.
Учитель:Мы повторили все, что мы знаем о числительных. Начнем работу над второй целью урока и поговорим о собирательных числительных.
Таблица № 1
Учитель:Рассмотрите таблицу.
·Что обозначают собирательные числительные?
·Как они образуются?
·Сколько в русском языке собирательных числительных, образованных от количественных (9)
·С какими частями речи употребляются собирательные числительные, что обозначают эти части речи?
Учитель:Сделайте вывод.
(2 ученика повторяют вывод)
Учитель:Прочитайте материал параграфа № 65 и добавьте пункт в этот план.
(Выполняется задание).
Ученик:В план нужно добавить пункт 4. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
(На доске записывается пункт 4)
Учитель:А теперь еще раз расскажите по плану, что мы узнали о собирательных числительных?
5. Закрепление изученного.
Учитель:Приступаем к реализации третьей цели урока. Обратимся к записи на доске. С какими существительными возможно употребление собирательных местоимений? (Работает у доски ученик)
Трое (ежата, ежихи),
четверо (брюки, кофты),
двое (грабли, лопаты)граблей!
семеро(ученик,ученица)
Физкультминутка
Учитель:Кроме собирательных числительных двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро в русском языке есть еще одно оба (обе). Как их правильно употреблять, мы сейчас выясним. Прочитайте новую информацию на стр. 133 и в соответствии с ней выполним задание к таблице №2.
Таблица №2
1. На (…) стенах висели стенды. (1 ряд устно)
2. Хорошие отношения установились между (…) государствами. (2 ряд устно)
3. (…) детей, брата и сестру, приняли в секцию. . (3 ряд устно)
4. Держись крепче малыш (…) руками сказала мама. (У доски работает ученик, расставляет знаки препинания)
Учитель:К каким числительным относятся слова оба(обе). (собирательным)
Ученик:Числительное обе сочетается с именами существительными женского рода., оба с мужским и средним родом
6. Проверочное тестирование
Тест
1)Найди ошибку:
семеро козлят
одиннадцатеро цыплят
четверо друзей
пятеро котят
2)Найди ошибку:
двое подруг
двое котят
двое учеников
нас двое
3)Найди ошибку:
трое ножниц
семеро кошек
семеро парней
две женщины
4)Найди ошибку:
на обоих журналах
на обеих берегах
обе подруги
оба друга
5)Найди правильное сочетание:
двенадцатеро первоклассников
двое кошек
в обоих томах
шестеро тигриц
7. Итог урока.
Учитель:Подведем итог урока. Расскажите все, что мы узнали о числительном, в порядке нашей работы по этой теме (Выслушиваются ответы 2-3 учащихся). Итоги тестирования, оценки
Домашнее задание. Придумать тестовое задание по данной теме
Резерв
Теоретический материал:
А) все понял(а), могу по плану рассказать о собирательных числительных;
Б) понял(а), но воспроизвести теоретический материал не могу;
В) ничего не понял(а).
2. Практическая часть:
А) могу свободно употреблять в речи собирательные числительные;
Б) иногда ошибаюсь, применяя их в речи;
В) пока не могу свободно употреблять собирательные числительные.