1.Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
2.Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
3.Какие задачи решались на уроке:
oобразовательные,
oвоспитательные,
oзадачи развития?
oБыла ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
4.Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
5.На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
6.Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
7.Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
8.Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9.Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
10.За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
11.За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
12.Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
13.Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
14.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)
Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?
8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
3.
Методика системного подхода к самоанализу учителем
урока развивающего обучения
I. Краткая общая характеристика класса
1.Общая подготовленность класса к коллективно-распределенной деятельности:
- умение работать в парах;
- умение работать в малых группах;
- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2.Общая характеристика общения. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
3.Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
4.Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
1.Реальность цели урока.
2.Каким образом организовать на уроке коллективно-распределенную деятельность?
3.Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4.Какие(ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких являются базой?
5.Что знают ученики об изучаемом понятии?
6.Сущностные характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7.Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8.Каким образом проектировался ввод учащихся в учебную задачу?
9.Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10.Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11.Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12.Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1.Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2.Соответствие формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленной цели урока. Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3.Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4.При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5.Была ли принята учебная задача учащимися?
6.Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7.Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8.Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9.Как был организован контроль? Контроль проходил как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10.Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1.Насколько содержание коллективно-распределенной деятельности соответствовало требованиям развивающего обучения? На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? Не подменялась ли коллективно-распределенная деятельность автономно-индивидуальной?
2.Каким образом характер коллективно-распределенной деятельности (совершенство или несовершенство) повлиял на качество осуществления учебной деятельности?
3.Как характер осуществления коллективно-распределенной деятельности, а также учебной деятельности учащихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления учащихся?
4.Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с т. з. качества их осуществления) и их влияние на конечный результат урока.
5.Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи ученики почувствовали орудийный, инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали общий способ действия.
V. Анализ самооценки воспитательной стороны урока
1.Поведение учителя на уроке. Способствовало ли оно достижению цели урока?
2.Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностной ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, он сам, труд, Родина.
3.Как вели себя ученики? Негативные и позитивные стороны поведения класса и отдельных учащихся. Причины. Сформированы ли сдерживающие начала во внешнем поведении детей?
4.Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?
VI. Аспект оценки конечного результата урока
1.Какой вклад внес урок в дальнейшее развитие личности учеников?
2.Оценить усвоение понятия и общего способа действия учащимися в ходе осуществления ими учебной деятельности.
Таков один из возможных вариантов методики самоанализа учителем урока развивающего обучения. Чем же самоанализ урока учителем отличается от его анализа, например, руководителем школы?
Прежде всего тем, что самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность учителя, его размышления о своем профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой.
Далее. Особенность самоанализа урока заключается в том, что он должен проводиться через ракурс класса и конкретных учеников. Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить учителя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам себя.
7.Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
6. Самоанализ по Куриленко Т.М.
1. Была ли достигнута цель урока?
2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?
3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?
4. Как использовалось время на уроке? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?
5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?
6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?
7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?
7.
Системный самоанализ урока
Характеристика класса. Прежде всего, здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, предпочитаемые, аутсайдеры – непредпочитаемые; круги желаемого общения каждого ученика, наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
Конечно, совершенно не обязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем сориентирован не только на конкретный класс, но и на конкретных учащихся.
Учитель обязан знать характеристику класса и строить урок на ее основе. Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущим и последующими уроками. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала (СУМ); как будут усваивать СУМ ученики, т.е. каковы методы обучения (МО) и формы организации познавательной деятельности (ФОПД); какую часть материала они могут усвоить сами (МО, ФОПД); какая часть материала потребует помощи учителя при его усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие аспекты ТЦУ.
Как был построен урок исходя из его замысла? Морфологический аспект самоанализа: характеристика учебно-воспитательных моментов (УВМ) и их учебно-воспитательных задач (УВЗ); объединение УВМ в этапы; выделение УВМ, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, формирование конечного результата.
Структурный аспект самоанализа: подробный анализ микроструктуры тех УВМ, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока (КРУ); анализ соответствия в рамках этих учебно-воспитательных моментов УВЗ, СУМ, МО, ФОПД (доказательство оптимальности выбора); анализ осуществляется через все три аспекта УВЗ.
Если есть время и возможность, то такому анализу надо подвергнуть все УВМ урока. Функциональный аспект анализа: на основе установленных способов взаимодействия СУМ, МО, ФОПД определяется механизм формирования КРУ; определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностями классного коллектива; уясняется, каким образом осуществление модели урока, действия учителя и учащихся повлияли на характер КРУ (выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся); анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока (КРУ).
Аспект оценки КРУ: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между ТЦУ и КРУ; сравнение причин этого разрыва; оценка достижения воспитывающего и развивающего аспекта ТЦУ; выводы и самооценка урока.
Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у учителя и помогает ему лучше осмыслить свою собственную работу. Педагог-мастер начинается с освоения анализа своего собственного труда!
8.
Самоанализ урока
(Школа молодого учителя)
Методы обучения учащихся
Подготовка учителя к уроку
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Место урока в системе других уроков тематического плана
Постановка триединой дидактической цели (обучающей, развивающей, воспитывающей)
Пути реализации поставленных целей
Наличие в планировании инновационных методов, приемов работы, дифференциации в обучении
Учтены ли объем учебного материала и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся класса
Планируется ли на уроке использование наглядностей (ТСО, таблиц, опорных схем, иллюстраций, моделей, демонстрация опытов). Использовалась ли обратная связь
Способствует ли структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей и умению пользоваться алгоритмом темы
В системе ли планируется повторение ранее изученного материала, имеют ли место связь ранее изученного материала с новым
Объем и сложность домашнего задания, учтены ли учебные возможности класса и отдельных учащихся, подготовлено ли оно к результативному выполнению
Объяснительно-иллюстративные
СИ
НИ
ПИ
СД
НД
ПД
СТ
НТ
ПТ
Рассказ
Описание схемы, алгоритма
Упражнение
Беседа с опорой на правила, законы
Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем
Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов
Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов
Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов
Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов
Организация учебного процесса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Кратковременность оргмомента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудования к уроку
Начало урока со стимулирующего введения (создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации)
Сообщена ли тема урока или учащиеся подведены к самостоятельному определению ее, опираясь на жизненный опыт и уже имеющиеся знания
Постановка перед учащимися цели урока, установки перед выполнением заданий, завершенность этапов урока, акцентирование внимания учащихся на подготовке и раскрытии алгоритма темы
Наличие логических переходов от одного этапа урока к другому, значимость этапов урока в формировании знаний, умений учащихся с учетом поставленных целей
Позволила ли система предлагаемых вопросов, заданий выявить типичные пробелы в знаниях учащихся и оперативно устранить их. Насколько качественно усвоили учащиеся алгоритм темы
Подведение итога урока; смогли ли учащиеся выделить главное в теме, ее алгоритм и значение его знания в системе знаний учащихся
Выполнение психолого-гигиенических, эстетических требований, требований охраны труда, проведение физкультминутки
Рациональное использование времени урока, выполнение намеченного плана, насколько обоснованы отступления от плана
Репродуктивные методы
СИ
НИ
ПИ
СД
НД
ПД
СТ
НТ
ПТ
Пересказ прочитанного
Списывание готового материала с доски
Выделение заданий по образцу с последующим обобщением
Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса
Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму)
Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон
Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений
Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель
Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов
Дидактическая и методическая деятельность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Формирование понятий на простом и частично известном материале, использование при этом наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации, модели), проведение опытов
Развитие учебной активности учащихся (не менее двух активных методов). Проведение словарной работы с целью осознания учащимися учебного материала
Постановка перед учащимися учебной проблемы, наличие установки слушать, выполнять действия на понимание и запоминание
Развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять алгоритм темы (в практических заданиях и действиях учащихся)
Наличие самостоятельных творческих работ, создание в процессе обучения проблемных и нестандартных ситуаций
Планирование видов проверки контроля знаний учащихся (не менее двух рациональных методов), осуществление обратной связи, ее эффективность
Обеспечение при проверке знаний учащихся воспроизведения ими основных признаков изучаемого материала, понятий, связей, насколько качественно усвоили учащиеся ранее изученный и новый материал
Использование дифференцированного обучения, его адресность и эффективность (проводится обычно при индивидуальной проверке знаний, самостоятельной работе, учитывание объема и сложности заданий)
Требование от учащихся полных ответов, уровень монологической речи
Проблемно-сообщающие методы
СИ
НИ
ПИ
СД
НД
ПД
СТ
НТ
ПТ
Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах
То же с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели, ТСО
Записи действий учителя при доказательстве гипотезы
Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов
То же с опорой на наглядность, таблицы, схемы, модели,
ТСО
То же с опорой на упражнение
Доказательства путем сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах
То же с опорой на наглядность, предметы, таблицы, иллюстрации, модели
То же с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты
Дидактическая и методическая деятельность
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Сочетание на уроке словесно-наглядно-практических способов деятельности учащихся с разными формами мышления
Создание проблемных ситуаций, решение их путем: проблемного объяснения; совместной деятельности с учителем; самостоятельного решения при руководящей роли учителя; самостоятельно
Подчинение выбранных методов обучения и способов управления учебной деятельностью целям и задачам урока и соответствие уровню обученности учащихся
Разнообразие учебной деятельности на уроке (не менее двух-трех рациональных видов); индивидуальная, фронтальная, групповая, сочетание фронтальной с групповой, индивидуальной с фронтальной, работа в парах
Использование самопроверки, самоанализа и самокоррекции, организация взаимопроверки; обучение умению давать объективную самооценку и оценку знаний товарищей
Доброжелательный, уверенный тон урока, наличие четкости, деловитости, организованности
Корректная и объективная оценка деятельности учащихся, тактичная отметка слабых мест, несовершенства в ответах, примерах, предложениях и действиях
Проведение текущего контроля на полном доверии, при необходимости проведение консультаций, рекомендаций, индивидуальной работы
Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях
Частично-поисковые методы
СИ
НИ
ПИ
СД
НД
ПД
СТ
НТ
ПТ
Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях
То же с опорой на наглядность
Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом
Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов)
Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) и т. д.
Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм
Перенос общих признаков известного на новое
Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность
Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания)
Оценка деятельности учащихся
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Активность и работоспособность учащихся на уроке
Умение учащихся организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями и задачами урока
Умение мобилизовать себя на восприятие и переработку информации, уровень организованности и активности в учебной деятельности
Насколько самостоятельно и эффективно смогли применять полученные ранее знания в оформлении новых понятий, связей, отношений
Умение планировать, организовать, устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью
Умение учащихся распознать и выделить новое содержание; применять новые знания к объяснению явлений, связи между ними, законов, правописаний; умение использовать эти знания в практических заданиях
Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов
То же с опорой на наглядность
Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся
Итог урока и домашнее задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Насколько прочно учащиеся усвоили алгоритм темы и их умение применять его в заданиях, практических, самостоятельных и творческих работах
Отмечена ли значимость темы урока и урока в формировании системы знаний учащихся
Дана ли характеристика работы класса (показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки). Краткость и емкость анализа
Умение учителя охватить типичное в успешности усвоения и недостатков; умение учесть реальные возможности класса
Имело ли место на уроке формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями и задачами урока, акцент при подведении итога
Имела ли место коррекция объема и содержания домашнего задания, его дифференциация с учетом учебных возможностей класса и отдельных учащихся
Даны ли четкая инструкция и методические советы по выполнению домашнего задания, привлекались ли знания и умения учащихся
Работа по инструктированию домашнего задания в рамках времени урока
Записаны ли на доске и в дневниках параграф, номера задач и заданий, главы тем, страницы, дано ли задание на повторение материала
Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе
СИ – словесно-индивидуальные; НИ – наглядно-индивидуальные; ПИ – практически-индивидуальные.