В рамках “Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы” предполагается увеличение доли учащихся, получивших образование с использованием информационных технологий, в 1,5 раза в связи с компьютеризацией образования. Содержательная основа массовой компьютеризации образования связана с тем, что современный компьютер – это эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Компьютеризация образования является велением времени, и вопрос: вводить или не вводить компьютер в учебный процесс давно решен положительно. Появились такие понятия, как компьютерная грамотность, информационная культура, которые предполагают, что компьютер станет повседневным техническим средством на работе и дома, в процессе обучения. Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде. Она является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков.
Требования к современному специалисту таковы: современное образование, предприимчивость, самостоятельность, умение прогнозировать, способность к сотрудничеству, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность, толерантность и коммуникабельность. Это требует качественно нового подхода к подготовке учителя английского языка, владеющего современными компьютерными технологиями.
Разнообразные информационные технологии обучения обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рационализируют формы преподнесения учебной информации; повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события; организуют и направляют восприятие; обогащают круг представлений студентов и удовлетворяют их любознательность; наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам студентов создают эмоциональное отношение к учебной информации; усиливают интерес к учебе делают доступным для студентов такой материал, который без информационных технологий был бы недоступен, активизируют познавательную деятельность студентов, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности; являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний; иллюстрируют связь теории с практикой; создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному); экономят учебное время, энергию преподавателя и студентов за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что экономится до 40% учебного времени.
Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает своим выпускникам колледж, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.
В своей работе я использую компьютер как средство обучения на материале учебного предмета “Практический курс Английского языка” с применением программных средств типа “тренажер”, ”опросник”, обучающие и контролирующие программы. Как преподаватель, я использую компьютер для организации и контроля учебного процесса, а также для подготовки необходимого учебного материала, для ведения личного архива. В курсе методики обучения ИЯ, в период подготовки Выпускной Квалификационной Работы и прохождения преддипломной практики, я обучаю студентов, как применять компьютер для профессиональной ориентации в своей будущей профессии, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т. е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т. д.). Для эффективного внедрения современных информационных технологий в учебный процесс, в колледже создан информационный центр, медиатека. Совместно со студентами разрабатываются методические рекомендации по применению информационных технологий в учебном процессе.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.
Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Большими возможностями обладают программы, которые реализуют проблемное обучение. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию умения принимать решения в различных обстоятельствах.
Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.
Нередко в одной программе соединяются несколько режимов (обучения, тренировки, контроля).
Компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия студента и предоставляет ему новые познавательные возможности.
Необходимо формировать информационную культуру студентов, позволяющую им использовать компьютерные технологии при изучении всех дисциплин, во внеурочной и досуговой деятельности. Студенты должны научиться оценивать ресурсы компьютерной техники, различать реально возможное и целесообразное для использовании в своей профессиональной деятельности.
Одним из самых главных преимуществ использования информационных технологий в учебном процессе является возможность индивидуализации обучения. Образование при использовании информационных технологий приобретает персонифицированный, ориентированный характер. Обучающийся становится основным, если не единственным субъектом образовательного процесса, а его главным элементом – не только знание, но и информация.
Наряду с положительными факторами, существуют следующие негативные факторы компьютерного обучения:
а) опасность подавления межличностного общения, так как в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;
б) усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
в) опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;
г) опасность снижения социализации человека, т.е. его пребывания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров. Компьютеру нельзя передавать все функции учебного процесса, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации мировоззрения и ценностных отношений.
Таким образом, насущными задачами системы образования являются интенсификация и оптимизация учебного процесса. Компьютер может играть здесь существенную роль. Интенсификация: 100% индивидуальный подход, возможность использовать все виды деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), возможность индивидуального подбора темы занятий и индивидуально отработать пропущенный материал. Оптимизация: использование игровой ситуации, внесение духа соревновательности студентов с компьютером и друг с другом, новизна данного метода обучения, возможность после прохождения материала расслабиться с помощью какой-либо компьютерной игры.