«Моя педагогическая философия»
«Благодаря теории – я знаю,
а благодаря практике – я чувствую».
Я.Корчак.
Как подготовить ребенка к жизни, когда сам едва улавливаешь черты непредсказуемого будущего? Какие ценности будут согревать душу, какие качества – обеспечивать успех?
Мы живем не в том обществе, в котором родились. Воспитываем детей для общества, которого не знаем и к которому сами оказались не слишком готовы. Традиционный способ – «Делай с нами. Делай как мы. Делай лучше нас» - вызывал у меня всегда большие сомнения. Социализация, где успех приносила похожесть на других, - закончилась, а пугающий разрыв между притязаниями подрастающего поколения и готовностью чем-то жертвовать ради своих целей, все увеличивается. Дети сегодня хотят от жизни намного больше своих родителей, но готовы платить, за жизненные блага, гораздо меньшую цену. Мне часто приходится наблюдать, как, попадая в реальную жизнь, многие не знают главного – самих себя, не умеют ориентироваться в социуме, теряются перед возникающими проблемами.
Еще в начале 90-х годов, работая в школе, я пыталась, вместо того, чтобы воспитывать – навязывать желаемый для нас образ поведения ребенка, вкладывая в него свои ценности, как в банк, формировать у детей уверенность в себе и в своих силах, закладывала основы позитивного отношения к окружающему миру.
Жизненные обстоятельства привели меня 15 лет назад в детский сад «Сказка», ставший для меня теперь родным. Работая с детьми дошкольного возраста, я поняла, что не только в школе, а именно с раннего дошкольного возраста нужно помочь ребенку приобрести свой собственный опыт побед и неудач. Тогда у ребенка (а затем у взрослого человека) формируется осознанный, гармоничный выбор способов жизни. А это дает социально уверенное поведение, социально-компетентное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Но как решить поставленные задачи более эффективно и ненавязчиво? Над этим вопросом мне пришлось потрудиться методом проб и ошибок. Скучные беседы и занятия не давали желаемого результата. Тогда я просто вернулась в свое детство, вспомнила, что я любила и что мне было интересно в той, детской жизни. Первое, что пришло мне в голову – сказки! Я очень любила слушать сказки, смотреть сказочные передачи по телевизору. Ведь в детстве мы воспринимаем все происходящее в сказке как реальность, превращаемся в принцев и принцесс, боремся со злыми колдунами, наконец, в сказке добро всегда побеждает зло, а это вселяет в нас уверенность и надежду на справедливость. И я не ошиблась. По совету нашего психолога я обратилась не просто к сказке, а к погружению в нее. Это было очень важно именно для детей моей группы – логопедической. Ведь любое недоразвитие в речи часто сопровождается и некоторыми задержками психического развития, что влечет за собой комплексы, замкнутость и неуверенность таких детей, а в будущем и взрослых людей.
Погружаясь в сказку, дети эмоционально переживают сказочные действия, учатся находить выходы из сложных ситуаций, осознавать свои внутренние ощущения, преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Я вижу, как путешествия по сказкам пробуждают у детей фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «обыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, мои воспитанники становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
А это в свою очередь, я уверена, поможет им легко адаптироваться к современным жизненным условиям, людям, а значит стать по-настоящему счастливыми…
Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; создайте условия, чтобы дети вырастали более хорошими! Помогите им войти в "сложный мир человеческих отношений"!
|
На: Моя педагогическая философия.
Уважаемая Елена Елисеевна,спасибо за комментарий,вы правы,современные мультфильмы легко увлекают детей,только толку от них мало,а возможен и вред...Поэтому,рекомендую всем ознакомиться с методикой погружения в сказку Н.М.Погосовой - очень интересно и увлекательно,а главное - эффективно в воспитательных целях.