Внеклассное мероприятие
«В гостях у старичка – лесовичка» (1 класс)
Цели:
- Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья;
- Учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов;
- Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном крае и его окрестностях;
- Продолжить знакомить с природой родного края;
- Развивать воображение, логическое мышление;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование.
1) набор картинок: грибы, ягоды, деревья;
2) загадки о деревьях;
3) конверты с заданиями;
4) открытка с мелодией;
5) самолетики с письмами.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. начало.
2. Предварительная работа:
. рассматривание иллюстраций деревьев:
. д/и “Узнай по описанию”;
. д/и “С чьей ветки детки”.
3. Основная часть
а) . В какой области мы живём?
. Как называется наше село?
. Какие деревья растут в нашем селе?
б) А хотите я сейчас расскажу вам сказку о деревьях?
“Жили – были деревья – подружки:
Елка – Зеленушка.
Береза – Веселушка.
Рябина – Краснощечка.
Сосна – Стройнушка.
Они жили дружно, радовались недолгому северному лету. Но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня стоят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.
Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А стоят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!
Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”
(воспитатель зачитывает характеристики и показывает дерево)
в) . Что случилось далее мы узнаем позже. А сейчас давайте познакомимся с лиственными и хвойными деревьями.
. Чем отличается хвойное дерево от лиственного?
. Ребята, давайте представим, что мы с вами пошли в лес:
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа
Ну, что, не боитесь отправиться в лес? Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Сейчас у нас какое время года? И с деревьев слетают? (листья) Правильно. Давайте превратимся в листочки, нас никто не заметит, и мы тихонько пролетим по лесу, все увидим и все узнаем.
«Раз, два, три, повернись и в листочки превратись»
- Вот и стали мы осенними листочками.
г) (В это время в класс влетает самолетик – письмо. Учитель читает.)
“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения без разрешения. И чтобы опять превратиться в детей и попасть домой, вам придется отгадать мои загадки. Все они спрятаны в чудо-коробе. Отгадайте - и дорога домой вам открыта”.
- Ну что, ребята, давайте искать дорогу. Домой ведь хочется.
(Короб накрыт скатертью на журнальном столике, в нем три конверта с цифрами 1,2,3.)
- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1)
- Здесь что-то написано:
“Хороводом в ряд в шляпках молодцы стоят” (грибы).
Из конверта достают набор картинок грибов. Дети их называют, деля их на съедобные и несъедобные. И выясняют, а можно ли мять грибы? Что можно из них приготовить?
- Если суп из грибов, то он какой? (грибной) А икра? (грибная) если пожарить, то грибы какие? (жареные) молодцы все знаете про грибы. Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)
- Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
В конверте лежат ягоды, дети отгадывают загадку:
Мы бываем разные
Голубые, красные
Мы на кустиках растем
Ешьте нас утром и днем”.
- А что можно сделать из ягод? (морс, варенье, компот)
- Из брусники какое варенье? (брусничное)
- Компот из черники? (черничный)
- Из клюквы морс? (клюквенный)
В это время звучит музыка
. Ой, листочки слышите музыку, мы с вами и на вторую загадку дали правильный ответ.
4 Физ. минутка:
- Ох, что-то я устала, давайте немножко отдохнем.
Ветер дерево качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклон, два наклон,
Разлетелись листья вон.
- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три) Который по счету? (третий)
- Интересно, что спрятано в этом конверте?
Воспитатель читает загадку:
Летом шубу надевает,
А зимой ее снимает.
(дерево)
- Правильно, мои осенние листочки, в этом конверте спрятаны загадки о деревьях. Давайте их отгадывать.
Но отгадки нужно разделить в два столбика на лиственные и хвойные.
1) Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)
2) Весною зеленела,
Летом загорела
Осенью красные бусы одела. (рябина)
3) Клейкие листочки
Зеленые листочки
С белою корою
Стоит под горою. (береза)
4) У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)
Дети показывают отгадку. В конце делят деревья: хвойные и лиственные.
Звучит музыка
- Ну, вот мы и отгадали все загадки. Попробуем вернуться домой. Вдруг получится: “Раз, два, три повернись и в детишек превратись!”
В класс влетает самолетик – письмо.
“Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдите его под чудо коробом.
Ваш старичок-лесовичок.”
Дети находят конверт с осенними листочками и дарят их гостям.
- Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках? “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
4. Итог занятия.
|