«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on Tue, 17/08/2010 - 12:43
ТЕМА урока: «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость».
Для учителя:
-Познакомить учащихся с более широким понятием - песенность, маршевость, танцевальность;
-Воспитывать музыкальные интересы, вкусы;
-Развивать представление о том, что музыка рассказывает об окружающей нас жизни, выражает чувства, мысли и настроения человека.
Для учащихся
Знать: - жанры произведений.
Уметь:
-слушать музыкальное произведение;
- отличать жанры произведения.
Применять:
-изученные жанры при сравнении музыкальных произведений.
Оборудование:
Увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»;
увертюра к опере Ж. Бизе «Кармен».
Тип урока: повторение изученного
Вид урока: смешанный
Методы : словесный, музыкальный, беседа с детьми.
Ход урока:
I. Проверка задания
Проходит беседа о том, что запомнилось из курса 2 класса, какие музыкальные произведения или песни слышали летом. Кто ходил в театр, что смотрели или слушали (орган, симфонический концерт, оперу, балет, оперетту). Что представляет собой каждый жанр?
Опера - музыкальный спектакль, где разговаривают, маршируют, но больше всего песен (арий).
Балет - музыкальный спектакль, где актёры танцуют, маршируют, передают свои мысли и чувства с помощью мимики, пантомимы и танцев.
Оперетта – маленькая опера с танцами, со счастливым концом, обличает пороки общества, недостатки. В оперетте не только поют, но и говорят. Содержание весёлое. Оперетту называют ещё музыкальной комедией.
Симфонический оркестр – различные музыкальные произведения в исполнении симфонического оркестра.
Какая была главная тема 2 класса? О чём мы говорили, слушали, какие основные жанры встречаются в музыке разных народов .
Ответы детей.
Песня, танец, марш.
Исполняется по желанию песня Филиппенко А. и Волгиной Т. «Весёлый музыкант».
- В 3 классе мы будем изучать более широкие понятия: песенность, маршевость, танцевальность .
Давайте вспомним эти жанры, попробуем угадать их на слух. (Звучат фрагменты песен, танцев, маршей – дети угадывают жанр).
II. Разучивание попевки «Мы – третьеклассники!».
При помощи чего можно записать музыкальное произведение?
-Нотами.
- Для чего нужно петь по нотам?
Чтобы спеть правильно мелодию.
Исполнение попевки учителем.
- Какой жанр слышится в этой попевке?
- Песня.
- Что удобнее под неё сделать: попеть, потанцевать или помаршеровать?
- Попеть.
- Эта попевка- часть «Классного рондо». Действительно, самое удобное под неё подпеть, т. е. в ней мы услышали песенность. Песенность – не обязательно какая-то определённая песня, но и музыка, в которой хочется подпеть.
III. Знакомство с увертюрой.
Увертюра - это музыкальное предисловие перед большим спектаклем (оперой, балетом). Раньше увертюру не было принято непременно связывать с содержанием оперы или балета. В XVII веке оперная увертюра вообще представляла собой что-то вроде оркестрового сигнала: она звучала как призыв к вниманию, предупреждением зрителям, что нужно собраться в зале, т. е. скоро начинается действие оперы. Во время исполнения увертюры входили, рассаживались, не боясь шуметь. Само слово увертюра в переводе с французского означает начало, открытие.
Прекрасные увертюры России служили вовсе не для того, чтобы рассаживаться под их звуки. Их и слушали с удовольствием. Но главной их целью было только создать праздничное приподнятое настроение у зрителей, привлечь их внимание к сцене.
Известный композитор Глюк говорил о том, что увертюра должна «предупредить» слушателей о характере предстоящего действия и оповестить их о содержании оперы.
Вы знаете сказку «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Русский композитор М. И. Глинка написал одноимённую оперу. В увертюре нет ни одной мелодии, которая потом не использовалась бы в опере. Первая, радостная и сильная, звучит в финале, вторая- певучая, восторженная – в арии Руслана, когда он мысленно обращается к Людмиле. А странные, пугающие аккорды слышатся в сцене похищения Людмилы злым карлой Черномором. Музыка становится грозной, растёт напряженность борьбы. Но вот, наконец, возвращается радостная, торжествующая мелодия. Увертюра заканчивается.
Слушание увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки.
- О чём же нам рассказала музыка?
- О том, что героям оперы предстоят трудные испытания, но в конце концов добро и свет восторжествуют над силами зла. Получилось, что в увертюре очень кратко передано содержание оперы.
- Что вы услышали в увертюре?
- Песенность, танцевальность, маршевость, а песен, танцев и маршей не было. Мы познакомились здесь с более широкими понятиями.
Прослушивание увертюры к опере Ж. Бизе «Кармен» .
- Какие жанры здесь встречаются?.
Песня и марш.
- Опера Бизе «Кармен» о свободной любви цыганки и ревнивом Хосе, о верности и преданности испанской души, с зажигательными темпераментными испанскими танцами. Плясками, рассказ о корриде (бое быков) и мужественных тореадорах. О нравах испанцев- любят кровавые зрелища, люди горячие, вспыльчивые, музыкальные, очень тонкие, чувствительные.
Как вы думаете, сколько тем прозвучало в увертюре?
- 2 темы.
1-я тема- мощная, яркая, темпераментная, танцевальная. Мелодия взлетает вверх, вниз, непостоянная, характер её меняется.
Лад - мажорный, жизнеутверждающая музыка, эмоциональная.
Регистр - средний и высокий.
Ритм - и ровный, и прерывистый.
Звуковедение - все виды (отрывисто, связано, отчётливо).
Темп - быстрый.
Динамика - меняется (громко - тихо- громко)
Больше звучит танца. Но танцевальная мелодия не одна, не какой-то конкретный танец. Значит, в этой увертюре танцевальность.
2-я тема - песенная. Характер решительный, смелый, мелодия ровная, без взлётов и снижения звука.
Лад - мажорный.
Регистр - средний.
Ритм - ровный, чёткий
Звуки - чёткие.
Темп - средний.
Звучание - средней громкости.
Первая часть создавала образ свободной цыганки. Вторая часть рисовала образ тореадора.
Обобщение .
Увертюра – это и танец, и песня, и марш.
Итог урока
Сумели мы вспомнить основные жанры в музыке?
- Да. Это - песня, танец, марш.
- Услышали мы их в произведении Ж. Бизе?
- Да.
- Как называлось это произведение?
- Увертюра к опере «Кармен».
- Кто её автор?
- Жорж Бизе.
- Что помогло нам понять музыку?
- Музыкальная речь, средства музыкальной выразительности: темп, тембр, лад, мелодия, регистр, ритм, динамика звука.
- Музыка напоминала нам и танец, и песню, и марш.
Итак, мы перешли к более широким понятиям: песенность, маршевость, танцевальность.