"Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет, сияющий нам в след.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог сумел пробить РОСТОК!"
Алмаз Исраиль Захарова Россихина Алисова
гызы Хасрет Ирина Вячеславовна Лариса Анатольевна Елена Александровна
г. Баку г. Тамбов г. Улан -Уде г. Астрахань
Азербайджан Россия Бурятия Россия
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас обсудить в блоге проблему "Воспитательный потенциал школьных предметов в формировани экологического мышления"
Это я виноват,что весной журавли
не летят на знакомые плесы.
Это я отобрал песни птиц у земли,
порубил у проселков березы.
Это я бью сайгаков с подсветкой,
в упор,
помогаю в лесу бурелому.
Это я
свёл бульдозером шишкинский бор,
осушил левитановский омут.
Это я,
под полою взрывчатку тая.
прохожу по зеленому краю…
Это я,
это я,
это я,
это я
отравляю,
топчу
и ломаю.
Гляньте в зеркало –
я вам в лицо хохочу…
И. Бурсов
Нужно ли экологическое мышление современному человеку?
Ответ на этот вопрос кажется однозначным... Но так ли это на самом деле? Кто ответит "А что по сути есть экологическое мышление?". Вы скажите - это проблема учителей естественно - научного цикла. Так ли это на самом деле? Сможем ли мы - биологи, географы, химики - одни справиться с экологическим воспитанием? Можете ли Вы сказать: " Я причастен к формированию экологического мышления и делаю это так...!"
Мы приглашаем коллег обсудить следующие вопросы:
Если Вам не безразлична проблема экологческого воспитания, поделитесь с нами уникальными фотоматериалами родных уголков. Это поможет еще раз взлянуть на нашу прекрасную Землю и вспомнить мудрейшую мысль:
"Мы не получили Землю в наследство, мы взяли её взаймы у наших детей"
Уважаемые коллеги! Предложите своим ребятам тест,
предложенный Россихиной Ларисой Анатольевной:
Загрузка...
|
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемые коллеги Лариса Анатольевна и Ирина Вячеславовна необходимо провести взаимооценку по созданию блога. Это - не только Ваш личный результат, но и результат Ваших коллег. Пожалуйста, табличку по взаимооценке разместите здесь: http://www.openclass.ru/stories/147291?page=5
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Вот и результат следующего этапа: читайте здесь
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Дорогие коллеги!
С профессиональным праздником - творчесуких успехов, хороших учеников, благополучия во всех сферах деятельности
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность» (В.А.Сухомлинский).
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания ее, выработка гуманного отношения, осознанное поведение в природной среде.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа нашей гимназии занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Многие территории Азербайджана являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. Экосоциальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в новых условиях.
Важно познакомить детей с растениями родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, вырастить, радоваться жизни рядом с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. Все связанно со всем. Не навреди! Ты не один в этом мире, в этом городе! Человек, ты разумен!
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Сетевые экологические проекты проведенные в интернете играют очень огромную положительную роль в восспитание нового поколения ... Я сама со своей командой много раз участвовала с сетевых пректах и в итоге получали огромные экологические знание...
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Алмаз, а может поделитесь идеями, названиями таких проектов?
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемая Елена Александровна, так как я занималась по подготовке учебного программы для учителей биологии для 6-11 класса, и поэтому вовремя не могла Вам ответить... Эту работу мне в Министерстве поручили и поэтому некоторые дни я не могла Вам ответить...
Отвечаю на Ваш вопрос: названиями таких проектов можно ознакомится вот здесь
Bloqumuz - Блог
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Дорогая Алмаз - познакомилась с проектами, в которых Ваша школа принимала участие - Вы действительно молодцы! Думаю, что учителям - предметникам, которые занимются экологическим прсвещением будут полезны эти сайты. .
Но... чуть - чуть бы пораньше!
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Родная моя , спасибо за внимание.
Раньше у меня не было времени, по известным обстоятельством...
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Здравствуйте, дорогие коллеги! Наконец -то "прорвалась на страничку". И у меня ещё появился вопрос. Внеурочная деятельность по предмету (в данном случае по экологическому воспитанию и вообще) должна оплачиваться? Или это - обязанность учителя? Как вы думаете?
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Считаю, что внеклассная работа по предмету, конечно же должна оплачиваться. Хотя сама, работая в школе, столько выполняю неоплачиваемой работы...
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Думаю, что, если оплачивать хотя бы кружковую деятельность ( а зачастую, оплачиваемые кружки и секции имеют спортивную направленность) для педагогов, занимающихся экологическим воспитанием - удовлетворения от своей работы было бы больше. А пока - только голый энтузиазм. хотя именно на энтузиазме и держится школа.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Вот сайт, который показывает наличие того самого энтузиазма, на котором держится вся школа. Эти умницы волгоградцы - наши с вами соседи. Кстати, коэффициент оплаты за кружковую работу в нашей области значительно понизился. Так что, все , что делает и будет делать педагог, зависит лишь от его желания нести экологическое воспитание детям.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Татьяна Геннадьевна, замечательная идея о создании сайта. И ещё раз подтвердили мысль, что учителя - энтузиасты, которые не могут спокойно жить, им надо творить, активно действовать, не взирая на трудности и низкую зарплату!. Люди какой профессии будут работать с полной отдачей, получая 7-8 тыс в месяц?
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Итак, мы можем подвести некоторые итоги нашего обсуждения.
1.Экологическое воспитание - неотъемлемая и необходимая часть воспитания культуры человека.
2. Экологические знания приобретаются в основном на уроках естественного цикла. И поэтому небходимо введение в учебные планы курсов по экологии (которые постепенно вытесняются предметами гуманитарного цикла)
3. Но только знаний недотаточно, а формирование экологического мышления происходит постоянно. Ведущую роль в этом играет внеурочная деятельность.
4. В оргнаизации деятельности по экологическому воспитанию явный приоритет имеет проектная деятельность, при чем все активнее с использованием - интернет -технологий.
5. В экологическом восспитании школьников решающую роль играют учителя естественного цикла, но при грамотно организованной деятельности вовлеченными оказываются практичекси все предметы.
6.Учитывая важность экологического воспитания, необходима государственная поддержка этого направления не словах, прежде всего финансово:
- на создание УМК по предмету "Экология", "Экологическая культура", "Экологическое краеведение" (назовите эти курсы как хотитие");
- на поддержку деятельности школьных экологических отрядов; на организацию проектов, Конкурсов,
- на освоение информационного пространства, создание интернет - ресурсов экологичесго содержания;
- на поддержку творчески работающих педагогов, работающих в этом направлении;.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Жемчужина каспия - Лотос ( впечатление после посещения заповедника)
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемые коллеги" Предложите своим ребятам выполнить тест, представленный Россихиной Ларисой Анатльевной.:
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Здраствуйте, Елена Александровна. Так долго не писала, так как была на работе в "Воронинском" заповеднике. В полевых условиях света нет. Меня в очередной раз поразило колличество мусора, в местах, где "ступала нога человека" Это, по моему мнению, один из самых ярких показтелей полного отсутствия экологической культуры. Выводы Вы как всегда сделали очень грамотные. У нас в Тамбовской области есть "Экология", как региональный компонент. Однако я согласна с Вами, что нужно развивать, на Государственном уровне не НВП, а именно экологию.
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Это как раз тот случай, когда взрослых уже не переделать, а у детей необходимо формировать экологическое мышление. Я тоже в субботу побывала в нашем Астраханском Заповеднике. Конечно, мусора там нет, т.к. заповедная территория. Но меня поразило полное равнодушие властей к сотрудникам заповедника - обветшалые строение в научном городке (на так называемой "центральной усадьбе"), ужасающее состояние музея, который создавался в 60 - е годы и так и остался в этом времени.. .. и своим великолепием - Лотос, огоромные плантации с метровыми листьями, огромными цветами и нежным ароматом.
И вот подумалось, а экскурсии в такой ветхий музей будут способствовать экологическому воспитанию?
Спасибо, Ирина Вячеславовна!
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Здраствуйте, Елена Александровна. У нас заповедник был создан в 1986 году, на его территории находится множество сел, так что людей на территории много. Оказавшись в заповеднике, где им запретили рыбалку, охоту, люди высказывают недовольство, столько лет жили и вдруг запреты. Для прохода на байдарках по территории заповедника надо заплаить 400 рублей с байдарки. Вот и получилось заповедник создали для охраны природы, при этом вызвав недовольство людей. Как то все унас делается крайне не продумано. Вот это и есть яркий пример отсутсвия экологической культуры на всех уровнях. Получается одни мы стараемся. и я думаю не зря. Раньше дети ныли когда я предлагала убрать им место где мы остановились, а сейчас они сами начинают с уборки. Если бы мы- учителя естественного цикла были не одиноки!
Извените, что редко выхожу на связь. Вышла на работу!
Спасибо за сотруднечество. С уважением Захарова И.В.
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемые коллеги! Тема экологического воспитания и формирования экологической культуры - актуальна на сегодня как в свете глобальных экологических проблем - изменения климата, загрязнения нефтепродуктами водных актваторий, проблемы бытовых отходов и загрязнения атомосферы (список можно продолжать), так и в формировании гражданского самосознания. Но занимаются этой проблемой в основном учителя естественного цикла.Хорошо, если зам. дирктора по воспитательной работе - естественник, тогда этому направлению будет уделяться достаточно внимания. А если - нет - то рассчитывать приходиться только на естественный цикл. Вот так -то, к такому выводу я пришла, оценивая активность читателей нашего блога.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемые коллеги , очень "жаркая" тема затронута в переписке. Много высказываний, очень интересные мнения.Тема экологии как никогда волнует как взрослых так и детей. Особенно с этой анамальной жарой этим летом.А какая будет зима?
С уважением Тамара Николаевна.
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Согласна с Вами, Тамара Николаевна! Не случайно география стоит на стыке естественных и социально - гуманитарных наук. Где, как не в курсе географии восхищаться красотами и оценивать экономическую выгоду природохранных мероприятий, формировать гражданскую позицию учащихся. по отношению к окружающему миру. Но только ли на уроках?
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
А вот и подтверждение, что только уроками дело не обходиться.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
В. А. Сухомлинский писал:
С уважением Тамара Николаевна.
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
ЭтоКрасный Яр с реки Бузан. Разлив весной.
С уважением Тамара Николаевна.
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Тамара Николаевна! А вы куда -нибудь выходите со своими детками? Конкурсы, проекты......
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Да ,но не так часто. В основном это районные и редко областные.Международные - мы принимаем участие только в Олимпиадах.
С уважением Тамара Николаевна.
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Наши школьники Красноярская СОШ №1 ,участвуют в акциях "Чистые берега", "Голубой патруль", "Аллея славы" ,высаживают и ухаживают за зелеными насаждениями. Вот такая практическая направленность экологического воспитания.
С уважением Тамара Николаевна.
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Отличное дело - акция проведено ребятами
Молодцы, они заслуживают похволы, вместе учителями...
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Елена Александровна, а можно ли причислить к экологическому воспитанию детей привитие любви к исполнению вот таких песен?
Картинка получилась не совсем, но прослушать можно.....
Тема: Доброта
Автор плэйкаста: tatyana_chulan
Создан: 17 августа 2010 23:29
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Великолепное исполнение !. И, по моему - это пример одной из форм приобщения детей к прекрасному, воспитания "Экологии души". Это коллектив Вашей школы?
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемые, коллеги! Проблема "премудрого пискаря"- есть способ мышления. Скажите себе честно, кто из Вас "клял" "человеческий фактор" за летнюю жару? Кто верит в конец света в 2012 году? Мы, что, так и будем статистами в данной игре, или что- то, потытаемся сделать? Не верю, что Вы сложили руки! Ну расскажите, как Вы верите в жизнь!
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
А мы, в Астраханской области особо и не ощутили "жаркого лета" - у нас всегда так, до 45 в тени. В каждом доме - кондиционеры и огромная нагрузка на электорсети. Уже научились жить в таких условиях. А вот что касается причин - основная, наверно, - сгорание топлива. И пора бы уже всерьез задуматься об альтернативных источниках энергии.
Но все -таки более серьезная проблема на сегодня - лесные пожары. Вот уж где человек приложил руку, это точно, где специально (для расчистки территорий), а где и по халатности. И вот здесь - то кар раз и уместно вспомнить о правилах поведения в природе.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Итак, уважаемы коллеги! Можно сделать первые выводы по высказываниям читателей блога.:
1. Формирование экологической культуры личности должно быть поддержано на государственном уровне: это связано, прежде с всего, с введением в учебные планы курсов по изучению родного края, методическим обеспечением данных курсов - читатели отметили, что такие курсы есть в регионах, но имеются и определённые проблемы в процессе их реализации.
2. Формирование экологического мышления начинается с самого раннего возраста, поэтому целевые программы должны проходить через все уровни школы.
3. В формировании экологической грамотности значительную роль могут сыграть творческие проекты:
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемые коллеги!
С развитием ИКТ дело не просто за творческими проектами, а на мой взгляд, за сетевыми!
И у нас есть отличная возможность объединить коллег и школьников разных регионов общим делом-защитой окружающей среды!
Мы готовы к сотрудничеству.
E-mail:
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Согласна с Вами, Лариса Анатольевна!. Проектная деятельность (не только с помощью ИКТ) является ведущей формой экологического воспитания. На сегодняшний момент экологическое движения практически полностью строиться на проектной деятльности и интузиазме их участников.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Недавно открыла для себя отличный сетевой проект - GlobalLab.Присоединяйтесь, не пожалеете.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемая Елена Александровна!
Я со своей команды тоже участвовали в проекте Глобаллаб...
Очень замечательный проект и очень интересный....
Еще мы много раз участвовали в проектах и конкурсах по теме Экологии.... ))
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Уважаемая Алмаз, это просто здорово, что есть такие энтузиасты!!!.
А вопрос у меня тот же. Участники проекта - руководители - учителя естественного цикла или... ?
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Да, участники проекта у нас особенное место занимают учителя естественного цикла.
Создаем команды и усердно занимаемся проектами
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Добрый день уважаемые коллеги! Вчера полдня не было света. А вечером пыталась разместить материалы, с трудом и ошибками. Спасибо Вам большое, что сделали за меня ссылку на группу в таблицу, я сама бы не смогла.
Наверное, мы не просто собрались в одной группе. Я тоже зарегистрировалась в ГлобалЛаб и выполнила несколько заданий. но из-за своей компьюторной неграмотностью не смогла отправить полученные результаты. Надеюсь в этом году исправить ситуацию.
Елена Александровна Вы очень грамотно обобщили предложения. Спасибо!
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Вот и ещё вывод напрашивается сам собой - сегодня уже не только необходимо воспитывать экологическую культуру, но и действовать глобально, расширяя пространтсво, . и здесь без сетевых проектов -не обойтись. Значит стоит ещё одна проблема - информатизация кабинетов: не во всех школах ещё пока есть свободный доступ в интеренет, мультимедиа есть, наверно, в каждом кабинете. Мне, например, очень не хватает интеренет на рабочем месте. Да и сама техника у меня допотопная - приходится все делать дома.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Ну, а поскольку мы говорим о проектной деятельности, да ещё в условиях, когда предмета экологии практически нет - формирование экологического мышления происходит в процессе непосредственного общения с природой, при выполнении долгосрочных проектов, нацеленных на результат, т. е. во внеурчное время. Хотя теоретические основы все - таки закладываются именно на уроках. И здесь как нельзя кстати - интеграция предметов.:
Экология глазами математики (математика, биология, экология, география)
Let"s Save together - Сохраним вместе (иностранный язык, биология, экология)
Они нуждаются в защите (ИЗО, биология,, экология, природоведение)
Наверняка в арсенале у каждого педагога найдется не один пример подобных мероприятий.
Подскажите коллегам интересные названия,,,.
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Мы СУПЕР команда !!!
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Елена Александровна!
Мы уже год отработали по проекту Глобаллаб. Нам тоже нравится.
А еще мы работаем по международной программе Экошколы/Зеленый Флаг. Тоже интересная программа. По итогам работы за учебный год лучшим присуждают Зеленый Флаг. В прошлом году неаша гимназия первой в Бурятии получила такой Флаг.
На: Блог группы № 2 "Росток": "Воспитание природой"
Какие Вы молодцы, Лариса Анатольевна! А мы только выходим на сетевые проекты.
А если вернуться к теме нашего обсуждения - у меня возникает вопрос. Работают в этих проектах учителя только естественного цикла или ....?
С уважением, Алисова Елена Александровна, учитель биологии МОУ "СОШ № 20" г. Астрахани