Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Из чего состоит опера?»

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова
Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on пн, 16/08/2010 - 17:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Попова Лариса Борисовна
Место работы, должность: 
Подоскляйский филиал имени Героя Советского Союза А.Н. Московского МОУ Нижнеспасская сош, Тамбовская область, учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
Определить значимость тембра певческого голоса в раскрытии образа исполнителем
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

программы «Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.

Используемая методическая литература: 

методические рекомендации к поурочному планированию

Используемое оборудование: 

проектор, компьтер, музыка в формате mp3

Используемые ЦОР: 

слайдовая презентация

Краткое описание: 
Через ключевую проблемную ситуацию, проходящую по всему «звену» данных уроков, обозначенную в форме вопроса «В чём художественное единство и отличие музыки от литературы? Учащиеся, поэтапно решая поставленные на уроках задачи, приходят к выводу, что - влияние искусств друг на друга очевидно. - произведения одного вида искусства вдохновляют на создание произведений в другом виде искусства. - через услышанное и увиденное дети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно – эмоциональное отношение к искусству. - через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют особенности музыкальной речи, тембровые краски человеческого голоса.

Данные уроки построены на принципах художественно- образной выразительности музыкального языка, как основы эмоционально-целостного восприятия явлений окружающего мира через общение с искусством.

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКОВ

направлено на решение   проблемы модуля «Музыка и литература»

«Художественное единство и отличие музыки и литературы» 

ПРОБЛЕМА ДАННЫХ УРОКОВ:

Урок 1.Какие литературные жанры  могут являться сюжетом для оперы?

Урок 2. Может ли музыка рассказать сказку?

ТИП УРОКОВ:

Урок 1. Урок изучения нового материала.

Урок 2. Урок закрепления.

ВИД УРОКОВ:

Урок 1. Введение в мир музыкального театра.

Урок 2. Мир музыкального театра.

ПРОЕКТИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- через ключевую проблемную ситуацию, проходящую по всему «звену» данных уроков, обозначенную в форме вопроса «В чём художественное единство и отличие музыки от литературы? Учащиеся, поэтапно решая поставленные на уроках задачи, приходят к выводу, что

- влияние искусств друг на друга очевидно.

- произведения одного вида искусства вдохновляют на создание произведений в другом виде искусства.

- через услышанное и увиденное дети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно – эмоциональное отношение к искусству.

- через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют особенности музыкальной речи, тембровые краски человеческого голоса.

ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ:

Методы стимулирования и мотивации учения: мозговой штурм, учебная дискуссия.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций: «моделирование художественно-творческого процесса» «содержательный анализ музыкальных произведений», «художественное движение», погружение.

Методы контроля и самоконтроля: «цифровой диктант», тестирование.

 

 

Урок №2.

Является вторым из трёх в модуле «Опера».

ТЕМА УРОКА: «Из чего состоит опера».

ЦЕЛЬ УРОКА: Определить значимость тембра певческого голоса в раскрытии образа исполнителем

 

ЗАДАЧИ:

Обучающая: научить анализировать музыкальное произведение на основе тембровых характеристик.

Развивающая: развить эмоциональную отзывчивость.

Воспитательная: побудить детей к общению с искусством в музыкальном театре.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- слушание (анализ и сопоставление) музыкальных фрагментов

- исполнение (попевка, разучивание песни)

- просмотр наглядного материала

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результата определённого этапа)

 

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

- компьютер, проектор, экран.

- музыкальный центр

- аудиокассеты, компакт СД, ДВД - диски с видео и муз. материалом

- фортепиано

- рабочая доска

- раздаточный материал: тексты песен

                                  

 

ХОД УРОКА.

СЛАЙД: Тема урока: «Из чего состоит опера»

Цель урока: определить значимость тембра певческого голос в раскрытии образа.

 

1-й этап.

Музыкальное приветствие:

У: «Здравствуйте, дети».

Д: «Здравствуйте»

У: Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к жанрам, зависящим от литературы. Назовите их.

(дети перечисляют жанры)

У: Из перечисленных вами жанров на сегодняшнем уроке будут присутствовать песня и опера: самый простой и самый сложный виды жанров. Предлагаю вам

начать с простого. Продолжим разучивание песни    «Школьный романс». Определите темп, динамику, лад, настроение. (Исполнение с учителем 1 куплета)

Д: темп – спокойный, динамика – умеренно громко, лад – минор, настроение – лирическое, печальное, задумчивое.

У: Как вы думаете, почему автор дал название этой песне «Школьный романс», что роднит её с романсом?

Д: содержание: чувства, переживания.

У: Начнём разучивать, но для этого, сначала распоёмся (слоги «лё-ли» по минорному трезвучию). Откройте тексты (папки на партах). Затем разучивание   текста 2 и 3 куплетов. Исполнение.

 

2-й этап. 

У: Посмотрите на экран. Тема сегодняшнего урока «Из чего сделана опера».

То что оперный спектакль состоит из действий, а между ними бывают антракты, мы узнали с вами на предыдущем уроке. А вот каким содержанием наполнены картины, и из чего складывается это содержание внутри картин, мы узнаем сегодня. 

Целью сегодняшнего урока будет: понять как тембровая окраска певческого голоса помогает исполнителю раскрыть образ персонажа.

Как называется сольный номер персонажа в опере?

Д: Ария (вспоминаем распределение голосов по партиям) учитель записывает на доске. Мужские: бас-баритон-тенор.   Женские: контральто - альт- меццо-сопрано - сопрано - колоратурное сопрано.

СЛАЙД: Портрет Н.Римского – Корсакова.

Перед нами великий русский композитор – Н. Римский Корсаков. Его называют Величайшим среди музыкантов сказочником.

Сказочность Римский-Корсаков понимает очень широко, обобщённо. У него есть и собственно сказки: в операх- «Снегурочка» по пьесе А.Островского, «Кащей бессмертный», пушкинские «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»; в симфонической музыке –«Шехеразада», «Сказка». Кроме того композитор обращается к народному эпосу в опере «Садко»; легендам – в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; народным преданиям и фантастике – в операх «Майская ночь», «Ночь перед рождеством».

За этими названиями - пёстрая вереница персонажей: дочь Мороза и Весны –Снегурочка, мудрый царь берендей, новгородский гусляр Садко, морская царевнв Волхова и царевна Лебедь, лесная девушка Феврония и Шемаханская царица.И у каждого своя история, своя сказка.

СЛАЙД: Н.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Сегодня в музыкальном театре идет спектакль Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Вашим домашним заданием было познакомиться с сюжетом этой сказки. Давайте назовём действующих лиц этого  произведения.( дети перечисляют)

Как и в других сказочных операх Римского-Корсакова, в «Снегурочке» миру реальному (народ, Бобыль и Бобылиха, Купава, Мизгирь) противопоставлен мир

сказочно-фантастический (Весна, Мороз, Леший). Связующим звеном между ними являются пастух Лель, Снегурочка и старый Премудрый» царь Берендей.

Мы с вами остановимся на двух персонажах: Лель и Снегурочка 3-й этап.

СЛАЙД: Снегурочка и Лель (иллюстрация)

У: Что это за персонажи и какими их  изображает Островский?

Д: Лель – юноша, пастушок, добрый, беззаботный, хорошо играет на рожке, красиво поёт. Благородный, человечный.

Образ Леля приобретает у Римского-Корсакова особый глубокий смысл.

Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство, поэтому сольные номера (арии) этого персонажа весьма близки народным песням.

Если бы вы были композитором, какому голосу вы поручили бы исполнение партии Леля, и почему?

Д: Контральто. Потому, что юноша, потому, что умеет любить и быть благородным.

У: Послушайте песню Леля «Туча со громом сговаривалась». Тембр какой партии выбрал композитор? Определите темп, лад, настроение..

СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)

У: Следующий главный персонаж – Снегурочка. Охарактеризуйте этот персонаж.

Д: Красивая, беззаботная, ей нравятся песни.

У: Но холодная. Она умеет радоваться красоте людских песен, огорчаться из-за невнимания к себе, но она неспособна любить. А ей так хочется этого.

Весна плетёт для Снегурочки волшебный венок, надев который она должна полюбить. Каждый цветочек этого венка имеет свои чудесные свойства:

(читает ребёнок)

                             Зорь весенних цвет душистый

                             Белизну твоих ланит

                             Белый ландыш, ландыш чистый

                             Томной негой озарит;

                             Барской спеси бархат алый

                             Опушит твои уста

                             Даст улыбку цветик малый,

                             Незабудка-красота;

                             Роза розой заалеет

                             На груди и на плечах,

                             Василёчек   засинеет

                             И просветится в очах;

                             Кашки мёд из уст польётся

                             Чарованием ума.

                             Незаметно проберётся

                             В душу липкая дрёма.

                             Мак сердечко отуманит

                             И рассудок усыпит,

                             Хмель ланиты нарумянит

                             И головку закружит.

Надев венок Снегурочка, как бы перерождается. Перед всем народом Снегурочка признаётся в своей любви к Мизгирю. Но любовь для неё – гибель.

На неё падает яркий луч солнца, и Снегурочка погибает.

Какому голосу вы поручили бы исполнение партии Снегурочки?

Послушайте «Сцену таяния Снегурочки».

Определите темп, лад, настроение.

СЛУШАНИЕ (анализ, сопоставление)

 

4-й этап.

У: На этом заканчивается наше знакомство с оперным спектаклем «Снегурочка».

Из чего состоит оперный спектакль?

Д: Действия – картины :сцены, арии , хор, инструментальные эпизоды.

У: Как выбор тембра композитором помогает раскрыть исполнителю образ персонажа?

Д: молодость, резвость, чувственность Леля раскрывает тембр контральто. Нежность, красоту, вначале холодность, а затем душевность, искренность Снегурочки – колоратурное сопрано.

5-й этап. Выставление отметок.

Домашнее задание: Миф об Орфее.

Прикрепленный файл Size
Презентация2.ppt 1.95 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн