Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Природные зоны России

Submitted by Елена Генриховна Нейфельд on Fri, 13/08/2010 - 12:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нейфельд Елена Генриховна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 15 , учитель начальных классов
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
1. Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются. 2. Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение. 3. Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения. На примере природных зон показать взаимоотношения природы и человека; создать образ каждой природной зоны; выявить роль природы в жизни людей; развивать умения презентовать творческую работу; воспитывать интерес к изучению природы родной страны.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.Плешаков   Мир вокруг нас

Используемое оборудование: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

*       настенные карты; “Растительность России”, “Природные зоны России”,

*       слайды “растительность России”,

*       слайды по природным зонам,

*        проектор,

*       компьютер

Краткое описание: 
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Природные зоны России"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Тема урока: Природные зоны России

               Цели:

  1. Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются.
  2. Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения. На примере природных зон показать взаимоотношения природы и человека; создать образ каждой природной зоны; выявить роль природы в жизни людей; развивать умения презентовать творческую работу; воспитывать интерес к изучению природы родной страны.
  4.  Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

  

Оборудование:

*       настенные карты; “Растительность России”, “Природные зоны России”,

*       слайды “растительность России”,

*       слайды по природным зонам,

*        проектор,

*       компьютер

 

I. Организационный момент. Психологический настрой.

(Учитель говорит, дети повторяют).

Прекрасно все на небе.

Прекрасно на земле.

Прекрасно все на свете.

Прекрасно все во мне.

II. Сообщение темы и целей урока.

Ведущий. Ребята! Сегодня нам предстоит  обобщить  наши знания о  природных зонах нашей Родины. Свое  путешествие по природным зонам  совершали 5 экспедиций в составе: руководителя экспедиции, зоолога, ботаника, эколога. Сегодня, из их доклада  мы услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа по теме.

 

Задание 1

(слайд 3)

 

По описанию определить природную зону

1.Это зона островов, лежащих вокруг Северного полюса. Она занимает  самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья. Край контрастов, царство снега и льда. Климат этой полярной области очень суровый. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Мощный ледовый покров, часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето. Здесь несколько месяцев не заходит солнце -продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным -темно и совсем холодно. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.
Основное занятие населения охота и рыболовство. Ведутся научные исследования.

 

(слайд 4)

2. в переводе с финского языка означает "бесплодная" или "враждебная".Эта зона находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. На  тысячи километров с запада на восток – холодная  безлесная равнина. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что суров климат: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Плотность населения в тундре невелика. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых – занятия населения.

(слайд 5)

1.      Эта  зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Эта зона  большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Самая большая природная зона. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.

 

 

 

(слайд 6)

4.  Зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Это обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть -на Западно-Сибирской. Люди занимаются растениеводством, скотоводством, добычей полезных ископаемых

 

(слайд 7)

2.      Эта зона  расположена на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы - постоянно передвигаются. Бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Лето жаркое: поверхность земли нагревается днем до семидесяти градусов, а в тени выше сорока. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В зоне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус двенадцати градусов, и зима длится 2 -3 месяца.

 

 

II Создание творческого проекта « Растительный и животный мир природных зон России»

- Мы повторили природные зоны. Сейчас я предлагаю вам создать творческий проект своей природной зоны. На каждом столе лежит конверт, в котором картинки с изображением животных, растений, предложения с названием заповедников. Вам надо выбрать  только то, что относится к вашей природной зоне.( Работа учащихся, защита проекта по плану: 1. Название природной зоны. 2. Растительный мир. 3. Животный мир. 4. Заповедники)

1. Арктика  ( слайд 8,9,10,11)

2. Тундра  (слайд 12,13,14,15,)

3. Лес       ( слайд 16,17.18.19 )

4. Степь ( слайд 20.21,22 ?.)

5. Пустыни (слайд 23,24,25,26)

 

 

III. Экологические проблемы ( отрицательное влияние человека на природу в этой зоне)

 

Арктика

–Почему положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось?

Основные причины сокращения численности животных:

- загрязнение морей;

-сокращение количества пищи;

- с появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности усилился фактор беспокойства.

 

 

Тундра

Вопрос

Почему особенно сейчас ГРИНПИС обеспокоен состоянием тундры и лесотундры?

Ответ.

В тундре были найдены огромные богатства – нефть, газ,уголь. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми. Люди устремились в эти края. Построили поселки, города, проложили дороги, протянули линии электропередач.

Как это отразилось на природе тундры:

- Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву;

- Разрушение растительного покрова тундры современными транспортными средствами( след от вездехода не зарастает несколько лет)

- Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.

 

 

 

 

 

ЛЕС

Вопрос

Леса занимают треть поверхности суши. Их называют легкими нашей планеты. Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нем, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения.

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Экологические проблемы леса:

- вырубка деревьев на берегах водоемов;

- неумеренная охота и браконьерство;

- загрязнение леса бытовым мусором;

- разведение костров.

 

СТЕПИ

В русских народных сказках степь описывают как пестрый ковер.

В сказке «Сивка – бурка» конь мчался гривой задевая траву мураву.

 

«Едешь, едешь – степь до неба

Степь, все степь, зелено море…

И взгрустнется поневоле

На буйном просторе.

И.З.Суриков

 

 

 

 

 

-Где сейчас расположены такие буйные степи?

ОТВЕТ

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи.  Теперь они сохранились только в заповедниках.

ВОПРОС

- Почему только в заповедниках сохранились степи с их удивительным растительным и животным миром?

- Распашка степных земель из-за  плодородных почв

- Неумеренный выпас скота приводит к разрушению почвы

- Браконьерство

 

ПУСТЫНИ

Вопрос

-К каким экологическим проблемам привело освоение пустыни человеком?

ОТВЕТ

- неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли

- стало больше подвижных песков из-за неумеренного выпаса скота

- браконьерство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IY. ВЫВОД

 

Мы незаметно подошли к пониманию того, что удивительны и разнообразны природные зоны России. Будущее процветание человечества возможно только при разумном,  гуманном отношении к природе. Земля - наш дом, каждый человек должен осознавать свою ответственность перед потомками.

- Поделитесь своими впечатлениями о сегодняшней работе в роли исследователя. Что вам понравилось? Какая работа была более интересной, а какая сложной?

 

                        Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн