Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются.
Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения. На примере природных зон показать взаимоотношения природы и человека; создать образ каждой природной зоны; выявить роль природы в жизни людей; развивать умения презентовать творческую работу; воспитывать интерес к изучению природы родной страны.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование:
настенные карты; “Растительность России”, “Природные зоны России”,
Ведущий.Ребята! Сегодня нам предстоит обобщить наши знания о природных зонах нашей Родины. Свое путешествие по природным зонам совершали 5 экспедиций в составе: руководителя экспедиции, зоолога, ботаника, эколога. Сегодня, из их доклада мы услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.
III. Работа по теме.
Задание 1
(слайд 3)
По описанию определить природную зону
1.Это зона островов, лежащих вокруг Северного полюса. Она занимает самый север нашей страны – острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья. Край контрастов, царство снега и льда. Климат этой полярной области очень суровый. Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам. Мощный ледовый покров, часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето. Здесь несколько месяцев не заходит солнце -продолжается полярный день. Зимой наступает долгая полярная ночь: темным -темно и совсем холодно. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.
Основное занятие населения охота и рыболовство. Ведутся научные исследования.
(слайд 4)
2. в переводе с финского языка означает "бесплодная" или "враждебная".Эта зона находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что суров климат: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом -замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Плотность населения в тундре невелика. Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых – занятия населения.
(слайд 5)
1.Эта зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Эта зона большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Самая большая природная зона. Занятия населения: охота, лесозаготовка, животноводство, изготовление товаров на фабриках и заводах.
(слайд 6)
4. Зона расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Это обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть -на Западно-Сибирской. Люди занимаются растениеводством, скотоводством, добычей полезных ископаемых
(слайд 7)
2.Эта зона расположена на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы - постоянно передвигаются. Бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. Лето жаркое: поверхность земли нагревается днем до семидесяти градусов, а в тени выше сорока. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В зоне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус двенадцати градусов, и зима длится 2 -3 месяца.
II Создание творческого проекта « Растительный и животный мир природных зон России»
- Мы повторили природные зоны. Сейчас я предлагаю вам создать творческий проект своей природной зоны. На каждом столе лежит конверт, в котором картинки с изображением животных, растений, предложения с названием заповедников. Вам надо выбрать только то, что относится к вашей природной зоне.( Работа учащихся, защита проекта по плану: 1. Название природной зоны. 2. Растительный мир. 3. Животный мир. 4. Заповедники)
1. Арктика ( слайд 8,9,10,11)
2. Тундра (слайд 12,13,14,15,)
3. Лес ( слайд 16,17.18.19 )
4. Степь ( слайд 20.21,22 ?.)
5. Пустыни (слайд 23,24,25,26)
III. Экологические проблемы ( отрицательное влияние человека на природу в этой зоне)
Арктика
–Почему положение животных Крайнего Севера резко ухудшилось?
Основные причины сокращения численности животных:
- загрязнение морей;
-сокращение количества пищи;
- с появлением мощных ледоколов, стрелкового оружия высокой точности и дальности усилился фактор беспокойства.
Тундра
Вопрос
Почему особенно сейчас ГРИНПИС обеспокоен состоянием тундры и лесотундры?
Ответ.
В тундре были найдены огромные богатства – нефть, газ,уголь. Благодаря развитию современной техники, трудности на пути освоения Заполярья перестали быть непреодолимыми. Люди устремились в эти края. Построили поселки, города, проложили дороги, протянули линии электропередач.
Как это отразилось на природе тундры:
- Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву;
- Разрушение растительного покрова тундры современными транспортными средствами( след от вездехода не зарастает несколько лет)
- Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими.
ЛЕС
Вопрос
Леса занимают треть поверхности суши. Их называют легкими нашей планеты. Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нем, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения.
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
Экологические проблемы леса:
- вырубка деревьев на берегах водоемов;
- неумеренная охота и браконьерство;
- загрязнение леса бытовым мусором;
- разведение костров.
СТЕПИ
В русских народных сказках степь описывают как пестрый ковер.
В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они сохранились только в заповедниках.
ВОПРОС
- Почему только в заповедниках сохранились степи с их удивительным растительным и животным миром?
- Распашка степных земель из-за плодородных почв
- Неумеренный выпас скота приводит к разрушению почвы
- Браконьерство
ПУСТЫНИ
Вопрос
-К каким экологическим проблемам привело освоение пустыни человеком?
ОТВЕТ
- неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли
- стало больше подвижных песков из-за неумеренного выпаса скота
- браконьерство
IY. ВЫВОД
Мы незаметно подошли к пониманию того, что удивительны и разнообразны природные зоны России. Будущее процветание человечества возможно только при разумном, гуманном отношении к природе. Земля - наш дом, каждый человек должен осознавать свою ответственность перед потомками.
- Поделитесь своими впечатлениями о сегодняшней работе в роли исследователя. Что вам понравилось? Какая работа была более интересной, а какая сложной?