Программа курса "Шитье - мое хобби" для учащихся 10 -11 классов
Submitted by Елена Юрьевна Лось on вс, 08/08/2010 - 15:19
Программа профильного элективного курса
"Шитье - мое хобби"
для учащихся 10 - 11 классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Качественные изменения в характере и содержании труда в ряде областей промышленности, создание малых и средних предприятий и привлечение в сферу обслуживания энергичных, грамотных, творческих кадров повлекли за собой изменения требований к профессиональному образованию.
Программа курса составлена на основе программы профессионального обучения «Портной индивидуальной мастерской по изготовлению женской легкой одежды» для учащихся 8 – 11 классов учебно-производственного комбината.
Учитывая неготовность определенной части молодежи к работе в рыночных условиях из-за сравнительно невысокой деловой активности, недостатка предприимчивости в поисках трудового заработка, данная программа ставит своей целью профессиональную ориентацию учащихся, развитие конкурентоспособного выпуска школы на рынке труда.
Программа направлена на решение задач:
1. Создание оптимальных условий для развития личности каждого ученика через многовариативность объектов труда, творческий подход в процессах проектирования, конструирования, моделирования реального воплощения и оценки результатов деятельности.
2. Расширение кругозора в области технологии изготовления швейных изделий
3. Формирование отношения к одежде, как к одному из средств выражения личности, стремления по новому обрести свою индивидуальность и уверенность в себе через понятие «индивидуальный стиль».
Учащиеся должны иметь представление:
· О структуре швейного предприятия и особенностях изготовления швейных изделий в частной мастерской. Их преимущества и недостатки;
· О законах художественного конструирования, рекомендациях по выбору индивидуального стиля;
· О типовой последовательности обработки швейных изделий;
· О требованиях к оформлению конструкторско-технологической документации;
· Об основных видах дефектов в изделии и методах их устранения;
· Как определять качество кроя и готового изделия;
· О понятии «культура труда» и организации трудового процесса.
Учащиеся должны знать:
· Ассортимент одежды и ее функциональные особенности;
· Методику работы с журналами мод.
· Этапы проектной деятельности.
· Основное оборудование швейной мастерской, инструменты, приспособления. Безопасные приемы труда.
· Применение различных видов прикладного искусства при отделке швейных изделий.
· Основную терминологию швейных работ; швейные материалы и их свойства;
· Основные методы технологической обработки некоторых узлов женской легкой одежды;
Учащиеся должны уметь:
· Снимать основные мерки с фигуры человека, записывать результаты, определять свой размер.
· Проверять состояние швейных машин и выполнять устранение простейших неполадок в работе.
· Выполнять некоторые виды работ по изготовлению швейных изделий.
· Пользоваться лекалами базовых конструкций.
· Осуществлять самоконтроль при изготовлении изделий.
· Соблюдать требования техники безопасности и противопожарной безопасности.
При работе над творческим проектом учащиеся приучаются самостоятельно проходить все этапы создания одежды: от изучения своей фигуры и осознания своих потребностей до оценки результата своей деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 10 класс
Количество часов
Дидактическое обеспечение
Теория
Практика
Всего
Тема 1. Введение. Индивидуальный стиль
0,5
1,5
2
Книги по шитью и журналы мод, эскизы и их описание, коллекции тканей и швейных материалов, готовые проекты, различные упражнения и тесты по теме «Индивидуальный стиль», памятки по ведению проектной деятельности
Тема 2. Основы конструирования, технического моделирования и художественного оформления одежды
1
5
6
Книги по шитью и журналы мод, упражнения и памятки по ведению проектной деятельности, карточки и упражнения по конструированию и моделированию поясных изделий, готовые выкройки, эскизы и образцы изделий
Тема 3. Технология изготовления швейных изделий. Поузловая обработка женской легкой одежды
1
5
6
Книги по шитью и журналы мод, упражнения и памятки по ведению проектной деятельности, эскизы, образцы и технологические карты поузловой обработки и изготовления поясных изделий, наглядные пособия, упражнения и тесты по теме «Ручные и машинные работы»
Тема 4. Проектирование и изготовление швейных изделий с примерками
1
17
18
Книги по шитью и журналы мод, упражнения и памятки по ведению проектной деятельности, наглядные пособия, образцы и технологические карты поузловой обработки и изготовления поясных изделий, готовые проекты
Тема 5. Защита проектов. Зачет
0,5
1,5
2
Книги по шитью и журналы мод,
упражнения и памятки по ведению проектной деятельности, готовые проекты, карточки и тесты для зачета.
Итого:
4
30
34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.Теоретические сведения. Способы производства швейных изделий массовый, индивидуальный. Особенность изготовления швейных изделий в частной мастерской. Преимущества и недостатки.
Характеристика: мода, стиль в одежде. Индивидуальный стиль. Классификация одежды. Поясные изделия. Ткани, используемые для пошива юбок и брюк. Технологические свойства тканей (осыпаемость, скольжение, прорубаемость иглой, пластичность) и их влияние при изготовлении одежды. Особенность изготовления швейных изделий из трикотажных полотен и тканей с ворсом.
Практические работы. Работа с журналами мод. Работа с коллекциями тканей и швейных материалов.
Тема 2.Теоретические сведения. Методы конструирования одежды и их характеристики. Особенности конструирования поясных изделий. Снятие мерок с фигуры человека, запись результатов, определение размера. Прибавки и припуски при конструировании одежды (поясные изделия). Техника моделирования с использованием лекал базовых конструкций.
Методика работы с готовой журнальной выкройкой. Подбор и корректировка.
Применение различных видов прикладного искусства при отделке швейных изделий.
Практические работы. Снятие мерок. Запись результатов. Построение чертежей базовых конструкций. Моделирование поясных изделий. Работа с готовыми выкройками. Подбор, корректировка. Подготовка выкройки к раскрою. Изготовление отделочных деталей и украшений из ткани.
Тема 3.Теоретические сведения. Оснащение учебной мастерской: оборудование, инструменты, приспособления. Неполадки в работе швейной машины, связанные с работой механизмов. Терминология швейных работ. Технология выполнения сметочных и стачных работ, требования.
Примерная типовая последовательность обработки поясных изделий. Составление технологической карты изготовления различных поясных изделий.
Поузловая обработка женской легкой одежды. Последовательность обработки притачных и накладных кокеток. Виды складок. Технология обработки шлицы, разреза, веерной складки. Способы обработки застежки поясных изделий тесьмой - молния, на пуговицы. Технология обработки юбок и брюк притачным, цельнокроеным и фигурным поясом. Карманы, их разновидности. Технологическая последовательность обработки накладных карманов на подкладке, карманов в швах, карманов с отрезным бочком. Особенности обработки юбки на подкладке.
Практические работы. Упражнения по устранению неполадок в работе швейных машин.
Выполнение образцов обработки различных деталей и узлов одежды. Работа с технологическими картами.
Тема 4.Теоретические сведения. Основные этапы проектной деятельности. Петля дизайна. План практической реализации проекта. Требования к оформлению отчета по проекту. Конструкторско-технологическая документация. Экономическая и экологическая экспертиза.
Практические работы. Самостоятельная работа над индивидуальным проектом по изготовлению поясного изделия под руководством учителя.
Тема 5.Теоретические сведения. Критерии оценки проектной деятельности и готового изделия. Самоанализ проектной деятельности.
Практические работы. Самоанализ проектной деятельности. Защита проекта. Работа с карточками – заданиями, с тестами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 11 класс
Количество часов
Дидактическое обеспечение
Теор.
Прак.
Всего
Тема 1. Введение. Индивидуальный стиль
0,5
1,5
2
Книги по шитью и журналы мод, эскизы и их описание, коллекции тканей и швейных материалов, различные упражнения и тесты по теме «Материаловедение», «Индивидуальный стиль», готовые проекты, памятки по ведению проектной деятельности
Тема 2. Основы конструирования, технического моделирования и художественного оформления одежды
1
5
6
Книги по шитью и журналы мод, упражнения и памятки по ведению проектной деятельности, карточки и упражнения по конструированию и моделированию плечевых изделий, готовые выкройки и эскизы изделий
Тема 3. Технология изготовления швейных изделий. Поузловая обработка женской легкой одежды
1
5
6
Книги по шитью и журналы мод, упражнения и памятки по ведению проектной деятельности, эскизы, образцы и технологические карты поузловой обработки и изготовления плечевых изделий, наглядные пособия и тесты по теме «Виды машинных швов», «Неполадки в работе швейной машины»
Тема 4. Проектирование и изготовление швейных изделий с примерками
1
17
18
Книги по шитью и журналы мод, упражнения и памятки по ведению проектной деятельности, наглядные пособия, образцы и технологические карты поузловой обработки и изготовления плечевых изделий, готовые проекты
Тема 5. Защита проектов. Зачет
0,5
1,5
2
Книги по шитью и журналы мод,
упражнения и памятки по ведению проектной деятельности, готовые проекты, карточки и тесты для зачета
Итого:
4
30
34
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.Теоретические сведения. Определение понятий: одежда, костюм, платье, гардероб. Характеристика строения женской фигуры. Пропорции. Типы фигур и их характеристика. Условно-нормальная фигура. Рекомендации по выбору индивидуального стиля. Ваш гардероб и возможности его пополнения. Стиль и качества личности современного делового человека. Имидж и этикет.
Ассортимент тканей и нетканых материалов. Определение основных свойств ткани (физико-механические, гигиенические, эстетические, технологические). Их влияние на выбор модели.
Практические работы. Работа с журналами мод. Работа с коллекциями тканей и швейных материалов.
Тема 2.Теоретические сведения. Методика работы с журналами мод. Виды лекал. Методы конструирования и моделирования плечевых изделий. Конструктивное моделирование рукавов. Конструктивное моделирование воротников. Фантазийные воротники.
Виды отделок в легком платье. Применение различных видов прикладного искусства при отделке швейных изделий. Изготовление отделочных деталей и украшений из ткани.
Практические работы. Снятие мерок. Запись результатов. Конструирование и моделирование основы плечевого изделия. Работа с готовыми выкройками. Подбор, корректировка.
Подготовка выкройки к раскрою. Изготовление отделочных деталей и украшений из ткани.
Тема 3.Теоретические сведения. Основное оборудование швейной мастерской. Неполадки в работе швейной машины. Подробная классификация машинных швов. Области их применения.
Примерная типовая последовательность обработки плечевого изделия.
Поузловая обработка женской легкой одежды. Оборки, воланы, канты. Виды застежек в женской легкой одежде, технология обработки. Технология обработки воротников различных конструкций и методы соединения их с горловиной. Технология обработки рукавов в женской легком платье. Соединение их с проймой. Технология обработки прорезных карманов.
Практические работы. Упражнение по устранению неполадок в работе швейных машин. Работа с образцами машинных швов. Работа с технологическими картами. Выполнение образцов обработки различных деталей и узлов легкой одежды.
Тема 4.Теоретические сведения. Технологическая культура и ее компоненты. Законы художественного конструирования. Алгоритм дизайна. Планирование технологического процесса.
Требование к оформлению конструкторско-технологической документации. Полное финансовое обоснование проекта.
Практические работы. Работа над индивидуальным проектом по изготовлению плечевого изделия под руководством учителя. Оформление отчета проектной деятельности.
Тема 5. Теоретические сведения. Критерии оценки готового изделия и проектной деятельности.
Практические работы. Самоанализ проектной деятельности. Защита проекта. Работа с карточками – заданиями, с тестами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Журналы «Burda Мoden» и другие журналы мод.
Езенкова Н.В. Искусство красиво одеваться… - Рига, фирма «ИМПАКТ», 1992.
Мельникова Л. В. и др. Обработка тканей: учебное пособие для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы / Л. В. Мельникова, М. Е. Короткова, Н. П. Земганно - м.: Просвещение, 1986 - 208 с.
Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вента-Граф, 2002. – 192 с.: ил.
Технология: учебник для учащихся 10 класса образовательной школы / под редакцией В. Д. Симоненко М: Вента-Граф, 1999 - 288 с.
Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды. Учебное пособие для учащихся профессиональных заведений. М: Высшая школа; издательский центр "Академия", 2000 - 176 с.
Ударцева Л. В. Школа пошива женских юбок. Издание для досуга - СПб: Диамант, 1994.
Шьем дома. / под ред. Карповой Е. – Изд-во «Внешсигма». – Изд-во АСТ, 2000.