Урок-путешествие в осеннюю природу по математике в 1 классе «Закрепление пройденного материала: число 4. Состав числа 4»
Submitted by Елена Викторовна Афанасьева on пн, 02/08/2010 - 15:14
Ход урока:
I Работа над пройденным материалом.
Ребята, наш урок мы начнем с загадок, в них говорится о 4 сестричках. Подумайте, как их зовут?
На земле живут сестрички,
У сестричек – по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает. (ВЕСНА)
Разноцветная косичка –
Загорелая сестричка.
Тоже трудится умело,
Чтобы всё росло и зрело. (ЛЕТО)
Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка.
Убирает, веет, косит,
Урожай в амбары носит. (ОСЕНЬ)
А четвёртая косичка –
Белоснежная сестричка;
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт. (ЗИМА)
А какое время года царствует в природе сейчас? Что происходит в природе осенью? Что меняется в жизни животных осенью?
Ходит осень по равнинам тихой светлой сказкою.
И расписывает рощи солнечными красками.
Посмотрите, художница-осень заглянула и к нам в класс, украсив его золотыми красками.
А вот и улетающие в теплые края птицы.
1.Счёт от 1 до 10 в «прямом» и «обратном» направлениях. Числа 1, 2, 3, 4.
Давайте посчитаем, сколько птиц улетает в этой стае.
Мы с вами хорошо знакомы с числами 1, 2, 3, 4.
Вспомните, какие стихотворения мы о них знаем?
Вот один иль единица,очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два,полюбуйся какова!Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.
А вот это посмотри, выступает цифра три.Тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре, острый локоть оттопыря.
2.Упражнения на соотнесение чисел 1, 2, 3, 4 с соответствующими группами предметов.
А теперь проверим, как хорошо вы умеете считать. Я показываю вам предметы, а вы должны сосчитать их и показать соответствующую цифру из кассы.
3.Упражнение в получении чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу.
Мишка готовится к зиме, он усиленно питается, чтобы нагулять побольше жира и потом спокойно спать всю зиму. Сегодня он собирает сладкую ягодку малинку.
Он нашёл 1 ягодку. Потом ещё 1. Сколько у него стало ягодок, а как получилось число 2. 1+1=2
Аналогично: 2+1=3
3+1=4
4.Сравнение чисел на основе сравнения соответствующих групп предметов.
Не только мишка готовится к зиме, делают запасы белочка и ёжик.
Белочка на ёлочке нашла две веточки с хорошими шишками. На какой веточке шишек больше? Почему? Сколько шишек на этой веточке? 5 А на другой? 4. А число 5>4
Ёжик набрал две корзинки грибов. В какой корзинке грибов меньше? Почему? Сколько грибов в этой корзинке? 6 А в другой? 7. А число 7>6
5.Упражнения на усвоение ряда чисел.
Игра «Который по счёту листочек не раскрашен?»
Осень перекрашивает листья на деревьях в жёлтый, оранжевый, красный, бардовый цвета, но некоторые листики пропустила. Назовите, которыми по счёту они являются?
НАБОРНОЕ ПОЛОТНО № 1
1
2
3
4
5
НАБОРНОЕ ПОЛОТНО № 2
1
2
3
4
5
Игра «Какие числа пропущены?»
Посмотрите на ряд чисел, подумайте, какие числа в нём пропущены?
2
4
Игра «Назови число»
Какое число следует при счёте за числом 1? 2? 3?
Какое число идёт при счёте перед числом 2? 3? 4?
II.Работа над новым материалом.
1.Подготовка к решению задач.
Осень очень богата урожаем различных плодов. Вот послушайте задачку про арбузы: «Папа принес 2 арбуза, а потом пришла с работы мама и тоже принесла 1 арбуз. Как узнать, сколько стало арбузов?»
Обозначим арбузы, принесенные папой и мамой, счётными палочками. Положите столько палочек, сколько принес арбузов папа. А какой цифрой мы это обозначим?
А теперь положите столько палочек, сколько арбузов принесла мама. Какой цифрой обозначите?
Какой арифметический знак поставим?
НАБОРНОЕ ПОЛОТНО
2 + 1
ФИЗМИНУТКА
2.Работа по учебнику.
Решение задач, составление числовых выражений с помощью кассы цифр и раздаточного материала.
Рассмотрите две верхние картинки. Было 2 стакана с чаем. Положите на парте столько же синих кругов. Сколько кругов положили? Какой цифрой обозначим?
Посмотрите на правый рисунок. Что изменилось? Положите на парте ещё 1 красный круг. Обозначьте его цифрой.
Как записать, что кругов стало 2 да ещё 1?
2 + 1
Можно ли такую же запись составить про стаканы? Почему? Сколько стало всего стаканов с чаем? 2 да ещё 1, всего 3
Посмотрите на следующие два рисунка. Было 4 яйца, 1 яйцо съели. Сколько яиц осталось?
Положите столько синих кружков, сколько яиц было. 1 яйцо съели, прикройте ладошкой 1 кружок. Как записать, сколько 4 без 1?
4 - 1
ФИЗМИНУТКА
Повторение состава числа 4 (работа с кассой).
Рассмотрите круги на нижних картинках. Сколько белых кругов? Обозначьте цифрой. Сколько красных? Обозначьте цифрой. Сколько всего? 3+1=4
Как ещё можно получить 4?
2+2=4
1+3=4
Сколько всего клеточек в полоске? Сколько отрезают? Обозначьте цифрой. Сколько останется клеток? Обозначьте. 4-2=2
Сравнение чисел 3 и 4 (игра-молчанка).
Посмотрите и сосчитайте, сколько клеточек обвели, покажите карточку с цифрой. Сосчитайте сколько треугольников, покажите. Какое число больше? Меньше?
ФИЗМИНУТКА
III.Закрепление. Работа в тетради.
1.Соотнесение чисел 1, 2, 3, 4 с картинками, на которых нарисовано столько же предметов.
Рассмотрите рисунок в тетради. Кого вы видите? Бабочек, ос, божьих коровок
Как назвать их одним словом? Насекомые
Можно ли их увидеть сейчас? Почему?
Покажите карточкой, сколько вы видите ос, бабочек, божьих коровок? А чего на рисунке столько же, сколько и бабочек? Покажите карточкой, сколько на рисунке грибочков. А чего столько же? Молодцы!
2.Рисование узора.
В начале урока вы мне говорили, что осенью становится холоднее, солнышко светит не так ярко. А что ещё бывает осенью чаще, чем летом? Отгадайте загадку:
Где я только не пройду,
Везде сырость наведу.
Я грибной, я слепой,
А зимой, совсем чудной.
На полях, желанный гость.
Называют меня... ДОЖДЬ
Сегодня мы будем рисовать узор «Дождик» (показ написания элементов узора). Обведите узор и продолжите его до конца строки.