Submitted by Наталия Владимировна Уметчикова on Sat, 31/07/2010 - 18:56
Типы взаимодействия организмов
Цель урока: рассмотреть типы взаимодействия организмов; познакомиться с
понятием - биотические связи; углубить знания учащихся о
трофических связях. Оборудование: учебник, рисунки с изображением живых организмов, фотографии животных, электронное сопровождение урока в виде презентации. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием интерактивных методов обучения. Формы обучения: беседа, рассказ и объяснение. Ход урока Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка и учет знаний
Фронтальный опрос учащихся:
1. Что такое экологический фактор?
2. Какие факторы среды вы знаете?
3. Что такое абиотические факторы?
4. Какие факторы среды называют биотическими?
5.Какие факторы среды называют антропогенными?
Индивидуальная работа у компьютера:
ΙΙΙ. Изучение нового материала
На предыдущих уроках мы с вами рассматривали взаимоотношения между организмами и средой обитания. Но в природе существуют и такие отношения как Живое – живое. Каждый организм живет в окружении множества других, вступает с ними в самые разнообразные отношения. Как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения.
Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого опада (рис 1), животных – опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней, или других растений, создающих необходимый микроклимат.
Биотические факторы среды – вся сумма воздействий, которые оказывают друг на друга живые существа. Наиболее важными в природе являются трофические связи, т.к. именно они удерживают организмы разных видов друг возле друга, объединяя их в сообщества.
Трофические связи
Прямые – непосредственное влияние одного вида на другой (питание львов живыми антилопами,гиен – трупами зебр)
Косвенные – влияние на внешнюю среду или на другие виды (конкуренция разных видов за один пищевой ресурс)
Живые организмы поселяются друг с другом неслучайно. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы биотических связей.
Типы биотических связей
Объяснение и одновременный просмотр видеосюжетов. Симбиоз – сожительство, при котором оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого. Пример: лишайник. Симбиоз – широкое понятие, включающее варианты. Если присутствие одного вида или популяции благоприятно для другого, но не является обязательным условием существования. То это, протокооперация - на панцирях ракообразных обитают различные кишечнополостные, которые получают пищу, когда его хозяин ловит и поедает других животных, но они могут существовать и отдельно. Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя. Пример: образование микоризы грибов и высших растений, птицы и крокодилы. Протокооперация - отношения взаимополезные, но не обязательны для обоих видов. Пример: насекомоопыляемые растения и цветковые растения.
Коменсализм - форма взаимодействия между видами, когда один питается за счет другого, не нанося ему никакого вреда. Нейтрализм - сожительство двух популяций живых организмов, когда ни одна из них не испытывает влияния другой. Пример: белки и лоси живут в лесу и не контактируют между собой. Хищничество – одна популяция неблагоприятно воздействует на другую в результате прямого нападения, но зависит от другой. У хищников имеются средства овладения, умерщвления и поедания добычи. Пример: у кошачьих – когти, у паукообразных и змей – ядовитые железы и т.д. Кроме животных есть и растения хищники – раффлезия. Паразитизм - форма взаимоотношений разных организмов, один из которых является паразитом, а другой - хозяином. Паразиты делятся на внутренних (эндопаразиты), которые живут внутри хозяина в органах и тканях человека и животных. Имеют мощные органы прикрепления – присоски, крючья, отсутствуют органы чувств, упрощена пищеварительная система, т.к. всасывание питательных веществ осуществляется всей поверхностью тела. Очень плодовиты. И внешних (эктопаразиты).
- Приведите примеры? Пример: плоские и круглые черви, членистоногие, клещи, клопы, вши.
Паразиты также бывают временными, которые нападают на жертву только для питания (слепни, комары) и постоянными (бычий цепень, свиной солитер). Среди животных паразитов есть и растения паразиты такие как петров крест, повелика. Конкуренция - любое антагонистическое отношение, связанное с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами (видами), нуждающимися в одних и тех же ресурсах. Аменсализм - форма взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя и без обратного отрицательного воздействия со стороны подавляемой. Плесневый гриб пенициллин – вещество, подавляющее рост бактерий, но бактерии не оказывают влияния на плесневые грибы. При клинических испытаниях пенициллина было выявлено, что при его применении увеличилось число грибковых заболеваний, т.к. в естественных условиях развитие грибов сдерживается присутствием бактерий.
Вывод: Не смотря на разнообразие взаимодействий результат один:
1) обеспечение пищей;
2) изменение среды обитания;
3) расселение видов в пространстве.
Связи между организмами сложны и полностью не изучены. Поэтому о результатах неосторожного вмешательства человека в жизнь природы можно только предполагать. Цепная реакция событий возникших при воздействии на какой-либо вид может привести к неожиданным последствиям.
ΙV. Закрепление.
1. Раздать карточки с изображением животных и растений. Ребята, посмотрите, кто с кем и в какие взаимоотношения вступает.
2. Вспомните летние наблюдения. Представьте, что вы составляете букеты: в первую вазу поместите только розы; во вторую – только гвоздики; в третью – гвоздики и розы вместе. Какой букет дольше сохранит свою свежесть? Где растения проявят признаки увядания?
3. Тестовое задание на электронном носителе. Д/З §8 Творческое задание: 1.Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с берёзой.
2. Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения симбиоза?