Ольга Романенко
ИКТ в работе школьного библиотекаря
Развитие и использование информационных
технологий давно уже не дань моде. Тот
кто не использует их, отстает навсегда.
(Н. Булаев)
Одной из задач БИЦ нашего общеобразовательного учреждения является предоставление услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации всех библиотечно-информационных процессов, что позволяет предоставлять информацию не только о своих фондах, но и об удаленных источниках информации. Время диктует новые правила профессиональной деятельности, и такие показатели, как количество мероприятий, число читателей и выдача книг, уже не являются определяющими в оценке деятельности БИЦ. От меня ждут умения работы с аудиовизуальными и электронными документами, с современной техникой, владения компьютерной грамотностью, навыками аналитической и проектной работы.
Автоматизация библиотечных процессов
Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, 4 компьютера, которые связаны в сети, ксерокс, 2 сканера, принтер. Установлена программа АИБС «МАРК-SQL» - версия для школьных библиотек». Данная программа обеспечивает комплексную автоматизацию основных библиотечных процессов: автоматизированный прием и выдачу книг и учебников пользователям, комплектование литературы, обработка поступающих изданий, справочно-информационное обслуживание, обслуживание пользователей, учет фонда БИЦ (учебники, основной фонд, медиатека).
Среди первоочередных задач, которые я поставила перед собой еще в 2005 году, проведение ретроконверсии (Ретроспективная конверсия – перевод карточных каталогов в машиночитаемую форму) фонда. На данный момент 95% основного фонда, 100% учебного уже внесено в электронный каталог. Данная работа потребовала много времени. Однако результат стоит этих усилий, поскольку для меня открылась возможность полной автоматизации выдачи и приема документов пользователям. Появилась возможность более оперативно и качественно выполнять заявки, так как в электронную базу данных кроме книг, учебников, медиаресурсов внесены и все статьи из педагогических журналов.
С сентября 2007 года я ушла от бумажных читательских формуляров и перешла на электронные. Это экономит время, сводит на нет ошибки при выдаче книг, т.к. программа не дает записать книгу с одним инвентарным номером дважды, детям очень нравится, что на их страничке помещена их фотография. Мне нравится в данной программе то, что я в считанные практически секунды могу точно сказать у кого на руках определенная книга, также легко вычислить всех должников, не просматривая кучу формуляров. Я не любила однообразную (в техническом смысле) работу по составлению актов на списание, оформлению подписки, а теперь это стало делать интереснее. Минус программы – это то, что выдача книг, которые не состоят на инвентарном учете, занимает несколько больше времени, но в то же время совершенно не сложна.
Не составляет сложности работа с электронным каталогом. Легко вносятся в каталог полнотекстовые документы. Электронный каталог, электронная картотека периодических изданий и выход в Интернет дали возможность практически полностью выполнять запросы пользователей, как педагогов, так и обучающихся. Внедрение АИБС “MAPК-SQL ” в работу БИЦ поставило ее на более высокий уровень. Я не могу ее сравнить с другими программами, т.к. я их не видела. Но данная программа меня вполне устраивает.
Подключение БИЦ к Сети Интернет позволило учителям задействовать обучающихся в олимпиадах и конкурсах. Также учитель получает информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании, об образовательных Интернет-ресурсах. В 2008 году участвовали с обучающимися 11 класса в Эврестической олимпиаде и заняли 1-е место по области.
Хочу отметить, что в структуре фонда нашего БИЦ большую роль играют нетрадиционные носители информации: аудио-, видео-, электронные издания, Интернет. Именно здесь у пользователей имеется возможность доступа к самой разнообразной информации, которая предоставляет широкие возможности всем участникам образовательного процесса. Те, у кого нет дома компьютера, работают в БИЦ, а те, у кого имеется возможность работать дома, отбирают необходимую информацию, переводят ее в электронный вариант и работают с ней дома. Очень часто теперь обучающиеся 6-11 классов готовят на базе БИЦ презентации по многим учебным предметам и для классных часов. Естественно, при этом большую роль играет материально-техническая база и в первую очередь компьютеры, сканеры, принтер, ксерокс. Все это дает возможность оказывать качественные образовательные услуги всем участникам образовательного процесса. И это правильно, потому что при отсутствии нужной информации на традиционных носителях можно легко найти ее в электронных базах данных и на сайтах Интернета. Все это повышает оперативность, полноту и точность получаемой информации, экономит время, расширяет спектр оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, дает возможность наиболее полно использовать ресурсы, повышает комфортность работы пользователей.
Все это поставило перед школой дополнительные задачи по формированию фонда БИЦ как печатными, так и электронными изданиями. Полученные школой 49 CD-дисков (энциклопедии, учебные пособия, учебники) стали основой для создания фонда медиадокументов. А за 3 последних года фонд увеличился до 498 экз. (т.е. в 10 раз) аудио-видео и электронных изданий. Заинтересованность проявили не только администрация школы, но и обучающиеся и преподаватели, которые делятся имеющимися у них электронными ресурсами с БИЦ.
Справочно-информационную работу в помощь образовательному процессу сейчас просто невозможно представить без программы АИБС «МАРК-SQL». С ее помощью я легко выпускаю всевозможные указатели (библиографические, аннотированные), рекомендательные списки. Так аннотированный указатель « Надо что-то новое, но где ж его взять?» был представлен на районном семинаре для учителей и руководителей ОУ. В данном указателе подробно представлен медиафонд нашего библиотечно-информационного центра, который на данный момент является лучшим в районе. Указатель «Невероятные Литературные Открытия» размещен на сайте школы (http://kolpschool1.edu.tomsk.ru ) на страничке http://kolpschool1.edu.tomsk.ru/novoeBIC.htm
Постоянное пополнение наиболее удачными работами диска «Рефераты обучающихся СОШ №1» – это еще один вариант комплектования фонда. Обучающиеся с удовольствием делятся наиболее удачными рефератами, проектами, презентациями, как в текстовом, так и в электронном варианте.
Также в формирование информационной среды БИЦ значительный вклад вносят творческие, исследовательские, проектные работы учащихся, причем некоторые работы отличаются уникальностью собранных данных, оригинальностью, своей новизной. Подобные фонды документных ресурсов являются очень перспективным вариантом информационной поддержки, оказываемой педагогам и школьникам.
Важной частью библиотечно-библиографического обслуживания является выставочная деятельность БИЦ. Если 4 года назад для меня составляло большую трудность написание заголовков, разделов и цитат (не умею красиво писать), то теперь эта работа уже не представляет трудности. Лишь бы цветной катридж не подвел. В течении 2-х лет практикую электронные выставки, при создании которых использую всевозможный иллюстративный материал: портреты, цитаты, аннотации и т.д. Практически ко всем мероприятиям по привлечению к чтению, информации на педсоветах. Работу данных выставок можно запускать в автоматическом режиме, поскольку они оснащены озвученным текстом.
Развитие интереса к чтению
«…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте
ему возможность читать, и вы неизбежно сделаете
его счастливым…». Джон Хершел
К сожалению, сегодня на первый план выходят компьютерные игры как способ проведения домашнего досуга. И тогда я задумалась о том, как совместить мой опыт по привлечению учащихся к чтению с новыми условиями, в которых живет сейчас читатель. Поэтому я обязательно в большинстве мероприятий использую игровые приемы, всевозможные компьютерные презентации, видеоматериалы, создаю электронные викторины. Все время идет поиск. Когда появилась информация о курсах «Разработка образовательных медиаресурсов», мне показалось, что они могут явиться довольно действенным средством приобщения детей к чтению. И я оказалась права. Есть уже неплохие результаты, которые показывают, что работа по этому направлению не только не дает снижения чтения в различных возрастных группах, но и, наоборот, имеется определенный рост. Так, дети 4-6 классов с особым удовольствием приходят в БИЦ и самостоятельно работают с электронными тест-викторинами, которые я сама создаю. Им очень хочется ответить на все вопросы и получить от компьютера наивысшую оценку. А для этого необходимо хорошее знание произведений и детям волей неволей приходится их читать. Есть дети, которые стали регулярно приходить в БИЦ за книгой, а теперь уже и нашли дорогу в детско-юношескую библиотеку, так как фонд книг для досугового чтения у нас не достаточен.
Актуальность и роль БИЦ в проектной деятельности.
При работе над проектом перед учеником во всей остроте встаёт вопрос о технологии подбора и оценки литературы, об использовании различных источников информации, о способах работы с нужной информацией, о её сохранении, грамотном оформлении. Выполняя проектную работу, ученик попадает в благоприятную для приобретения информационной грамотности ситуацию. И здесь обучающимся необходима конкретная помощь. Поэтому я оказываю консультативную и практическую помощь обучающимся 4-11 классов в их работе над рефератами, проектами. И таким образом, решаю сразу несколько задач: обучающиеся учатся работать с информацией, накапливается информационная база БИЦ, которая используется учащимися для разработки новых проектов. Вместе с обучающимися 8-9 классов и учителем истории Анисимовой И.Б. участвовала в работе над проектом, который был представлен на районный уровень, и на областной Фестиваль «Проектная деятельность и компьютерные технологии» 2007г. Основной идеей проекта стало создание фильма «Ответы на районную викторину «И пусть поколения знают»». Оригинальность данного проекта заключается в том, что ответы на любую викторину можно представить в виде фильма. И это имеет ряд преимуществ: работа над викториной становится интереснее и увлекательнее, увеличивается количество людей ознакомленных не только с вопросами, но и ответами викторины, обучающиеся приобретают навык работы с источниками информации, создание данного продукта не требует больших материальных затрат.
Актуальность, практическая значимость, качество выполнения данного проекта подтвердились результатами его представления на конкурсах районного и регионального уровня:
Уровень представления проекта
|
Результат
|
Районный конкурс объявленный Центральной библиотекой, Советом ветеранов и газетой «Советский север» «И пусть поколения знают»
|
I место
Работа отправлена в Областной Совет ветеранов.
|
Областной фестиваль Проектная деятельность и компьютерные технологии» - 2007
|
Диплом участника как лучшего в номинации.
|
Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном и (или) региональном уровне
Идти вперед - значит потерять покой.
Остаться на месте – значит потерять себя. (Серен Кьеркегор)
Престиж БИЦ и имидж библиотекаря позволяет повысить не только обобщенный опыт работы, но и выступление библиотекаря на семинарах и совещаниях разного уровня:
Год
|
Наименование мероприятия
|
|
Уровень
|
2005
|
Книжная выставка: в поисках нового.
|
Библиотечный практикум. Компьютерная презентация
|
Районный
|
2006
|
«Педагогика сотрудничества – 20 лет спустя»
|
Выступление на районном семинаре с компьютерной презентацией
|
Районный
|
2006
|
Информационные технологии в школьной библиотеке.
|
Выступление на МО школьных библиотекарей. Компьютерная презентация.
|
Районный
|
2006.
|
«Медиасопровождение образовательного процесса»
|
Выступление на районном семинаре. Электронная книжная выставка
|
Районный
|
2006
|
Информационное сопровождение педагогов и обучающихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении
|
Выступление на координационном совете. Компьютерная презентация.
|
Муниципальный
|
2006
|
Работа школьной библиотеки по патриотическому воспитанию
|
Выступление на областной конференции Совета ветеранов.
Компьютерная презентация.
|
Региональный
|
2006
|
Этапы работы над презентацией.
|
Выступление на МО школьных библиотекарей. Компьютерная презентация.
|
Районный
|
2006
|
«Информационное обеспечение образовательного процесса»
|
Презентация работы творческой группы
|
Районный
|
2007
|
«Чтение как ресурс повышения образования»
|
Выступление на городской конференции «От чтения к успешному будущему», проводимой центральной библиотекой. Компьютерная презентация.
|
Муниципальный
|
2007
|
Медиаурок «Лепые нелепицы»
|
Выступление на тематической секции в рамках проекта 2007 года «Компьютерные технологии в педагогической деятельности»
|
Региональный
|
2008
|
Романенко О.П.
«Что за прелесть эти сказки» (А.С. Пушкин. «Сказки»)
|
Выступление на тематической секции в рамках проекта 2008 года «Компьютерные технологии в педагогической деятельности»
|
Региональный
|
Опыт работы представлен также в публикациях:
Год
|
Тема публикации
|
Сборник
|
Уровень публикации
|
2005
|
Романенко О.П. «Мальчик, игравший в куклы»
|
«Из опыта работы районных творческих объединений Колпашевского района в 2004/2005 учебном году».-Томск, 2005.- С.92
|
Районный
|
2006
|
Малыгина А.И., Романенко О.П. «Память, ставшая бронзой» в соавторстве с Малыгиной А.И.
|
Фестиваль «Сценарий медиаурока с использованием компьютера: сборник авторских разработок-сценариев уроков педагогов Томской области I I областного Фестиваля медиауроков.
Томск, 2006.- С.100
|
Региональный
|
2006
|
Романенко О.П. «Давайте знакомиться – Виталий Бианки»
|
Фестиваль «Сценарий медиаурока с использованием компьютера: сборник авторских разработок-сценариев уроков педагогов Томской области I I областного Фестиваля медиауроков.
Томск, 2006.- С.143
|
Региональный
|
2007
|
Романенко О.П. «Лепые нелепицы» (по творчеству К. Чуковского)
|
Фестиваль «Сценарий медиаурока с использованием компьютера: сборник авторских разработок-сценариев уроков педагогов Томской области I I I областного Фестиваля медиауроков.-Томск, 2007.- С. 228
|
Региональный
|
2007
|
Романенко О.П., Анисимова И.Б. «Ответы на викторину «И пусть поколения знают»
|
Фестиваль проектов.- Томск, 2007.-С.239
|
Региональный
|
2008
|
Романенко О.П.
«Что за прелесть эти сказки» (А.С. Пушкин. «Сказки»)
|
Фестиваль «Сценарий медиаурока с использованием компьютера: сборник авторских разработок-сценариев уроков педагогов Томской области I V областного Фестиваля медиауроков.-Томск, 2007
|
Региональный
|
2008
|
Виртуальная экскурсия в музей «Ясная поляна»
|
Участие в акции, посвященной 170-летию со дня рождения Л.Н. Толстого», проводимой БИЦ г. Колпашева. Компьютерная презентация.
|
Районный
|
Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.
Если путь твой
К познанию мира ведет -
Как бы ни был он долог и труден -
Вперед! Фирдоуси
Год
|
Название конкурса
|
Уровень
|
Результат
|
2005
|
I Областной фестиваль «Сценарий медиаурока с использованием компьютера»
|
Региональный
|
Диплом участника
|
2006
|
II Областной фестиваль медиауроков
|
Региональный
|
Диплом участника
|
2007
|
III Областной фестиваль медиауроков
|
Региональный
|
Диплом участника
|
2007
|
II Областной фестиваль проектов
|
Региональный
|
Диплом лучшей авторской проектной работы в номинации
|
2007
|
Всероссийский Фестиваль идей и инноваций в области образования
|
Федеральный
|
Диплом победителя (работа вошла в число 20-ти лучших работ по Сибирскому Федеральному
округу)
|
2008
|
IV Областной фестиваль медиауроков
|
Региональный
|
Диплом участника. Экспертная оценка: 38 баллов из 40.
|
2008
|
Всероссийский конкурс школьных библиотекарей
|
Федеральный
|
Участник
|
|
|
|
|
В заключение хочется сказать, что практически нет уже ни одного вида деятельности в школьной библиотеке, где не использовались бы компьютерные технологии. Главное понять, что это дает возможность работать более эффективно и интересно как для себя, так и для пользователей библиотеки.
Во второй части я попыталась сказать, что школьный библиотекарь не только умеет хранить учебники, но может активно участвовать в образовательном процессе. Я долго сомневалась надо ли вставлять в работу сведения о фестивалях и конкурсах, публикациях, но потом решила, что возможно это кому-то поможет сделать выбор для себя и придаст уверенности в своих силах. С уважение, Романенко Ольга.
|
На: Романенко О.П. ИКТ в работе школьной библиотеки
Здравствуйте, по многим вопросам с вами согласна. Работаю с АБИС "МАРК-SQL - версия для школьных библиотек" около пяти лет и считаю программу вполне приемлимой. Её можно было, конечно, немного разгрузить, либо сделать версию для школьных библиотек сельских школ, где не такие уж большие фонды. И ещё, мне нехватает отчёта по книговыдаче. Но я нашла выход из положения, воспользовавшись возможностями Excel.
VIKA