Современный подход в обучении иностранному языку
Кириллова Людмила Васильевна, учитель английского языка МОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района Тамбовской области
_____________________________________________________
Наша жизнь не стоит на месте – она стремительно развивается, набирает новые обороты, идёт вперёд семимильными шагами, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе – в процессы образовательные. Мы живём сейчас в ситуации изменений и решаем глобальный вопрос – проблему: что нужно сделать, чтобы эти изменения были успешными. Поступают предложения «поменять народ», т.е. омолодить школу. Ну что же, правильно. Ведь молодость полна знаний, энергии, творчества. Но у молодости нет, вернее сказать, не хватает одного – опыта, когда можно обернуться назад, сравнить и выбрать, то хорошее, положительное, нужное, важное, полезное что было наработано нашей школой, учителями, педагогами, воспитателями. Оглянуться не для того, чтобы остаться там, в XX веке, а двигаться дальше, постоянно развиваясь и совершенствуясь.
Мой педагогический опыт появился после 15 – 20 лет работы в школе. Большую роль в его определении сыграли курсы Британского Совета, которые мне посчастливилось пройти в составе творческой группы учителей г. Тамбова совместно с преподавателями Тамбовского Гос. Университета им. Г.Р.Державина и членов Британского Совета Университета г. Манчестера, которая разработала проект новой дистанционной модели образования учителей. Имею сертификат об окончании данных курсов, а лучшие уроки, разработанные мною в процессе этих курсов, вошли в сборник материалов Тамбовского проекта «Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку. Выступление на областной научно-практической конференции преподавателей вузов и учителей иностранного языка Тамбовской области «Уроки обобщения в цепи непрерывной познавательной иноязычной деятельности учащихся» было опубликовано в сборнике Тамбовского областного ИПКРО.
Современный подход в обучении иностранному языку характеризуется стремлением к коммуникативности и системности в работе учителя и учащихся. Что касается меня, я полностью разделяю и поддерживаю подобный подход. Мне он кажется наиболее результативным и эффективным в преподавании иностранного языка. Почему?
Во-первых, считаю, что иностранный язык нужен в первую очередь для того, чтобы общаться. Создание атмосферы общения на уроке сейчас не очередная мода, а требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Метод коммуникативно-ориентированного обучения, его принципы: ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированная самостоятельная работа, наиболее популярные приёмы обучения: коммуникативные, развивающие игры, ролевая игра, мозговая атака, интерактивные формы обучения, групповая и парная работа, дискуссия, проект, драматизация и инсценирование способствуют созданию на уроке благоприятных условий для общения.
Во-вторых, опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что только система работы учителя и учащихся даёт положительный результат. Ни один самый актуальный приём (метод) обучения не работает, если нет системы в работе учителя и учащихся.
Моя система в работе
ТЕМА ОПЫТА
|
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА
|
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, его роль в коммуникативно-ориентированном обучении видам речевой деятельности на уроках английского языка.
|
1.Технология сотрудничества в обучении иноязычному общению.
2.Метод проектов на уроках английского языка.
3.Мультисенсорный и деятельностный подходы в обучении английскому языку младших школьников.
4.Формирование портфолио элективного курса.
|
Ведущая идея в работе: Умение интегрировать учебный материал, который встречался на предыдущих этапах обучения, направлять деятельность учащихся на выявление новых граней в уже пройденном материале, способствуя познавательной и коммуникативной активности учащихся.
Поворот современной науки к человеческому фактору подтверждает прогноз, согласно которому XXI век будет веком наук о человеке. Гуманизация образования означает глубокие качественные преобразования в методологии, стратегии и тактике обучения, смещение всех акцентов на личностный фактор. Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность повлияли на использование мною технологии обучения в сотрудничестве, как наиболее оптимальной технологии, реализующей личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку.
Мой выбор данной технологии обусловлен также следующими моментами:
· она органично вписывается в классно-урочную систему;
· не затрагивает содержание образования;
· позволяет раскрывать потенциальные возможности каждого ученика;
· данная технология может обеспечивать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, представляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только учебных успехов учеников, а так же их интеллектуального и нравственного развития. Использование технологии обучения в сотрудничестве несёт в себе большой воспитательный потенциал. Дети, общаясь друг с другом, учатся взаимопониманию, уважению, обогащают свой внутренний мир.
О методе использования проектной деятельности в процессе обучения английскому языку много рассказывать не буду. Позвольте представить эту работу в её практической реализации. (Показ слайдов «Лучшие проекты учащихся» и комментарии учителя).
Программа развития нашей школы включает в себя профильное обучение. Учитывая важность вопроса подготовки учащихся к профильному обучению, мною была разработана программа предпрофильной подготовки учащихся 9-10 классов «Чтение…? Почему бы нет!», цель которой – обучение интенсивному виду чтения на основе художественного текста (по произведению Э.А. По «Золотой жук»). Три года подряд девятиклассники выбирали мой курс. Он позволил целенаправленно и углубленно вести работу с сильными учащимися, совершенствовать качество знаний и повышать мотивацию к изучению английского языка. На заключительных занятиях дети делают обзор прочитанной книги, пишут рецензию, выражают своё отношение к прочитанному, отвечают на вопросы викторины по содержанию прочитанного. Все эти материалы входят в портфолио каждого ученика. Есть примеры, когда некоторые учащиеся улучшили свои знания, навыки чтения в процессе данного курса и получили более высокую оценку по предмету. Считаю, что предпрофильный элективный курс в достаточной мере реализует принцип личностно-ориентированного метода обучения.
Идея использования мультисенсорного метода в обучении младших школьников уже не нова. Эффективность этого метода подтверждена многолетней успешной практикой во многих странах мира.
Нейрофизиологические исследования показали, что учащиеся усваивают информацию, включая все чувствительные каналы восприятия: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Подобно тому, как ребёнок осваивает свой родной язык через трёхканальную систему восприятия: «слышу, вижу, делаю», так и младший школьник легче воспринимает и запоминает язык при включении всех сенсорных каналов. Поэтому для повышения эффективности обучения младших школьников я использую мультисенсорный подход, который позволяет задействовать три канала восприятия одновременно. Истории, игры, рифмовки и песни, основанные на движении, способствуют развитию ассоциативной памяти учащихся. Поскольку, совершая, например, определённые движения, ребёнок непроизвольно вспоминает связанные с ними слова и выражения. Мультисенсорное обучение развивает у детей другие сенсорные каналы, а также способствует способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять языковой материал в долговременной памяти.
|
На: Современный подход в обучении иностранному языку
Как Вы относитесь к применению флэш-анимаций на уроках английского языка ?
На: Современный подход в обучении иностранному языку
Анимация это здорово!Технология о которой идёт речь уникальна. Последовательность меняющихся изображений, совокупность кадров, сменяющих друг-друга создают иллюзию движения, что и есть не что иное как анимация . " flash-анимация" на уроках иностранного языка – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. Что очень удобно для работы с грамматическим материалом.
Хорошая flash-анимация это помощник не только в качественном объяснении нового материал, но и совершенствовании аудитивных умений, что немало важно при изучении иностранного языка. Хорошая иллюстрация примеров способствует усвоению нового материала за счет непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. А значит, снижается утомление школьников. При использовании такой анимации учителю остается только помогать обучающимся в освоении новой темы. При формировании артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка большую помощь при обучении фонетике оказывают несомненно мультимедийные обучающие программы. Можно бесконечно говорить о сфере применения компьютера на уроках иностранного языкаважно помнить одно, что компьютер не подменяет учителя, не вытесняет его из учебного процесса, он лишь помощник.
На: Современный подход в обучении иностранному языку
Анимация это здорово!Технология о которой идёт речь уникальна. Последовательность меняющихся изображений, совокупность кадров, сменяющих друг-друга создают иллюзию движения, что и есть не что иное как анимация . " flash-анимация" на уроках иностранного языка – это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. Что очень удобно для работы с грамматическим материалом.
Хорошая flash-анимация это помощник не только в качественном объяснении нового материал, но и совершенствовании аудитивных умений, что немало важно при изучении иностранного языка. Хорошая иллюстрация примеров способствует усвоению нового материала за счет непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. А значит, снижается утомление школьников. При использовании такой анимации учителю остается только помогать обучающимся в освоении новой темы. При формировании артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка большую помощь при обучении фонетике оказывают несомненно мультимедийные обучающие программы. Можно бесконечно говорить о сфере применения компьютера на уроках иностранного языкаважно помнить одно, что компьютер не подменяет учителя, не вытесняет его из учебного процесса, он лишь помощник.