Управление самовоспитанием - новая позиция педагога
Домбровская Т.В.
В настоящее время образование рассматривается не как передача знаний от учителя к ученику, а как интерактивная самостоятельная деятельность обучающегося в сотрудничестве с педагогом нового типа (проектировщиком, тьютором и консультантом).
Чтобы быть на уровне современных требований, педагог должен формировать у школьников потребность в самовоспитании и самообразовании.
Рассмотрим проблему самовоспитания и роль педагога в решении данной проблемы.
Прежде всего заметим, что воспитание следует рассматривать как управление самовоспитанием.
Самовоспитание представляет собой активную, целеустремленную деятельность учащегося, направленную на формирование и развитие у себя положительных качеств и устранение отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, социальными условиями и личной программой развития.
Мотивы самовоспитания у детей могут быть различными, такими, как:
- жизненные устремления учащегося;
- потребность действовать в соответствии с нормами общественной морали и требованиями общества,
- выполнение индивидуальных обязательств,
- понимание необходимости преодоления жизненных трудностей,
- следование положительному примеру, идеалу.
Содержание самовоспитания зависит от возраста, индивидуальных особенностей, характера ученика. Обычно оно включает: совершенствование гражданских, эстетических, морально-нравственных, организаторских и физических качеств; формирование общей культуры, выработку умений управлять своим поведением, потребностями и чувствами.
Процесс самовоспитания проходит в несколько этапов:
- осознание требований к себе со стороны общества;
- самопознание, критическая самооценка своей деятельности и поведения;
- планирование работы над собой, выработка программы и правил поведения;
- практическая реализация программы самовоспитания;
- самоконтроль, самооценка и самокоррекция действий, поведения.
В процессе самопознания учащийся анализирует свои положительные и отрицательные стороны, оценивает себя, в результате чего принимает решение, определяет направление самовоспитания.
Это решение можно оформить в виде плана (программы) и правил самовоспитания.
Вариант программы самовоспитания:
- Высказывать свое мнение лишь по вопросу, который хорошо знаешь.
- Быть принципиальным, самокритичным.
- Не допускать аморальных поступков.
- Быть примером для окружающих.
- Совершенствовать умения налаживать деловые взаимоотношения с товарищами, достигать взаимопонимания.
- Избавиться от излишнего честолюбия, элементов эгоизма.
- Постоянно давать отчет самому себе о прожитом дне, планировать дальнейшее с учетом достигнутого.
Методы самовоспитания:
1) самоубеждение,
2) самообязательство,
3) самоупражнение,
4) следование примеру,
5) самовнушение,
6) самоконтроль и самоанализ.
Посредством самоубеждения ученик признаёт необходимость развития в себе тех или иных качеств, усвоения норм поведения.
Суть самообязательства — в сопоставлении своего «я» с требованиями, которые к нему предъявляются, в осознании несоответствия между своим поведением и взятыми на себя обязательствами, направленными на устранение выявленных недостатков.
Самоупражнение помогает учащемуся вырабатывать у себя прежде всего привычки нравственного поведения.
Следование примеру обогащает воспитанника опытом поведения наиболее авторитетных людей, постоянного совершенствования планов работы над собой.
Самовнушение помогает преодолевать отрицательные эмоции, мобилизовывать себя на выполнение сложных задач.
Самоконтроль и самоанализ помогают сопоставить принятые планы по самовоспитанию с реальным поведением, найти в них несоответствия и внести, если необходимо, соответствующие коррективы.
Основные направления работы педагога по руководству самовоспитанием учащихся
Учителю (педагогу, воспитателю) необходимо осуществлять умелое руководство самовоспитанием учащихся. Анализ показывает, что в ходе самовоспитания дети испытывают серьезные трудности, причины которых заключены в следующем:
1) слабом владении навыками самопознания и самооценки,
2) неумении определить цели и задачи самовоспитательной работы;
3) нерациональном планировании работы над собой.
Это говорит о том, что самовоспитание подопечных нельзя пускать на самотек, этими процессами необходимо руководить.
Ведущая роль в руководстве самовоспитанием принадлежит классному руководителю и воспитателю. Руководство самовоспитанием требует от них большого такта, высокой общей культуры, требовательности и заботы о подопечных. Личный пример педагога, высокие личностные качества, требовательность к себе, систематическая работа над собой имеет большое значение в самовоспитании и стимулируют воспитанников к самовоспитанию.
Основная задача управления самовоспитанием состоит в целенаправленном побуждении учащихся к активной работе над собой, в создании для этого необходимых условий.
Наиболее существенное влияние на процессы самовоспитания учащихся оказывают:
1) пропаганда опыта самовоспитания выдающихся деятелей, полководцев и военачальников, высококлассных специалистов;
2) доведение до глубокого сознания каждого ребенка требований, предъявляемых к человеку в обществе;
3) ознакомление с методами, приемами и средствами работы над собой;
4) формирование положительного общественного мнения, всестороннее стимулирование самовоспитательной работы учащихся;
5) помощь каждому ребенку в объективной оценке качеств и знаний, черт характера, в осуществлении самоконтроля за ходом и результатами работы над собой;
6) оценка результатов работы, помощь в корректировке целей и задач.
Пропаганда опыта самовоспитания предполагает систему мероприятий, направленных на формирование в сознании каждого учащегося образца деятельности по работе над собой, ознакомление его с методами и приемами самовоспитания, на выработку стремления к систематическому самосовершенствованию. С этой целью можно использовать различные формы работы: лекции и беседы, читательские конференции, выставки литературы под рубрикой «В помощь занимающимся самовоспитанием», тематические кинофестивали, обсуждение научной, мемуарной и художественной литературы и др.
Действенным стимулом в работе над собой служат анализ и оценка педагогом деятельности каждого ученика, его достижений и недостатков. Руководство самовоспитанием может осуществляться и через внутриклассное соревнование. Учащиеся берут на себя определенные обязательства, намечают сроки их выполнения и тем самым закладывают основы личных планов по самовоспитанию.
Одним из важных направлений в руководстве самовоспитанием является оказание помощи учащимся в объективной оценке своих качеств, в осуществлении самоконтроля за работой над собой. Процесс самооценки сложен и противоречив. Дети нередко допускают ошибки, или завышая самооценку, или недооценивая свои положительные качества, черты характера. В результате наблюдаются неоправданные притязания или же снижение требовательности к себе, прекращение работы над собой. Вот почему оказание помощи воспитанникам в познании и оценке самих себя является необходимым звеном в деятельности педагога по руководству самовоспитанием учащихся.
К руководству самовоспитанием относятся и постоянный контроль, действенная помощь детям в работе над собой. Контроль может выступать в различных формах: анализ качества выполнения поручений; индивидуальные и групповые беседы по вопросам реализации программы самовоспитания и др.
Можно составить Рабочую тетрадь - сборник специального дидактического материала, предназначенного для индивидуальной работы учащихся по самовоспитанию. В ней можно поместить словарик с определениями черт характера, пословицы, поговорки, игры-разминки, письменные и устные домашние задания, выполнение которых ставит целью развитие способности учащихся к самоанализу проявлений нравственных, волевых черт характера, формирование навыка планирования своей деятельности по самовоспитанию, самоконтролю за её выполнением согласно приведённой схеме:
Самоанализ (Какой я? Какой у меня характер?)
Самоопределение (Что я хочу изменить в своём характере?)
Планирование (Как это сделать?)
Самоутверждение (Я могу!)
Самореализация (Я буду делать так!)
Саморегуляция (Я могу измениться и изменюсь!)
Материал рабочей тетради можно разбить на 10 тематических занятий, посвященных самовоспитанию нравственных деятельно-волевых черт характера, выражающих:
отношение к людям - общительность, доброта и отзывчивость, честность, вежливость и тактичность;
отношение к себе - самокритичность, забота о своем здоровье, оптимизм, чувство собственного достоинства, стремление к самосовершенствованию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ
по управлению самовоспитанием при индивидуальной беседе с учеником
- Лучше всего пригласить ученика после урока для разговора с глазу на глаз. К такой беседе надо подготовиться.
- Не стоит превращать разговор наедине в упрёки по поводу плохой дисциплины. Пусть это будет добрый разговор о том, что нужно предпринять подростку для самовоспитания, в чём, например, смог бы ему помочь учитель (воспитатель).
- Аргументированный, логически выстроенный анализ поведения ученика подводит его к переоценке отношения ко многим проступкам, ставит задачу изменения поведения.
- Основа разговора – упор на то положительное, что есть в характере, действиях ученика. И уж потом педагог говорит о тех недостатках, которые тормозят успешное развитие школьника. Убедительный показ на примерах, раскрывающих причину неуспеха ученика, побуждает его к размышлению. Задача педагога – вселить желание и надежду успешного изменения поведения.
- Помогая ученику наметить пути самовоспитания, педагог может поделиться собственным опытом самосовершенствования, рассказать, как сам он преодолевает свои недостатки, привести примеры.
- Если разговор следует сразу после проступка ученика, то именно проступок и является поводом к разговору.
- Не задевая чувства собственного достоинства ученика, объективно разобрать возникшую ситуацию, оценить сложившееся положение дел. Без нотаций, не сгущая красок, показать последствия поступка. В заключение привести ученика к выводу о необходимости работы по самовоспитании.
- Продумывать до мельчайших подробностей, как, что и когда сказать.
- Не ограничивать времени собеседования: поспешность, стремление быстро закончить разговор создают впечатление формальности.
- Разговор должен проходить в условиях спокойной, не нарушаемой никем обстановки.
- При разговоре учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.
- Во время разговора следить за реакцией ученика.
- В разговоре с учеником надо создать атмосферу располагающего доверия.
Педагогу необходимо держать контакт с родителями как его союзниками, чтобы скоординировать совместные действия, необходимые для усиления воспитательной работы. Он должен заранее продумать, в чём должна заключаться помощь родителей и в какой форме она должна осуществляться.
Очевидно, что искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого.
Психологическая безопасность обеспечивается
- опорой педагога на позитивные стороны личности;
- проявлением такта;
- стремлением обеспечить ученику условия для проявления самостоятельности;
- оптимизмом, верой в способности, успехи и победы ученика.
Задача современного педагога (учителя и воспитателя) – управление воспитанием и самовоспитанием ученика, сопровождение процесса самовоспитания.
|