Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Функциональные стили речи

Submitted by Ольга Викторовна Рябова on пн, 12/07/2010 - 16:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рябова Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
Муниципальное общеобразовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа № 8" города Астрахани, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Стили речи»; - развивать умение анализировать текст; - через интерактивные формы работы способствовать воспитанию чувства ответственности, сотрудничества, развитию коммуникативных умений учащихся.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
В процессе работы называются основные стилевые черты , нашедшие отражение в тексте. Анализируются основные языковые средства: лексический, морфологические, словообразовательные и синтаксические.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Ход урока.

1. Работа с текстом, записанным на доске (устно, фронтально).

Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно  рванул ветер и с шумом, со свистам закрутился  по  степи. Тотчас же трава, прошлогодний бурьян подняли ропот, по  дороге спираль закружилась пыль, побежала по  степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце.

(А.П. Чехов).

- прочитайте текст, устно расставьте и объясните знаки препинания.

- мы не случайно при работе с тестом обращаем внимание на знаки препинания, т.к. они указывают на правильное интонационное членение текста, на смысловую значимость каждой части текста

- определите тем у текста (ветер, вихрь).

- определите стиль речи, назовите его основные признаки (художественный стиль; описывается картина сильного ветра; для чего используются изобразительно ­выразительные средства; в тексте отражены черты художественной речи: конкретность (ветер в степи поднял прошлогоднюю траву, закружил пыль),

образность).

-понятие «стиль» включает в себя и совокупность приемов использования средств языка, и отбор языков средств, и построение речи в соответствии нормам словоупотребления и синтаксиса. Какие стили речи вам известны? (разговорный  и книжный, который подразделяется на художественный, научный, официально-деловой, публицистический).

- для того, чтобы доказать принадлежность текста к тому или иному стилю) речи, нужно выполнить стилистический анализ  текста. Перед вами на столах образцы плана стилистического анализа текста, каждый просмотрите его.

2.Стилистический  анализ  текста (на рабочих листах у каждого учащегося).

План стилистического анализа текста.

1. Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

2. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте

(непринужденность-официальность; точность-расплывчатость названия; эмоциональность-бесстрастность; конкретность - абстрактность; субъективность - объективность; образность - отсутствие образности; подчеркнутость-логичность; призывность речи).

3. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические) с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вам и стилевые черты.

4. Сделайте вывод: к какому стилю речи относится данный текст.

Текст для анализа.

l. Зима на исходе. 2.Сонно жмурится солнце в лесу,  сонно ресницами игл щурится лес. 3.Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них масляно блестят лужи. 4.Пахнет снегом и березовыми почками.

(По  Б. Пастернаку).

- пользуясь планом анализа, по пyнктам проанализируем текст, одновременно записывая выводы.

Под запись:

1. Текст адресован не какому-либо определенному лицу, а любому желающему с ним познакомиться.            Задача текста-описания нарисовать картину уходящей зимы.   Следовательно, текст относится к художественному стилю речи.

2. Основные черты текста: конкретность, образность, непринужденность и эмоциональность, которые достигаются за счет подбора языковых средств.

3. Языковые средства: слова в пeреносном значении и основанные на них изобразительные приемы: олицетворения (жмурится солнце, щурится лес); метафоры (ресницы игл). Особенность в использовании предложений разной структуры: простые односоставные и сложные, несущие более развернутую информацию.

4. Все это помогает в создании художественного образа весны. Данный текст относится к художественному стилю речи.

- планом стилистического анализа текста вы можете пользоваться при выполнении задания «С» (ЕГЭ).

3. Oтработка умений  и навыков.

          • укажите, признаки каких стилей речи имеют следующие словосочетания; выпишите их по группам (задание выполняется в паре с соседом по парте, с последующей взаимопроверкой):

пробуждающаяся природа (5), по данным социологического опроса (4), светская хроника (4); шорох ресниц (5). ходил совсем ошалевший (1); предстоящие переговоры (4); решение суда (3); вопросы экологии(2); экспериментально доказано (2); праздничное настроение (5); хлопать ушами (1); серебристый иней (5); лебедь белая (5); парламентскиe дебаты (4); валютный коридор (4) ; условия расторжения  договора (3); обеспечение жизненных функций организма(2); защитники природы (4); растянулся на лавке (1).

(1) - разговорный; (2) - научный; (3) - официально-деловой; (4) - публицистический; (5) - художественный.

        • определите стилистическую принадлежность текста, дайте устную характеристику (задание выполняется в группах с использованием  плана стилистического анализа текста, затем один из учащихся «защищает»  точку зрения  группы; всего учащимся  предлагается 5 вариантов  текста, т. е. формируется 5 групп).

Примечание. Перед началом работы перед учащимися  с помощью плаката визуализируются  «Правила работы в группе»:

1. Когда один говорит, остальные слушают.

2. Каждый имеет право высказаться.

3. Комментарии, в том числе и  не словесные, не допускаются.

 

• переделать содержание следующего отрывка средствам и одного из  5 стилей; сделайте вывод о целесообразности подобных  экспериментов.

Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно  составил  чертеж. Изменил  его, и  сразу получилось.  Проверил  по ответу - все правильно. 

(твopчecкoe задание выполняется в группах; стиль речи для работы определяется с помощью жребия).

4. Выводы по уроку.

Суть стилистики - умение выразить мысль по-разному, различными языковыми средствам что  и отличает один стиль от другого. Именно в этом мы убедились сегодня на уроке.

5. Домашнее задание.

Мини-исследование: из художественных произведений, периодической печати, научных докладов, справочников, энциклопедий подобрать отрывки, иллюстрирующие различные стили речи


»  Tags for document:

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн