1. Работа с текстом, записанным на доске (устно, фронтально).
Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистам закрутился по степи. Тотчас же трава, прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спираль закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце.
(А.П. Чехов).
- прочитайте текст, устно расставьте и объясните знаки препинания.
- мы не случайно при работе с тестом обращаем внимание на знаки препинания, т.к. они указывают на правильное интонационное членение текста, на смысловую значимость каждой части текста
- определите тем у текста (ветер, вихрь).
- определите стиль речи, назовите его основные признаки (художественный стиль; описывается картина сильного ветра; для чего используются изобразительно выразительные средства; в тексте отражены черты художественной речи: конкретность (ветер в степи поднял прошлогоднюю траву, закружил пыль),
образность).
-понятие «стиль» включает в себя и совокупность приемов использования средств языка, и отбор языков средств, и построение речи в соответствии нормам словоупотребления и синтаксиса. Какие стили речи вам известны? (разговорный и книжный, который подразделяется на художественный, научный, официально-деловой, публицистический).
- для того, чтобы доказать принадлежность текста к тому или иному стилю) речи, нужно выполнить стилистический анализ текста. Перед вами на столах образцы плана стилистического анализа текста, каждый просмотрите его.
2.Стилистический анализ текста (на рабочих листах у каждого учащегося).
План стилистического анализа текста.
1. Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.
2. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте
3. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические) с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вам и стилевые черты.
4. Сделайте вывод: к какому стилю речи относится данный текст.
Текст для анализа.
l. Зима на исходе. 2.Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. 3.Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них масляно блестят лужи. 4.Пахнет снегом и березовыми почками.
(По Б. Пастернаку).
- пользуясь планом анализа, по пyнктам проанализируем текст, одновременно записывая выводы.
Под запись:
1. Текст адресован не какому-либо определенному лицу, а любому желающему с ним познакомиться. Задача текста-описания нарисовать картину уходящей зимы. Следовательно, текст относится к художественному стилю речи.
2. Основные черты текста: конкретность, образность, непринужденность и эмоциональность, которые достигаются за счет подбора языковых средств.
3. Языковые средства: слова в пeреносном значении и основанные на них изобразительные приемы: олицетворения (жмурится солнце, щурится лес); метафоры (ресницы игл). Особенность в использовании предложений разной структуры: простые односоставные и сложные, несущие более развернутую информацию.
4. Все это помогает в создании художественного образа весны. Данный текст относится к художественному стилю речи.
- планом стилистического анализа текста вы можете пользоваться при выполнении задания «С» (ЕГЭ).
3. Oтработка умений и навыков.
• укажите, признаки каких стилей речи имеют следующие словосочетания; выпишите их по группам (задание выполняется в паре с соседом по парте, с последующей взаимопроверкой):
пробуждающаяся природа (5), по данным социологического опроса (4), светская хроника (4); шорох ресниц (5). ходил совсем ошалевший (1); предстоящие переговоры (4); решение суда (3); вопросы экологии(2); экспериментально доказано (2); праздничное настроение (5); хлопать ушами (1); серебристый иней (5); лебедь белая (5); парламентскиe дебаты (4); валютный коридор (4) ; условия расторжения договора (3); обеспечение жизненных функций организма(2); защитники природы (4); растянулся на лавке (1).
• определите стилистическую принадлежность текста, дайте устную характеристику (задание выполняется в группах с использованием плана стилистического анализа текста, затем один из учащихся «защищает» точку зрения группы; всего учащимся предлагается 5 вариантов текста, т. е. формируется 5 групп).
Примечание. Перед началом работы перед учащимися с помощью плаката визуализируются «Правила работы в группе»:
1. Когда один говорит, остальные слушают.
2. Каждый имеет право высказаться.
3. Комментарии, в том числе и не словесные, не допускаются.
• переделать содержание следующего отрывка средствам и одного из 5 стилей; сделайте вывод о целесообразности подобных экспериментов.
Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно составил чертеж. Изменил его, и сразу получилось. Проверил по ответу - все правильно.
(твopчecкoe задание выполняется в группах; стиль речи для работы определяется с помощью жребия).
4. Выводы по уроку.
Суть стилистики - умение выразить мысль по-разному, различными языковыми средствам что и отличает один стиль от другого. Именно в этом мы убедились сегодня на уроке.
5. Домашнее задание.
Мини-исследование: из художественных произведений, периодической печати, научных докладов, справочников, энциклопедий подобрать отрывки, иллюстрирующие различные стили речи