Обратная связь в образовательном процессе – это процесс получения информации о состоянии самого образовательного процесса и его участников. С помощью этой информации можно диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, методики и задания с учётом индивидуальных достижений каждого ученика и всего класса в целом. С другой стороны, можно оценить деятельность учителя/ученика в ходе занятия, активность работы ученика в группе или эффективность использования новой формы занятия/нового вида опроса/нового структурного элемента урока.
Обратная связь используется на различных этапах урока, при самоанализе урока.
Повышению эффективности усвоения предметных ЗУН способствуют такие методы и инструменты обратной связи как диагностические опросы, входные, промежуточные, рубежные, итоговые работы, диктанты, изложения, эссе на заданную тему, читательские дневники. Для анализа и коррекции деятельности учащихся и учителя – анкетирование, вопросники, работа над ошибками, групповые дискуссии, наблюдения, рефлексия, портфолио ученика, портфолио учителя. Появляются новые способы обратной связи: электронная почта, форумы, чаты, блоги.
Главной функцией обратной связи является функция воздействия на образовательный процесс с целью повышения его эффективности и комфортности. Кроме того, можно выделить как основные функцию преобразования психолого-педагогических характеристик и сравнения их с эталоном и функцию контроля и коррекции.
Направленность обратной связи:
учитель<—>ученик, учитель<—>родитель, ученик<—>родитель.
Обратная связь - процесс двусторонний, предполагающий получение и изучение мнений обучаемого и обучающего. В зависимости от ответов учеников может происходить корректирование этапов и содержания урока. Обратная связь позволяет учителю получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых, а учащимся - оценку своей деятельности, советы по ее корректированию, благодаря информации о недостатках и достижениях.
Обратная связь, полученная в результате опросов обучающихся, позволяет учителю, при правильно сделанных выводах, изменить или совершенствовать технологии, по которым он работает, выбрать УМК в пользу оптимального на данный момент, проектировать и использовать эффективные формы работы на уроке. Кружки, факультативы, элективные курсы, консультации – ответ-реакция школьной среды на образовательные запросы детей и родителей.
Признаки успешной обратной связи: своевременность, систематичность, открытость.
Цикличность обратной связи
|