Знать природу родного края, особенности истории развития- одна из главных задач предмета географии. Для того чтобы наши потомки видели то,что видим мы - её уникальность и неповторимость.Краеведческий аспект в преподавнии географии расширяет кругозор учащихся, прививает интерес к занятиям,воспитывает любовь и гордость за родной край. Эта работа может выходить далеко за рамки учебной деятельности. Здесь также может идти сотрудничество с учителями истории и литературы,биологии и экологии.
У кого нет малой родины,
у того нет и большой
Нет, не мною придумана
малая родина:
Двор, изба, огородик, плетень,
кизяки…
В поле каждая тропочка
пятками пройдена –
В небе тропочку шьют
журавлей косяки.
По весне от проталин
парочек курится,
Хорошо на земле босиком
постоять,
Проследить, как летит
ошалелая птица,
Как теленка толкает
на улицу мать.
Соберутся ребятки, друзья
и подружки,
И – айда за деревню
веселой гурьбой,
А домой прибегут –
и на печь для просушки,
С «малой родины»… С малой?
Нет, очень большой!
Л.Н. Горохова.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, Tue, 09/11/2010 - 17:54).
" Вниз по матушке поВолге" Цель урока: Расширить знания школьников о природе родного края, о её истории. Воспитание чувства гордости, любви к Родине, бережного отношения. Тип урока: Урок -путешествие Используемые учебники и учебные пособия:
География 8класс,авторАлексеев А.И., Изд"Дрофа" Поурочные разработки по географии 8класс, автор ЖижинаЕ.А. Атлас Астраханской обл.
Используемая методическая литература:
География Астраханской области под ред. Никифоровой Н.А
Дельта Астраханской области под редакцией Русанова Г.М.
Используемое оборудование:
Карты: физическая карта России, Астраханской обл, ИКТ.
Используемые ЦОР:
Интернет ресурсы, презентация или слайды.
Краткое описание:
Урок - путешествия по родным местам Астраханской обл, можно провести как обобщение знаний по теме "Внутренние воды России", можно как внеклассное мероприятие.
(На фоне звучания песни о Волге) Учитель: Широко раскинула свои просторы наша страна. От границ вечных морозов и студеных вод до высочайших вершин. Нет в мире равной ей по площади и богатству. Величайшие реки мира несут свои воды по ней, огромные лесные массивы украшают её, большая и интересная историческая судьба у нашей Родины. Место,где мы живем- наша Астраханская область является её маленькой частицей, и хоть она невелика , называют её "Жемчужиной Каспия". За её удивительную красоту,природу, за несметные богатства, которые хранят её недра.За её честных и трудолюбивых людей - твоих родных и близких.Сегодня, мы совершим путешествие по великой русской реке , о которой в песне поётся: "Красавица народная, как море полноводная, как Родина свободная,широка,глубока, сильна... " Вы, конечно, сразу поняли, что говорить сейчас мы с вами будем о Волге. Давайте покажем и назовем её притоки, которые являются магистралями. А теперь, покажем какие ГЭС и водохранилища построены на этой реке, какие республики находятся в её бассейне? Уеник1: Родная земля! Она взрастила нас и щедро одарила полноводной рекой и рыбными богатствами Каспия ,ярким солнцем, богатым урожаем полей, с неё начинается все , чем живет человек. И очень важно,; чтобы каждый из нас научился ценить красоту, беречь её и приумножать. Ученик2: Волга - в народе её именуют матерью рек русских, любовно величают Волгой-матушкой ,великой русской рекой. Потому что она самая большая в Европе и одна из крупнейших рек в мире -3500 км. её длина( можно показать на карте и дополнить рассказ сведениями о реке)(СЛАЙД) Стих. " О, как ты сердцу дорога. Текущая сквозь годы. Возвышенные берега, взволнованные воды. Величие твоих трудов-судьба твоей основа. Бессмертье старых городов и вдохновенье новых. И сквозь столетье - светлый путь. И ярость грозных споров. И гибель тех, кто посягнуть посмел на синь твоих просторов. И тишина. И гул работ. И песня вдаль идущих. И синих плесов поворот сиянью дней грядущих. Волна безбрежно широка, несешь бессонные ты груды. Как-бы в грядущие века распахивая шлюзы." (Белинский Слово о Волге") Ученик: На севере есть озеро Селигер, рядом деревушка-Волговерховье.Здесь стоит бревенчатый расписной домик, в нем колодец, ключ - здесь и начинается могучая река"Вот отсюда, именно отсюда, из глубин лесного родника, выбегает голубое чудо-великая русская река." (Слайд) Учитель: Путешествовать по Волге очень интересно. Она поражает нас своей величавой красотой и разнообразием пейзажей, древней архитектурой и современными просторами. Начнем путешествие с того места, где мы с вами живем. Этот пункт на карте отметим стрелкой. Село Красный Яр стоит на реке Бузан.(Ученик делает краткое сообщение о своём селе, можно со слайдами.) Мы по реке приближаемся к первому пункту на нашей карте - город Астрахань.(Слайд) "Город рыбаков, город моряков, город капитанов - волгарей, в зелени садов, в кружеве мостов, нет тебя прекрасней и родней...(Музыка Добрушева, слова Маркова -нашего земляка). Ученик: ещё издали на горизонте начинают проступать характерные силуэты башен. Зубчатые стены кремля - выдающийся памятник архитектуры и военно-оборонительного сооружения конца 16 - начала17 века. Многое видели башни кремля: восстание городской голытьбы, разинскую вольницу, корабли Петра ( коротко можно добавить о Кремле и истории его возникновения).(Слайд)
Ученик: Сейчас Астрахань -крупный промышленный центр, и южный форпост России Южного федерального округа. (Слайд) В нем много судостроительных и судоремонтных заводов( рассказ о промышленном и экономическом значении).
Ученик: Широко раскинула свои воды Волга, но путь ведет нас в дельту Волги , в её заповедные места- ставим стрелку. ( рассказ о дельте, заповеднике с демонстрацией слайдов). " Тут кабан в камышах строит хитрые лазы, здесь орлан-белохвост, к нападенью готов.А игрок-свистунок и нырок белоглазый улетит от когтей - камышовых котов" ( Стих. Макаров.С.) (Слайды).
Ученик: Тысячи туристов приезжают сюда, чтобы полюбоваться дивным уголком, сохраненным в первозданной красоте.
Учитель: К морю,где кончает свой долгий бег великая русская река,можно проехать разными путями. Но главный, по которому проходят современные морские и речные гиганты, - это Волго-Каспийский канал.Кстати,он один из самых длинных: его протяженность около 200км. По нему идут танкеры с мангышлакской и бакинской нефтью. А теперь, давйте познакомимся с теми народами, кто проживает на бергах Волги.
Ученик: Многие века территрию края заселяли кочевые племена-хазары. А за ними половцы, а потом - татары- монголы.Долгое время край оставался диким и пустынным. С распадом Золотой Орды Астраханское царство было присоеденено к России и её берега начали заселяться . Первые поселки Увары, Чурка, Басарги, Чаган-Аман, на юге Астрахани.( Все отмечаем стрелками и показываем) Астраханская область долгое время была прибежищем для вольнолюбивых пришлых людей, сбежавших из различных мест России. Вот этими переселенцами, вольными людьми и беженцами со всех мест, основывались постепенно рыбацкие поселения на побережье моря и берегах Волги, её протоков, рек. Мы все являемся потомками этих людей. Поэтому так многонационален наш край.
Ученик:Удивительны судьбы Астраханского края.В 1558 году центром стал новый русский город, построенный вместо кремля. Тогда здесь значительную часть проживали татары. Затем из Сибири в 1630-32 году переселились калмыки, по восточной части дельты расположились кочевые племена казахов.
Да, неоднородно население нашей области, русское , отчасти украинское, в самой Астрахани встречаются представители сейчас многих народов не только России, но и стран Востока(Персии, Индии).
Большой город объединил всех- православных и мусульман. Давйте познакомимся с некоторыми из них.
Учитель: Станция Зензели - Лиманский район. Здесь проживают Калмыки. А в Килинчах проживают татары. На правом берегу Каспия, на реке Бушма проживают зеленгинские школьники - это потомки жителей Украины. Возле города Астрахани, в поселке Свободном -цыгане.А в поселке Алтынжар - Володарского района проживают многочисленные казахи. В Староурусовке - ногайцы. Давйте немного познакомимся с культурой этих народов. ( Краткие рассказы школьников о народах, их традициях, кухне) .
Учитель: Из зеленой поймы по реке белый Ильмень - затем по Волге вверх по реке Бузан в Ахтубу мы переходим в Аксарайские степи.Здесь проживают многие национальности со всей матушки России, давайте ответим почему?( АГПЗ - новое открытое месторождение привлекло огромное количество населения со всех уголков России и других республик ,стран.) Выводы и заключение: Надо думать, что экскурс в историю , пусть и совсем маленький,нам очень нужен.Мы ходим по нашему прошлому и втаптывать окончательно в небытие его нельзя. Гости, приезжающие к нам, отмечают радушное гостеприимство, хлебосольство астраханцев. Тот, кто хоть раз побывал на нашей земле, прошел по историческим местам, отведал щедрые дары нашей природы, искупался в красавице Волге, увидел красоты Волжского Понизовья - с сожалением уезжают отсюда и непременно вновь и вновь стремятся вернуться.( Можно провести викторину, если располагаете временем) "Цвети и здраствуй Руси оплот. Здесь отдохнешь ты без забот. Так здраствуй и цвети! Теперь-то мы узнали, какой прекрасный край, который в пути мы повстречали!"
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, пн, 26/07/2010 - 20:07).
Географию своей местности ученики могут воспринимать непосредственно. Это даёт возможность формировать у них конкретные представления о географических объектах и процессах. Использование элементов краеведения при изучении содержания программных тем придаёт преподаванию географии высшую наглядность и конкретность. Учащиеся видят своими глазами в натуре то, о чём им говорится на уроках. Использование фотографий или слайдов, экскурсии к реке, в поле или другие объекты - вот недалекий перечень того, что можно применять на уроках и во внеклассной работе.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, Wed, 04/08/2010 - 08:15).
Для выполнения поставленных целей краеведческого образования мы организуем географические и экологические экскурсии в окрестности города, по району походы выходного дня, дальние экспедиции, выпускаем фотогазеты и фотоальбомы.
Комментарий был изменен с момента создания (t59n, Fri, 06/08/2010 - 20:25).
Знать природу родного края, особенности истории развития- одна из главных задач предмета географии. Для того чтобы наши потомки видели то,что видим мы - её уникальность и неповторимость.Краеведческий аспект в преподавнии географии расширяет кругозор учащихся, прививает интерес к занятиям,воспитывает любовь и гордость за родной край. Эта работа может выходить далеко за рамки учебной деятельности. Здесь также может идти сотрудничество с учителями истории и литературы,биологии и экологии.
С уважением Тамара Николаевна.