Submitted by Елена Константиновна Щеглова on Sat, 19/06/2010 - 11:02
Задачи:продолжить формирование знаний о функциях корня; сформировать понятие о видоизменении корня как результате приспособления растения к новым условиям существования; расширить знания о видоизменениях корней; обобщить знания о биологическом и хозяйственном значении корней растений.
Средства обучения:демонстрационный материал по ботанике с изображением стержневой и мочковатой корневых систем; рельефная таблица «Зоны корня»; коллекция муляжей корнеплодов; комнатные растения с видоизмененными корнями (монстера с воздушными корнями, плющ с корнями-прицепками); корень бобового растения с клубеньками; гербарии растений.
Учащиеся должны знать:функции корня. Понятие о видоизменении корня как результате приспособления растения к новым условиям существования. Биологическое и хозяйственное значение корней растений.
Уметь:характеризовать строение, функции и жизнедеятельности корня; почву как среду обитания корней растений. Применять знания о жизнедеятельности корня, взаимосвязи его и среды обитания для выращивания растений. Определять видоизмененные корни.
Организация деятельности на уроке:
Организация класса.
I.Контроль знаний о внешнем и внутреннем строении корня растения, о зонах корня и их размерах, о строении клеток разных зон корня, о функциях зон корня.
Индивидуальный опрос:с использованием дидактических карточек № 15, 16, контрольных вопросов по ботанике.
Фронтальный опрос.
Рассказ с ошибками(найдите и исправьте биологические ошибки в тексте).
Корень — генеративный орган растения. Все растения на Земле имеют корни. Основная функция корней - это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также кислородом. Корни под землёй дышат кислородом, содержащемся в воздухе, находящемся между частичками почвы. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень. В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений. Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система характерна для большинства двудольных и некоторых однодольных растений.
Рассказ с ошибками раздаётся в печатном виду по одному экземпляру на парту. Ученикам даётся около пяти минут, чтобы прочитать рассказ и исправить все ошибки. Затем происходит устная проверка рассказа. Каждый из учеников читает по одному предложению из рассказа и говорит, есть ли в этом предложении ошибки. Если ошибки есть, он их называет и исправляет. Следующее предложение читает следующий ученик. Таким образом в работе задействуется практически весь класс.
Опрос у доски по таблице.
Зона деления её значение.
Расскажите о зоне роста корня.
Зона всасывания, роль корневых волосков в процессе всасывания.
Зона проведения, восходящий ток и нисходящий ток веществ.
Загадки о зонах корня.
Лезет в землю червячок,
На головке — колпачок.
(Корень с корневым чехликом).
Удалось трём братцам
До воды добраться:
Один — копнёт,
Другой — черпнёт,
А третий — вверх плеснёт.
(Три участка корня — растущий, всасывающий и проводящий; их значение в снабжении растения водой).
Без губ, а воду пьёт;
Без зубов, а камень грызёт.
И воду сосёт,
Без зубов, а камень грызёт.
И камень грызёт,
А сам у вершинки -
Нежнее пушинки.
(Корень. Корневые волоски. Всасывание воды).
III. Изучение нового материала.
1.Роль корня в жизни растения как результат выполняемых функций. Разнообразие функций корня.(Рассказ с демонстрацией таблиц и гербариев растений разных природных зон).
2. Основные функции корней: питание растения, укрепление в почве и вегетативное размножение.(Беседа с опорой на опыт учащихся, демонстрация таблицы «Вегетативное размножение растений»).
Загадки о рассмотренных функциях корня.
От буяна — урагана
У дубка — богатыря
Есть живые якоря.
(Удерживание корнем растения в почве).
Не кирка, а землю роет; Не рыли, не бурили,
Не река, а рощу поит. А воду добыли.
(Корень, его внедрение в почву и всасывание воды).
На песчаном океане,
На сыпучем бархане, вырос кустик,
Словно ёж,-
Голой ручкой
Не возьмёшь,
Зато лакомое блюдо
И для сытого верблюда.
Почему же без воды
Куст не знал большой беды?
(Верблюжья колючка. Приспособленность её к произрастанию в пустыне благодаря наличию очень длинного главного корня, достающего влагу из глубоких слоёв почвы).
Дополнительная информация (рассказы учащихся).
Корни различных растений могут проникать на различную глубину, чтобы добраться до воды. Учёные используют это значение при обнаружении воды в засушливых районах. Кусты ивы, лоха свидетельствуют о том, что вода находится на глубине не более 1,5 м, заросли чия указывают, что до воды — 1,5 - 3 м, а ковыль и полынь растут над слоями почвы, находящимися на глубине 5 — 10 м.
Корни растений всасывают вместе с водой соли металлов. Они накапливаются в коре, листьях и цветах. причём по окраске цветов некоторых растений можно узнать о залежах полезных ископаемых, так у эмальции калифорнийской, если она растёт на месторождениях цинка, распускаются жёлтые цветы, а на месторождениях меди — синие. Железо окрашивает листья полыни в ярко — жёлтый цвет.
На каждом гектаре почв, занятом бобовыми растениями, имеющими на корнях клубеньки, фиксируется от 100 до 250 кг атмосферного азота.
Установлено, что в золе некоторых растений засушливых местностей (Например, в полыни) содержится в 40 — 150 раз больше золота, чем в почве.
Немного истории...
В 1629 г., голландским естествоиспытателем Я. Ван Гельмонтом (1579 — 16440) были проведены опыты по корневому питанию растений. Это была первая работа в области физиологии растений.
В 1929 г., в калифорнийском университете впервые был применён метод водных культур для промышленного выращивания овощей — гидропоника.
Загадка
На воде солёной
Вырос куст зелёный.
(Выращивание растений на питательном растворе — гидропоника).
Самые — самые...
Самые длинные корни — 120 м — у дикого инжира, растущего вблизи пещеры Эхо в восточном Трансваале (ЮАР). В 1950 г., было сообщение из Шотландии о корнях вяза длиной, как минимум, 110 м.
Самые глубокие корни имеют пустынные растения. корневая система кустарника пропописа серёжкоцветного, или мескита, достигает глубины более 50 м, у верблюжьей колючки — 20 м.
3. Отложение запасных питательных веществ.
Корнеплоды и корневые шишки. Обеспечение плодородия почвы. (Беседа с элементами рассказа о биологическом и хозяйственном значении корнеплодов; демонстрация коллекции муляжей). Загадки
О каких растениях говорится в этих загадках?
Это что такое:
В землю вросло, Хоть и не плод,
Сверху толсто, А просится в рот.
Снизу востро, Как зародится,
Собой красно? Так в пищу годится.
(Морковь).
За хохол, Сидит модница -
Да в котёл, Огородница;
А потом - Нарумянится, как маска,
Борщок на стол. Со щеки слезает краска.
(Свекла столовая. Сок её корнеплода).
В землю-крошка,
Из земли-лепёшка.
Круглая, а не месяц.
Жёлтая, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
(Репа).
Горлодёрку
Протри сквозь тёрку, У репы сестра
Добавь квасок, На язык остра.
Да хлеба кусок, В земле, а не репа,
Эта еда И нравом свирепа.
Продлит года
(Редька. Корнеплод).
Тело-бело,
Как берёза,
Платье-красно,
Словно роза.
Красна, а не калина;
Горька, а не осина;
Кругла, а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка.
(Редиска).
Сидит девица в темнице-коса на улице.
(Морковь, редька, свекла, брюква).
4. Многообразие видоизменений корней как результат перехода растений в новые условия окружающей среды. (Самостоятельная работа с текстом и рис. 39 на странице 59 учебника; беседа).
IV. Закрепление знаний о функциях корня и их значении; о видоизменениях корней и их значении в жизни растений.
Работа с записями.
Функции корня.
Почвенное питание растений — всасывание воды и минеральных веществ.