I.Орг. момент.
Самопроверка д/з по образцу.
Распредели слова в 2 столбика: в первый запиши качественные имена прилагательные, во второй – относительные имена прилагательные.
Низкий, твёрдый, придорожный, красивый, деревянный, хрустальный, маленький, лесной
ОБРАЗЕЦ:
низкий придорожный
твёрдый деревянный
красивый хрустальный
маленький лесной
- Ребята, как вы считаете всё ли вы узнали об относительных именах прилагательных?
II. АОЗ
- Я предлагаю каждой группе список относительных имён прилагательных. Подумайте, как образовались эти прилагательные?
кирпичный
настольная
берёзовый
загородный
июньский
III. Постановка учебной задачи.
- Сколько в нашем классе мнений?
- На какой вопрос нам предстоит ответить?
- Какова же тема нашего урока?
IV.Поиск решения учебной задачи.
- Какие есть предположения?
- Как называются эти способы?
- Как нам проверить наши предположения?
V. Первичное закрепление.
- Посовещайтесь в группе и задайте друг другу вопросы по данной теме?
- Ребята, посмотрите на доску. Скажите, может ли вам помочь в дальнейшем эта схема-опора в работе?
(На доске схема-опора:
орех + ов – ореховый
при + вокзал + н - привокзальный)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Выполните упражнение 2 с.118.
Запиши слова парами так, чтобы за каждым существительным шло образованное от него имя прилагательное. Отметь корни и суффиксы в словах..
Солома, сосна, бетон, кожа, капитан, рис, гусь
Сосновый, бетонный, капитанский, рисовый, кожаный, соломенный, гусиный
- Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.
(На доске:
солома – соломенный, сосна – сосновый, бетон – бетонный, кожа – кожаный, капитан – капитанский, рис – рисовый, гусь - гусиный).
- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается - ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте - .
- Что не получается?
- Над чем ещё нужно работать?
VII.Выполнение упражнений.
- Выполните упр.3 с.119.
Образуй относительные прилагательные по образцу.
Образец: Находящийся под водой (какой?) – подводный.
находящийся при дороге (какой?) -...
находящийся на столе (какой?) - …
находящийся за городом (какой?)-...
Отметь части слова, с помощью которых были образованы относительные прилагательные. Как называется такой способ словообразования?
VIII. Итог урока.
- Над какой темой сегодня работали?
- Каким образом сделали вывод?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
- Где можно использовать эти знания?
IX.Домашнее задание.
Задание по выбору:
- Р.т. упр.3 с. 34;
- Р.т. упр.4 с. 34;
- Р.т. упр.3 и 4 с. 34.
|
Дети делают вывод, что они научились отличать относительные прилагательные от качественных прилагательных.
- Нет. Мы только начали с ними знакомиться.
(Работа в группах).
(Каждая группа высказывает своё мнение.)
- Эти слова образовались от имён существительных.
- Имена прилагательные образовались при помощи суффиксов.
- Как образуются относительные имена прилагательные?
- Образование относительных имён прилагательных.
- Относительные имена прилагательные образуются от имён существительных при помощи суффиксов. Например: кирпичный от слова кирпич + суф. –н-.
- При помощи приставок и суффиксов. Например: настольная от слова стол + приставка на- и суф. –н-.
- Приставочный и приставочно-суффиксальный.
- Разобрать слова по составу.
- Прочитать правило в учебнике.
(Дети читают правило и делают выводы)
- Относительные имена прилагательные образуются от имён существительных при помощи суффиксов –н-, -ан-, -ян-, -ск-, -ин-,
-ов-, -онн- (-енн-) – суффиксальный способ – или при помощи приставок и суффиксов – приставочно-суффиксальный способ.
(Группы задают друг другу вопросы по теме).
- От какой части речи образуются относительные имена прилагательные?
- При помощи каких суффиксов образуются относительные имена прилагательные?
- Как называется способ образования относительных имен прилагательных? И т.д.
-Да.
(Дети самостоятельно выполняют упражнение).
(Дети на полях тетради оценивают свою работу знаками).
Нужно ещё потренироваться в образовании относительных имён прилагательных.
(Ученики выполняют упражнение).
-Образование относительных имён прилагательных.
- Мы разбирали слова по составу, определяли от какого слова и при помощи каких частей слова оно образовалось.
|