В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга- центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.
Согласно данным Минздрава РФ на 2002 год, распространенность речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах нашей страны колеблется от 30,7% до 92,6% от общего числа детей. Анализ ситуации за период с 1992года по 2002 год выявил увеличение частоты случаев отклонения в речевом развитии у детей в среднем на 34-44,3% ( Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации ( по итогам всероссийской диспансеризации 2002 года).-М., Минздрав РФ, 2003г.
На данный момент в городе Ярославле действуют 111 логопедических групп, которыми охвачено 1538 детей.
Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии, и на сегодняшний день остается чрезвычайно актуальной.Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь - не врожденная способность, она формируется постепенно.
У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. д.
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Существующий в настоящее время порядок помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии, сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного возраста. Таким образом, самый значимый для речевого развития ребенка период оказывается упущенным. Между тем, как отмечал известный психолог Л.С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, которую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки.
Еще в 1928 году профессор Ф.А.Рау поставил вопрос о необходимости организации дошкольной помощи детям с дефектами речи в целях исправления речевых нарушений к моменту поступления ребенка в школу. Ф.А.Рау выделил легкие формы речевых недостатков, которые могут быть устранены воспитателями детского сада, прошедших специальную подготовку.
В тех случаях, когда ДОУ общеразвивающего вида не имеет возможности работать в непосредственном контакте со специалистом-логопедом, речевые нарушения у детей должны стать объектом особого внимания и адекватного воздействия со стороны дошкольных педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса.
Фактически проводимая воспитателями массовых детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, может расцениваться как одна из возможных моделей интегрированной (включенной в массовую систему дошкольного образования) логопедической работы с детьми. Однако, нередко в силу разных объективных и субъективных причин , таких, как отсутствие у специалистов дошкольного воспитания достаточного объема коррекционно-педагогических знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков в речевом развитии дошкольников и др., организовать такую работу на оптимальном уровне не всегда представлялось возможным.
Сегодня мы можем определить основную направленность данной логопедической работы педагогов.
Основной целью этой направленности, по нашему мнению, должно стать создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению. Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач. Первая из них – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и их правильной квалификации. Вторая задача – профилактическая –это педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном рачевом развитии. Третья, собственно коррекционная, задача состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.
Эти задачи должны решаться в рамках развития речи детей как в режимных моментах (чистоговорки, различные гимнастики), игровой деятельности, так и в ходе занятий (групповых, подгрупповых и индивидуальных), организационные моменты перед началом занятий и т.д.
Модель коррекционно-речевой работы с детьми в группах общеразвивающего вида.
Творческой группой детского сада была разработана модель коррекционно-речевой работы в детском саду. Модель состоит из трех этапов:
1.Диагностический.
2.Профилактический.
3.Коррекционно- речевой.
Мы считаем, что лишь на прочной диагностической основе, возможно оптимальное проектирование как профилактической, так и коррекционно-воспитательной работы с детьми с недостатками в речевом развитии. Диагностический блок, таким образом, первичен, по отношению к профилактическому и коррекционно-воспитательному блокам деятельности воспитателя ДОУ.
Этап диагностики.
Диагностическая работа педагога – средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребенка, под них в перспективе подстраивается вся система коррекционно-речевой работы. Исходя из опыта работы педагогов, в рамках диагностического блока воспитатель общеразвивающей группы может действовать по следующему алгоритму:
изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;
выделяет детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;
квалифицирует (с помощью специалистов) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;
конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.
Очевидно, что такая работа требует владения соответствующими диагностическими знаниями и умениями,что предусматривает программа наших целевых курсов. Данному вопросу будет посвящен целый семинар. Ээффективность обеспечена при соблюдении ряда условий.
Условия эффективности диагностической работы:
Первое из таких условий – систематическое изучения состояния речи детей-дошкольников. Изучение состояния речи детей должно проходить дважды в год: осенью, что бы выявить уровень речевого развития и правильно спланировать свою работу на учебный год, весной, что бы проследить эффективность своей работы. В междиагностический период им проводятся наблюдения за характером развития речи воспитанников и при необходимости вносятся коррективы в коррекционные и профилактические программы развития речи воспитанников.
Второе условие результативного изучения речевого развития дошкольников – разнообразие методов и источников сбора информации. Было бы неверным весь процесс изучения речевого развития детей сводить только к констатации фактов его нарушения. Чтобы правильно оценить и интерпретировать полученные данные, педагогу необходимо понимать причины, лежащие в основе наблюдаемых явлений. Для их выяснения он может воспользоваться такими проверенными длительной педагогической практикой и взаимодополняющими методами диагностики, как:
·привлечение к обследованию детей специалистов – логопеда, педагога-психолога и др.
·наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
·изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;
·беседы с родителями;
Так, в процессе направленного наблюдения (основного метода в арсенале педагога ДОУ общеразвивающего вида) он получает достаточно полные данные о состоянии всех компонентов речевой системы дошкольников. Из бесед с родителями, изучением медицинских карт может быть получена информация о наличие или отсутствии в их анамнезе факторов, влияющих на развитие биологической или социальной стороны речи. Например, нарушения в произношении м.б. связано с неправильным прикусом или недостаточно внимательное отношение в семье \ говорит, но мы его понимаем\ , осложнения при родах, которые могут вести к разнообразным нарушениям как речи, так и поведения и нарушениям психических функций.
Третье условие – четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур.
Наряду с речевыми недостатками у детей дошкольного возраста могут отмечаться и недостатки неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психофизических процессов.\как указано выше\.
Поэтому в процессе обследования воспитателем должны быть учтены тесные связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей.
Четвертое условие – оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксации его результатов.
Процедура изучения детской речи должна быть максимально приближена к привычным и естественным для дошкольников видам деятельности (игровой, художественной и др.).
Совершенно недопустимо, что бы она носила тестовый характер и у детей возникло ощущение, что их оценивают.
Результаты обследования фиксируются либо в «информационной карте», либо в «речевой карте».
Таким образом, грамотное решение воспитателем задач диагностического блока и очерчивание «проблемного поля», в котором предстоит работать, во многом предопределяет успешность его дальнейшей деятельности. Это помогает отобрать основные организационные формы, методы и содержание профилактического и коррекционно-воспитательного воздействия по отношению ко всем и каждому из воспитанников.
Профилактическая работа воспитателя с детьми над совершенствованием речевого развития.
Профилактическая задача деятельности педагога ДОУ может быть определена как помощь дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития. Понятие «полноценность» - ключевое для профилактического блока. Педагог обязательно должен помнить о том, что дошкольный возраст – период наиболее полного и интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью. Профилактика – это стимуляция развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ. Создание потребности в речи и условий для ее удовлетворения - один из ключевых аспектов профилактической деятельности воспитателя.
К числу условий, способствующих формированию потребности в речи и ее удовлетворению, в первую очередь может быть отнесена организация совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь. Правильная организация детской деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства педагога и его творческой активности. Но именно она служит мощным стимулятором развития речи ребенка.
Другим условием, содействующим полноценности речевого развития детей, выступает окружающая среда. Важным компонентом среды и одновременно средством профилактики и недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. «Прежде чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, следует позаботиться о развитии, упорядочении своей речи», - напоминает нам Е.И. Тихеева².
Основные требования к речи взрослых:
- речь должна быть абсолютно правильна и литературна;
- по форме и по тону речь должна быть всегда вежливой;
- структуру речи следует согласовывать с возрастом ребенка, чем меньше ребенок, тем проще д.б. структура речи;
- содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираясь на их опыт;
- речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная громкость.
Можно сказать, что культура речевой среды предопределяет культуру речи самих детей.
Коррекционно-речевая работа.
Часто оказывается, что профилактических мероприятий недостаточно, для полноценного развития речи детей и в таком случае мы говорим о проведении коррекцианно- речевой работы с детьми.
После проведения диагностики воспитатель выделяет детей с недостатками в развитии речи и выбирает одну из четырех стратегий:
- самостоятельно оказывает коррекционно- речевую помощь воспитанникам;
- после консультации со специалистом- логопедом и по его рекомендации осуществляет коррекционные мероприятия;
- после консультации со специалистом- логопедом рекомендует родителям посещение систематических занятий со специалистом, при этом воспитатель оказывает ребенку коррекционно- речевую поддержку вне спец занятий и закрепляет их результат( поддерживая взаимосвязь со специалистом);
- после консультации со специалистами- логопедом, психологом, врачом и т.д, рекомендует родителям обратится в Медико-психолого-педагогическую комиссию для определения вида детского сада и соответствующе образовательной программы.
Используя данные изучения речи воспитатель составляет индивидуальные программы развития речи детей.
При проведении занятий необходимо стремиться к максимально индивидуальному подходу к детьми, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с особенностями и потребностями их речевого и общего развития.
При проведении занятий можно решать множество задач по развитию речи детей , таких, как активизация и обогащение словаря,отработка правильных грамматических конструкций,воспитание навыков связной речи, совершенствование слухового внимания и фонематического восприятия, закрепление навыков правильного звукопроизношения.
В ходе совместной с педагогом деятельности и самостоятельной деятельности ребенка в рамках коррекционно- речевой работы могут быть организованы:
- специальные дидактические и развивающие игры;
- занимательные упражнения;
- беседы;
-наблюдения;
-методически продуманные поручения и трудовые задания.
По нашему мнению, одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия – искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
От уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее принятию. «Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - предостерегает Е.И. Тихеева. – В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем – раздражают детей»².
Значимую помощь в реализации профилактического и коррекционного воздействия воспитатель группы для детей любого возраста может получить от педагогического коллектива ДОУ. Согласование подходов к речевому воспитанию детей при организации музыкально-ритмических, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом, реальная, а не декларируемая индивидуализация приемов воспитательного воздействия – эти и другие вопросы становятся в дальнейшем основой их содержательного взаимодействия.
Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи.
Хочется отметить, что модель коррекционно- речевой работы сдетьми будет наиболее продуктивно работать при выполнении определенных условий.
Условия эффективности коррекционно-речевой работы в детском саду.
Опираясь на собственный опыт работы в данном направлении мы выделили условия, которые необходимы для эффективной коррекционно- речевой работы в детском саду.
Первым и, по нашему мнению, наиболее значимым условием выступает - повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.К числу наиболее значимых знаний, которыми должен быть вооружен педагог-воспитатель ДОУ общеразвивающего вида, относятся знания о:
·возрастных закономерностях речевого онтогенеза;
·типических недостатках, отклонениях и нарушениях в речевом развитии детей дошкольного возраста и причинах, лежащих в их основе;
·задачах, формах, результативных методах и приемах диагностики, профилактики и коррекции недостатков речи у детей в условиях ДОУ и семьи;
·задачах, содержании, методах и формах профилактической и консультативной работы как с ребенком, имеющим речевые недостатки, так и с его семьей.
Основываясь на опыте работы, мы считаем, что среди наиболее важных умений, позволяющих вести диагностическую, профилактическую и коррекционно-речевую работу с дошкольниками, следует выделить умения:
·наблюдать за ходом речевого развития детей дошкольного возраста, видеть, распознавать (диагностировать) предпосылки и признаки формирования нетипичных – опережающих, задержанных или искаженных – вариантов в речевом развитии дошкольников;
·обеспечивать создание обогащенной и соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
·методически корректно планировать и проводить работу по профилактике и преодолению у детей недостатков в речевом развитии в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации;
·вести необходимую педагогическую работу по предупреждению вторичных, следующих за собственно речевыми недостатками и тесно с ними связанных трудностей в поведении, общении и разных видах деятельности ребенка- дошкольника;
·вовлекать в коррекционно-развивающую работу семьи, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.
Вторым условием- совершенствование развивающей речевой среды. Раскрытие и проработка данной темы тоже входило в план курсов и план работы детского сада. Эффективность этого условия зависит от умения воспитателя в быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом, предоставлять для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах, удовлетворять потребности детей в обсуждении данной информации, выслушивать детей, приучать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с воспитателем и сверстниками.
Третьим условиемслужит совершенствование воспитательно-образовательного процесса. Оно включает в себя :
1. Научно- методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
2. Более полное использование в занятиях и в режимных моментах артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик;
3. Организация работы творческих групп по темам:
- проработка диагностики речевых отклонений;
-разработка предметно- развивающей среды в группах, способствующей речевому развитию детей;
- создание системы картотек артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик для всех возрастных групп;
4. Взаимодействие и взаимосвязь специалистов детского сада:
- совместное проведение диагностики;
- совместное оформление предметно-развивающей речевой среды ;
- совместная разработка планов работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии;
- обмен опытом на педсоветах, семинарах, мастер классах и т.д.;
- участие в ПМПк детского сада.
Четвертым условием выступает - организация сотрудничества с социальными институтами, такими как:
- Центр «Доверие» - проведение консультаций для педагогов ДОУ и родителей по теме развития речи детей как групповых, так и индивидуальных, проведение занятий логопедами центра с детьми и их родителями как на базе центра так и в детском саду;
- детские сады района в рамках семинаров и методического объединения;
- поликлиники района – консультации специалистов- логопедов, составление совместных планов по коррекции речевых отклонений у детей, занятия с детьми на базе медико-профилактического центра;
- библиотеки района – занятия и развлечения с детьми различной тематики с целью повышения речевой активности;
- школы района – преемственность детского сада и школы, в рамках совместных мини-педсоветов по созданию условий для наиболее легкой адаптации детей к школе, проведения совместных занятий как на базе детского сада с приглашением учителей, так и на базе школы с приглашением педагогов ДОУ.
Пятым условием эффективности коррекционно- речевой работы в детском саду является работа с родителями. Это наиболее полное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс:
-организация для родителей консультаций специалистов по вопросам развития звуковопроизношения у детей, как индивидуальных, так и групповых, семинаров- практикумов;
- вовлечение в совместное создание развивающей речевой среды в
группе;
- привлечение к участию в праздниках, развлечениях, тематических
Таким образом, при выполнении всех условий работа по внедрению логопедических методик в деятельность воспитателя общеразвивающей группы детского сада будет наиболее эффективна.
Безусловно, выполнение данных условий напрямую зависит от умения руководителя ДОУ правильно простроить модель управления процессом внедрения логопедических методик в работу воспитателя общеразвивающей группы детского сада.
Модель управления ДОУ в режиме внедрения логопедических методик в работу воспитателя общеразвивающей группы детского сада.
В модели управления ДОУ мы акцентируем свое внимание на внедрении логопедических методик в работу воспитателя общеразвивающей группы детского сада.
Осознание потребности в проведении данной работы в нашем дошкольном учреждении произошло в 2005-2006 учебном году при подведении итогов диагностики. Результаты обследования показали высокий процент речевых нарушений при подборе детей в логопедическую группу. Возникло противоречие между необходимостью оказания коррекционно- речевой помощи детям, нуждающимся в логопедической группе и недостатке мест в группе с данной направленностью.
Решая вопрос расширения круга детей, охваченных коррекционно-речевой помощью, мы пришли к мысли о внедрении логопедических методик в работу воспитателя общеразвивающей группы детского сада начиная с раннего возраста.
Под логопедическими методиками мы понимаем систему упражнений, направленных на развитие речевого аппарата, такие, как:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
Благодаря проведенной работе в учреждении есть определенные результаты:
-при наборе в логопедическую группу в 2005 году было обследовано 52 ребенка из них с высоким уровнем речевого развития- 38,5%, со средним уровнем- 28,8%, с низким уровнем-32,7%;
- при наборе в логопедическую группу в 2007 году было обследовано 52 ребенка из них с высоким уровнем речевого развития- 53,8%, со средним уровнем- 17,3%, с низким уровнем-28,9%.
Подведя итоги мы можем констатировать факт увеличения количества детей с высоким уровнем речевого развития на 15,3% и уменьшение низкого уровня на 3,8%.
Достижению этих результатов способствовали следующие шаги:
- повышение профессионального уровня педагогов;
- введение логопедических методик в воспитательно-образовательный процесс;
- обновление предметно- развивающей среды.
После проведения анкетирования педагогов с целью определения готовности к внедрению логопедических методик мы пришли к выводу, что необходима курсовая подготовка педагогического коллектива к данной работе. По инициативе администрации ДОУ совместно с ЯГПУ им. К.Д.Ушинского кафедрой логопедии и факультетом « Повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» был составлен план курсов, исходя из особенностей и возможностей коллектива. В программу курсов повышения квалификации были включены такие основные моменты, как:
-создание коррекционно- развивающей среды, обеспечивающей речевое развитие ребенка;
- этиология и классификация речевых нарушений;
- обследование речи детей раннего и дошкольного возраста;
- система специальной работы по формированию правильного звукопроизношения;
- условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения и развития речи в различных видах деятельности;
- взаимосвязь в работе воспитателя со специалистами детского сада и родителями.
Курсы повышения квалификации«Внедрение логопедических методик в работу воспитателей с детьми дошкольного возраста» были заявлены в 2006 году и одобрены департаментом образования Ярославской области. ( см. приложение «Курсы повышения квалификации»).
В основу мотивации участников процесса по внедрению логопедических методик было положено предоставление таких возможностей, как:
- возможность профессионального роста;
- возможность реализовать свои идеи;
- возможность вести за собой(лидерство);
- возможность действовать самостоятельно, наличие перспектив продвижения;
- возможность признания, одобрения, ощущение успеха;
Для поддержания мотивации были созданы условия по обеспечению защищенности (работа без стрессов и психологических напряжений; уверенность в завтрашнем дне; справедливость в общении с руководством), включенности в коллектив (возможность полноценного общения; участие в выработке решений), материального благополучия (заработная плата, возможность для отдыха и поддержания здоровья).
Использованы стимулы, как материальные: денежные вознаграждения, надбавки, доплаты, премии в рамках нормативного документа «Положение о надбавках, доплатах и других видах стимулирования сотрудников учреждения», подарки; так и нематериальные: улучшение условий труда, обеспечение методическими пособиями, поддержка администрации, почетные грамоты и благодарности, перевод в режим самоконтроля.
В ходе подготовки к внедрению логопедических методик был составлен перечень дополнительной методической литературы, с помощью которой проводилось оснащение групп и методического кабинета.
Таким образом, была проведена подготовка к внедрению логопедических методик в работу воспитателей общеразвивающих групп детского сада.
Творческой группой детского сада, в которую вошли заведующая, старшие воспитатели, учитель- логопед, педагог- психолог, опытные воспитатели был составленплан мероприятий по внедрению логопедических методик в работу воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Цель:обобщение и систематизация опыта педагогической деятельности по внедрению логопедических методик в работу воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
·повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах организации работы по внедрению логопедических методик в педагогический процесс в ДОУ;
·приведение в систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий и т.п.);
·достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в работе по развитию речи;
·использование возможностей методической системы всех уровней для пропаганды опыта работы педколлектива по внедрению логопедических методик в работу воспитателя с детьми.
Информационное обеспечение.
Цель: сбор информации о результатах развития речи детей.
Материал: карта развития речи детей ( см. приложение «Карта развития речи»), оценка уголков развития речи в группе ( см. приложение «Положение о конкурсе «Уголок развития речи»», «Анкета для родителей»).
Методическое обеспечение.
Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателя, систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по развитию речи.
Систематическая организация выставок и обзоров методической литературы по проблеме развития речи.
Работа с педкадрами
Цель: включение каждого воспитателя в педагогический поиск решения проблемы развития речи дошкольников.
Изготовление наглядных пособий по развитию речи, дидактических материалов, картотек пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик,загадок, потешек, чистоговорок, скороговорок и т.д.
Подбор консультационных материалов для родителей и воспитателей.
Собеседования с молодыми воспитателями
Цель: выявление степени владения методикой проведения занятий с логопедическими методиками.
Постоянно действующие семинары для молодых и вновь поступивших в ДОУ педагогов по темам:
- «Логопедические методики в работе воспитателя»
- «Внедрение логопедических методик в работу воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Семинар – практикум для воспитателей детских садов Дзержинского района
«Внедрение логопедических методик в педагогический процесс с детьми младшего дошкольного возраста» (обмен опытом) (см.приложение «Семинар-практикум»)
Консультации и педсоветы с целью определения новых подходов для решения проблемы развития речи детей дошкольного возраста.
Организация работы творческой группы по разработке диагностических речевых карт.
Взаимодействие с семьей.
Цель: ознакомление родителей с направлением педагогической работы по вопросам развития речи дошкольников, вовлечение родителей в сотрудничество.
Организация просвещения родителей в вопросах развития речи детей по- средствам как наглядной информации, так и консультаций воспитателей и специалистов детского сада. Мы предлагаем перечень тем для консультаций:
- Почему ребенок говорит неправильно.
- Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.
- Роль родителей в формировании грамотной правильной речи у дошкольников.
- Играем пальчиками и развиваем речь.
- Речевая подготовка детей к школе.
Ведущее место в управлении процессом внедрения логопедических методик в работу воспитателя общеразвивающей группы детского сада занимает организация контроля.
В своей работе мы применяем три вида контроля:
Тематический– изучение состояния педагогического процесса.
Оперативный– устранение незначительных сбоев в работе, регулирование деятельности.
Итоговый– осуществляется после завершения отчетного периода.
Тематический контроль- помогает собрать наиболее полную информацию о процессе внедрения логопедических методик в работу воспитателя общеразвивающей группы детского сада, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя. В тематическом контроле можно выделить 5 блоков:
1.Выявление уровня речевых знаний, умений, навыков,(по результатам диагностирования воспитанников);
2.Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов в работе с детьми. Формы организации детского коллектива. Профессиональный рост педагогов.( см. приложение «Картограмма оценок педагогического мастерства воспитателя и детей на занятии», «Контроль управления успехами педагогов»)
3.Уровень планирования включения логопедических методик в режимные моменты, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей. Наличие в арсенале воспитателя методических разработок в помощь к планированию, всевозможных картотек логопедических методик.
4.Оценка развивающей- речевой среды, условий для организации педагогического процесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий для развития речи детей.
5.Взаимодействие с родителями для развития речи ребенка. Использование разнообразных форм просвещения родителей.
В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют: педагог- психолог, логопед, муз. руководитель, старшая медсестра или\ и врач, наиболее опытные воспитатели.
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются и обсуждаются на педагогических советах. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем пяти блокам, которые мы обозначили выше. Так как в тематическом изучении состояния дел по проблеме участвовали , помимо руководителя, разные специалисты ДОУ, то им можно поручить обобщить и оформить отдельные материалы.
Оперативный контроль- направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. Этот вид контроля еще называют текущим или ежедневным. По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным.
Мы предлагаем перечень вопросов для оперативного контроля:
1.Использование картотек с логопедическими методиками в занятиях и режимных моментах.
2.Оценка звуковой культуры и грамматического строя речи.
3.Анализ выполнения детьми программы детского сада по речевому развитию.
4.Проверка планов воспитательно- образовательной и коррекционно-речевой работы.
5.Подготовка к занятиям по развитию речи.
6.Планирование индивидуальной коррекционно-речевой работы.
В результате руководитель делает частные и общие выводы. Разрабатывает предложения к совершенствованию качества и эффективности воспитательно- образовательного процесса в детском саду. Намечает систему методических мероприятий по устранению выявленных проблем.
Итоговый контроль. В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности своей работы. Инструментарием здесь является итоговый контроль.
Критериями результативности работы по внедрению логопедических методик можно считать:
1.Дети –знания, умения и навыки в речевом развитии.
Методы : диагностирование, наблюдение.
2.Педагоги- профессиональные умения и навыков, развивающая речевая среда.
Методы: диагностирование, наблюдения.
3.Условия, необходимые для внедрения логопедических методик– достаточное оснащение материально- технической базы, методическое оснащения педагогического процесса, повышение профессионального уровня педагогов, совершенствование нормативно- правовой базы учреждения.
Внедрение логопедических технологий невозможно без создания определенной материально- технической базы в учреждении:
- методической литературы;
- дидактических игр и пособий;
- оборудования и оснащения групповых комнат;
- игрушек,
- магнитофоны, для прослушивания записей;
- костюмы для театрализованной деятельности;
-различные виды театров.
По нашему мнению используя данную модель управления ДОУ в режиме внедрения логопедических методик в работу воспитателя общеразвивающей группы детского сада, руководитель учреждения может качественно выстроить свою работу в данном направлении.
Заключение.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационо- содержательных аспектов коррекционно- речевой помощи детям, усиление профилактических аспектов в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования:
Во- первых, в связи с всеобщей тенденцией гуманизации образования, приоритетной обращенностью педагогического внимания на полноценное формирование личности ребенка с теми или иными особенностями и недостатками (в том числе речевыми) в развитии;
Во- вторых, все большее число логопедов, специалистов и воспитателей включаются в процесс раннего распознавания, профилактики и преодоления негативных тенденций в речевом развитии, правомерно считая, что эффективность коррекционно- педагогической работы намного выше именно в отношении детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. С позиции постоянного обогащения педагогической науки и практики , уточнения представлений о причинах, механизмах и проявлениях речевых нарушений у детей такой интерес к раннему дошкольному возрасту совершенно закономерен;
В- третьих, у детей чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы и методы, содержание коррекционно- речевой работы, занимаясь не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов;
Наконец, в- четвертых, совершенно отчетливо установлена прямая зависимость эффективности диагностико- профилактической и коррекционной работы с детьми от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно- образовательного процесса. Это обстоятельство делает особенно важными вопросы разработки критериев, содержания и процедуры оценивания не только хода и результатов коррекционно- педагогического воздействия, но и профессионально-личностных качеств специалистов, осуществляющих это воздействие.
Эффективность проведения данной работы оценивается через:
1. Повышение профессионального уровня педагогов через овладение знаниями:
- этиологии и классификации речевых нарушений;
-условий формирования у детей навыков правильного звукопроизношения и развития речи в различных видах деятельности;
Умениями:
- создания коррекционно- развивающей среды, обеспечивающей речевое развитие ребенка;
Навыками:
- обследования речи детей раннего и дошкольного возраста;
- применения логопедических методик в работе;
2. Сравнивая данные диагностики речевого развития детей на начало учебного года и наконец:
Наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно- методическим обоснованием и экспериментальной апробацией методисты дошкольных учреждений, могут проводить процессы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно- речевой работы, что в совокупности позволяет, с одной стороны, включить в ее сферу более широкий круг дошкольников, а с другой стороны- полнее использовать потенциальные, или скрытые резервы коррекционно- педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса в детском саду.
Размещено Tue, 22/06/2010 - 11:05 пользователем Ольга Александровна Жбанникова.
Уважаемая Наталия Сергеевна и коллеги, откликнувшиеся на материал!
Представленная разработка лаконично, чётко описывает организацию коррекционно-речевой работы и управления процессом в ДОУ. Методически грамотно определены цели и задачи, прописано поле отвественности участников. Представлена больше модель работы, практически обоснованная. Я бы подкорректировала форму представления: что это? методическая разработка ( не совсем, т.к. нет чёткого концептуального подтверждения и не высказана инновационная идея), модель? ( тоже не совсем, т. к. тогда опора шла бы на структуру организации деятельности). Возможно также расширение практического материала из опыта работы детского сада.
В работе Наталия Сергеевна Вы обозначили актуальную тему для педагогов дошкольных образовательных учреждений города, тему речевого развития детей дошкольного возраста. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционно-речевой помощи детям, усиление именно профилактического аспекта является главной и важной задачей педагога. Используя данный материал педагоги дошкольного образования смогут правильно спланировать свою работу, учитывая Ваш алгоритм "действий", смогут проводить процессы совершенствования традиционных форм, оптимизацию методов и содержания коррекционно-развивающей работы.
Уважаемая Лариса Вячеславовна, горячо поддерживаю Ваш серьезный комментарий и просто хочу добавить, что ,действительно, в современных развивающих программах почему-то "западает" работа над звуковой культурой речи детей, а в "Школе 2100" данный раздел вообще отсутствует и это несмотря на то, что детей с речевыми нарушениями становиться все больше. А в данной работе довольно четко и последовательно прописаны проблемы и пути их решения. Ценный материал.
На: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Уважаемая Наталия Сергеевна и коллеги, откликнувшиеся на материал!
Представленная разработка лаконично, чётко описывает организацию коррекционно-речевой работы и управления процессом в ДОУ. Методически грамотно определены цели и задачи, прописано поле отвественности участников. Представлена больше модель работы, практически обоснованная. Я бы подкорректировала форму представления: что это? методическая разработка ( не совсем, т.к. нет чёткого концептуального подтверждения и не высказана инновационная идея), модель? ( тоже не совсем, т. к. тогда опора шла бы на структуру организации деятельности). Возможно также расширение практического материала из опыта работы детского сада.
На: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В работе Наталия Сергеевна Вы обозначили актуальную тему для педагогов дошкольных образовательных учреждений города, тему речевого развития детей дошкольного возраста. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционно-речевой помощи детям, усиление именно профилактического аспекта является главной и важной задачей педагога. Используя данный материал педагоги дошкольного образования смогут правильно спланировать свою работу, учитывая Ваш алгоритм "действий", смогут проводить процессы совершенствования традиционных форм, оптимизацию методов и содержания коррекционно-развивающей работы.
На: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Уважаемая Лариса Вячеславовна, горячо поддерживаю Ваш серьезный комментарий и просто хочу добавить, что ,действительно, в современных развивающих программах почему-то "западает" работа над звуковой культурой речи детей, а в "Школе 2100" данный раздел вообще отсутствует и это несмотря на то, что детей с речевыми нарушениями становиться все больше. А в данной работе довольно четко и последовательно прописаны проблемы и пути их решения. Ценный материал.