Submitted by Елена Васильевна Гондарь on Fri, 18/06/2010 - 09:52
Открытый урок по природоведению в 5 классе
по теме «Три среды обитания».
Цель урока:конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов; выявить приспособленность организмов к той или иной среде обитания.
Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает интерес к предмету. Учащиеся приобретают опыт работы в группах, развивают умение договариваться между собой, распределять задания. Работа учащихся курируется учителем, в результате чего развиваются отношения сотрудничества между учениками и учителем-предметником и другими учителями, оказывающими помощь в работе учеников, например с учителем информатики. На данном уроке развивается ещё одно немаловажное умение – это умение слушать одноклассников и умение интересно рассказывать. В работе над этим уроком учащиеся могут использовать имеющиеся у них знания, т.е. воспользоваться личным опытом.
За две недели до урока все учащиеся класса делятся на три группы, по числу сред жизни: наземно-воздушная, водная, почвенная. Выбирается руководитель группы. Можно провести жеребьёвку, в результате которой каждой группе достаётся своя среда жизни. Каждая группа ребят получает задание по исследованию своей среды обитания. Для этого учащиеся должны использовать все возможные источники информации. Руководитель группы распределяет задания между учащимися.
1 группа – наземно-воздушная среда.
1. Характеристика среды, её особенности.
2. Приспособленность растительных и животных организмов к недостатку влаги (суккуленты, животные пустынь).
3. Отношение организмов к свету:
а) растения, деление их на группы (светолюбивые и теневыносливые)
б) животные, деление их на группы (дневные и ночные)
4. Как организмы приспособились к изменению температур в районах со сменой времён года (листопад – у растений, перелёт птиц, линька, спячка – у животных).
5. Приспособления к передвижению в наземно-воздушной среде (у животных и семян растений).
6. По итогам своих исследований учащиеся совместно с учителем должны составить презентацию и небольшой кроссворд.
2 группа – водная среда.
1. Характеристика среды, её особенности. Отличия от наземно-воздушной среды обитания.
2. Основные обитатели водной среды – рыбы.
3. Откуда берётся кислород и всем ли рыбам нужно одинаковое количество кислорода (форель, сазан, линь).
4. Замор рыбы – что это такое?
5. Рыбы травоядные и хищники. Промысловые рыбы.
6. Глубоководные и другие организмы, живущие в водной среде.
7. Самые крупные животные на Земле (киты).
8. Приспособления организмов к жизни в воде.
9. По итогам своих исследований учащиеся совместно с учителем должны составить презентацию и небольшой кроссворд.
3 группа – почвенная среда.
1. . Характеристика среды, её особенности. Отличия от наземно-воздушной среды обитания.
2. Почвенные микроорганизмы.
3. Корни растений и грибницы грибов.
4. Черви и насекомые – обитатели почв.
5. Особенности строения зверей, живущих под землёй (крот, слепыш, землеройка).
6. По итогам своих исследований учащиеся совместно с учителем должны составить презентацию и небольшой кроссворд.
На уроке учащиеся каждой группы рассказывают об исследованиях в области своей среды обитания, приводят интересные факты и демонстрируют составленную ими презентацию. По окончании своего рассказа руководитель группы демонстрирует кроссворд и задаёт вопросы к нему. Учащиеся заполняют кроссворд на выданных им заранее листочках. По окончании этой работы учащимися проводится самопроверка. Для этого демонстрируется слайд с правильными ответами.
На: Три среды обитания 5 класс
Спасибо за разработку урока. Очень она меня выручила. Успехов в работе!
На: Три среды обитания 5 класс
спасибо большое