Краткое описание:
Классный час Этика и мы Цель: нравственное воспитание подростков, развитие самоконтроля и самодисциплины, пробудить ответственность по отношению окружающим людям. Воспитание у школьников самодисциплины. Ход урока. 1. Орг. момент 2. Новая тема. Основные вопросы: 1) Роль этики в жизни человека 2) Этические задачи и ситуации 3) Принимаем или отрицаем. «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». И.В.Гете. Учитель: Правила поведения и стремление вести себя прилично уходит в глубь веков. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и уже существовало еще до появления письменности. Рассуждения на этические темы получили большое распространение в Древнем Вавилоне. В сочинениях того времени встречаются пословицы такого содержания: «Нет большего стыда у людей каждому, кто захватывает добро у своих соседей», «Больше нет праведных людей, землю населят только те, кто творит зло…» Римский писатель и оратор Цицерон (106-43 до н.э.) в своих сочинениях «О высшем благе и зле», «Об обязанностях» рассматривал этику как искусство людей правильно жить, чтобы достигнуть полного счастья. Тема нравственности и моральных устоев прослеживается и в античных стихотворных поучениях Гомера, в древних сказаниях о богах и о героях средневековой Скандинавии. Термин «Этика» впервые был введен в обиход древнегреческим мыслителем Аристотелем 2300 лет тому назад. Этикой были названы три близких по содержанию сочинениюя Аристотеля. В переводе с греческого «etos» означающего также «нрав». Поэтому, говоря об этике поведения, имеют в виду не только правила поведения и «приличия» в общества, но и нравственный облик человека. В каждую эпоху была своя мораль, своя этика. Например, в одной из старинных книг, изданной в Гамбурге в 1716 году, которая называется: «Книга о вежлевом поведении и достойном обхождении как с высокими и почетными персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к нам» автор Менантес рекомендует дамам не выгуливать на улице собак. Мотивацией этому служило то, что животное в силу своих природных инстинктов и «необдуманными действиями» может самым неприятным образом поставить свою хозяйку в неловкое положение. Первая же книга «О правилах поведения» была издана еще в 1204 году испанцем Петрусом Альфонси. Вслед за ней последовали правила поведения при дворах князей, затем в буржуазном обществе. В России примерно два с половиной века тому назад при Петре Первом императорской Академией наук была составлена книга, которая называлась: «ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРКАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ». Назначение книги- ознакомление «отроков» с элементарными правилами приличий и житейского обхождения.. Один из учащихся открывает большую книгу и зачитывает. Учитель: - Были в те времена популярны и другие сборники правил поведения … Выходит следующий учащийся с книгой в руках и зачитывает некоторые из правил. - Можно ли сказать, что данное определение описывает «порядочных людей» своего времени? - Со временем правила множилось и усложнялись. Два-три века назад были в моде специальные учебные заведения, где учеников обучали хорошим манерам и всевозможными правилам приличия, именуемым этикетом. Например в Петербургском институте благородных девиц, обучали десятку видов одних только реверансов. Оказывается, глубина приседания и степень наклона головы девицы зависели от того, кому предназначался это поклон: сверстнику, старцу, мелкому чиновнику или генерал-губернатору. «Кодексы» или «своды» правил приличия печатались, к примеру, в дореволюционном журнале «Нива» и переписывались в тетради, а затем буквально ходили по рукам. Вопрос к учащимся: -Как вы думаете, ребята, почему молодые люди того времени столь усердно переписывали и заучивали правила поведения и этикета? - Совершенно верно. Пренебрежение правилами поведения, бесцеремонность, невыдержанность, грубость могут доставить немало неприятностей в общении и в наше время. Поэтому необходимо соблюдать правила приличия. Этикет всегда тесно связывается с этикой, нравственностью. За соблюдением правил кроется отношение человека к человеку. - Как вы считаете, ребята, в нашем современном обществе нужно ли знание и выполнение правил приличия? Почему? Далее учащимся предлагаются продемонстрировать свои знания современного этикета на конкретных житейских примерах. 1 пример: 1) На автобусной остановке стоят двое – мужчина и женщина. Подошел автобус, их действия? 2) Пассажиры благополучно зашли в автобус, в котором не занятым оказалось всего одно место. Как им поступить? 3) Молодой человек в прекрасный солнечный зимний день пригласил девушку прогуляться по парку. Девушка в знак своей симпатии к своему спутнику решается взять его под руку. С какой стороны она должна это сделать – с правой или с левой? 4) Вы едете в переполненном автобусе и случайно наступили кому-то на ногу или задели локтем. На вас тут же обрушивается словесный поток нелицеприятных слов. Ваши действия? - Перечислите несколько правил поведения, которые, по-вашему, категорически никогда и никому делать не стоит. Ответы учащихся. - Откуда вообще появились разные правила поведения? Специально их никто не выдумывал. Они создавались в народе постепенно и возникли не случайно. Вот, например, знаете ли вы, откуда взялось правило снимать шапку при входе в помещение? Сообщение учащегося. - Как вы думаете, ребята, к чему мы с вами ведем разговоры о поведении и приличиях, вспоминаем прошлое давно минувших дней? К тому, чтобы показать, в чем смысл и значение тех правил поведения, от которых, некоторые из вас небрежно отмахиваются. Мол, и без этих церемоний прекрасно можно обойтись! Но так ли это? Учащиеся высказывают свою точку зрения. - Существующие правила поведения возникали не стихийно. Люди пришли к этим правилам в результате большого опыта, постепенно, в совместной жизни и общем труде. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно, но один закон следует запомнить: НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ТЕХ, КТО РЯДОМ С ТОБОЙ.