Submitted by Марина Сергеевна Соболеева on Sat, 05/06/2010 - 09:01
У самого синего моря…
Тема: Повторение знаний об имени прилагательном как части речи.
Цели и задачи: 1. повторить и обобщить знания учащихся об имени прилага-тельном как части речи;
2. развивать умение правильно и точно использовать в речи имена прилага-тельные; развивать внимание, память, восприятие на слух;
3. воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, формировать интерес к языку;
4. коррекционная работа над устранением вербализма.
Оборудование: схемы родовых окончаний имён прилагательных и окончаний во множественном числе, индивидуальные карточки, кроссворд.
Словарь: имена прилагательные из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ход урока:
I.Поэтическая минутка. Постановка задач урока.
Урок начинается с поэтической минутки. Дети читают строки из «Сказки о рыбаке и рыбке», которые они выбрали для выразительного чтения.
- Вам на дом было задано перечитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», вспомнить полюбившиеся строки, обратить внимание на имена прилагательные, используемые Александром Сергеевичем, и задуматься над их ролью в сказке. (Дети читают отрывки: Алёша, Яна, Сымбат.)
- Вот мы и открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили знакомые строки из сказки А. С. Пушкина. А тема нашего урока (ученики читают тему)«Повторение знаний об имени существительном как части речи», языковым материалом урока будут имена прилагательные из сказки, строки из которой только что прозвучали.
II. Творческий диктант.
- Сейчас я буду называть имя существительное, обозначающее предмет или лицо из сказки, а вы подберёте к нему имя прилагательное, обозначающее признак этого предмета, причём оно должно быть из этой же сказки. Составленное словосочетание запишете в тетрадь.
Учащиеся читают словосочетания (желающие могут вспомнить и прочитать строки, в которых встретились эти словосочетания), выясняют значение имён прилагательных, подбирают противоположные по значению имена прилагательные, задумываются над образностью имён прилагательных.
- Что значит ветхая землянка? (старая)
- А землянка не ветхая как называется? (новая)
- Прилагательное новая противоположно ветхому или старому? (да)
- Море синее. А какое ещё может быть море? (Чёрное, волнующееся, огромное, необъятное…)
- В «Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 эпитетов к слову море! А заметили ли вы, что для характеристики моря очень часто А. С. Пушкин использует эпитет синее? (да)
- Вспомните строки из других сказок: в «Сказке о царе Салтане…»
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут…
или в сказке «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
- Корыто новое. А какое прилагательное противоположно по значению? Какое корыто было у старухи? (старое)
- Рыбка золотая. Почему автор использует прилагательное золотая? (Чтобы подчеркнуть необычность рыбки.)
- Вспомните, какое прилагательное употребляет автор для уточнения значения слова золотая? (Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую.)
- Золотая рыбка. Золотые перстни. Какое значение имеет имя прилагательное золотые в словосочетании золотые перстни? (сделанные из золота)
- Дорогой откуп.(Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь.) Назовите прилагательное, противоположное по значению слову дорогой? (дешёвый)
- Назовите имена прилагательные, которые использует А. С. Пушкин для описания одежды старухи, когда она стала столбовою дворянкой? (парчовая кичка, соболья душегрейка…)
- Имена прилагательные парчовая (кичка), соболья (душегрейка) обозначают признак по отношению к материалу (кичка из парчи, душегрейка из соболя). В каком ещё словосочетании есть имена прилагательные, обзначающие признак по отношению к материалу? (Дубовые, тесовые вороты, …)
- Как А. С. Пушкин сказал о волнах? (сердитые, …)
- Почему он выбрал прилагательное сердитые? (Они вздымались, почернели, …)
-Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово. Ласковое слово: это хорошее качество? (да)
- Какие имена прилагательные автор использовал в переносном значении? (золотая рыбка, сердитые волны)
- Мы записали лишь некоторые имена прилагательные. Что же обозначает имя прилагательное? (Даётся определение лексическому значению имени прилагательного как части речи.)
-Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей? Животных? Подтвердите эту мысль примером из сказки. (Как названы в этой сказке старуха? Стража? Слуги?) (Сварливая баба, грозная стража, усердные слуги.)
- А какой была старуха по характеру? (Корыстолюбивая, жадная, скупая.)
- А какой по характеру была рыбка? (Справедливая, добрая.)
- С какой целью А. С. Пушкин использовал в сказке имена прилагательные? (Мысль должна быть выражена точно, ясно, ярко, выразительно, живописно!)
Физкультминутка.
- Вы, наверное, устали? (Да!)
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем. Поморгаем.
И работать продолжаем.
IV. Упражненияв определении признаков имени прилагательного как части речи.
- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета.)
- Как определить род и число имён прилагательных? (определяется по форме имени существительного, от которого оно зависит.)
- Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (изменяется в единственном числе)
1. Упражнение в определении рода и числа имён прилагательных.
- Определите род и число имён прилагательных в записанных словосочетаниях. (Определяют род и число в словосочетаниях, доказывают правильность своего ответа.)
- У каких прилагательных вы не определили род? (Золотые перстни, дубовые вороты, сердитые волны.)
- Почему? (Прилагательные употреблены в форме множественного числа.)
- Какие ещё могут быть окончания у имён прилагательных мужского, женского, среднего рода и во множественном числе? (Восстанавливается в памяти схема родовых окончаний имён прилагательных и окончаний во множественном числе) Заполним таблицу.
М. р.
Ж. р
Ср. р.
-ой
-ый
-ий
-ая
-яя
-ое
-ее
Мн. ч.
-ые
-ие
2. Упражнение в определении падежей имён прилагательных и правописании падежных окончаний. (Работа по карточкам)