Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Стратегии самоутверждения подростка

Фото пользователя Вера Владиславовна Битхаева
Submitted by Вера Владиславовна Битхаева on Sat, 05/06/2010 - 05:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Битхаева Вера Владиславовна
Место работы, должность: 
Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий Психолог
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Мастер производственного обучения
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 
Познакомить учащихся со стратегиями самоутверждения
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемая методическая литература: 

Кон "Психология ранней юности"

Ф.Б. Березин "Психическая адаптация и тревога"

М.И. Лисина "Потребность в общении"

Феномен человеческого самоутверждения. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. С-П. 2000.

Возрастная психология. Кулагина И.Ю. М. 1999

 

Используемое оборудование: 

ПК, мультимедиа, музыкальный центр

Краткое описание: 
Три способа самоутверждения личности Характеристики неуверенной, конструктивной и доминирующей личности.

Самоутверждение — это долгий, растянутый во времени, сложный процесс, во время которого человек сам утверждает самого себя как единую, целую и гармоничную личность. Самоутверждение  происходит путем выбора стратегии самоутверждения.

      Одна из известных классификаций выделяет три способа самоутверждения личности:

·        неуверенное поведение,

·        ассертивное поведение,

·        агрессивный стиль межличностного общения.

 

Для людей, выбравших неуверенное поведение (неуверенная личность), характерно:

- ориентация личности на конформное поведение (т.е. строгие рамки законов, правил поведения, общественной морали являются обязательными и не могут даже подвергаться пересмотру),

-  тенденция скрывать собственное мнение (которое может иногда и не формироваться из-за отсутствия необходимости его высказывать), 

- адекватные эмоциональные реакции, с предпочтением неопределенных и мало выразительных форм речевого общения (то, что от него могут ждать и не более).

 

Для людей, выбравших ассертивное поведение (конструктивная личность) характерно:

-         отвечать без заминки, говорить достаточно громко и естественным для себя  тоном

-         не избегать смотреть на собеседника,

-         охотно обсуждать предложенную тему,

-         открыто давать знать о своих чувствах,

-         высказывать свое мнение,

-         учитывать при беседе или любом личном контакте правила и законы, присущие данному коллективу, но при этом ориентироваться и использовать их по своему усмотрению.

 

Для людей, выбравших агрессивный стиль межличностного общения (доминирующая личность), характерно:

-         отвечать, прежде чем собеседник успел закончить свою мысль,

-         громко говорить вызывающим тоном,

-         смотреть на других свысока,

-         пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать),

-         навязывать всем свое мнение,

-         с жаром изливать свои чувства,

-         ставить себя выше всех и причинять боль другим, чтобы не сделать больно себе.

 

Неуверенная личность в различных  жизненных ситуациях используют стратегию самоподавления. Например, говорят «да», когда надо сказать «нет»; избегают ситуаций, когда надо брать инициативу на себя. Но могут реагировать конструктивно, если  в ситуации отсутствует конкретный партнер. 

Конструктивная личность ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

Доминирующая личность использует стратегии агрессии, в тех ситуациях, когда конструктивная личность ведет себя, как описывалось ранее.

Следовательно, самоутверждение заключается в том, что именно благодаря чему человек находит способ обретения Смысла Жизни. Это самораскрытие себя, как Человека и постановка своего места в Жизни.

Самоутверждение  и адаптация для подросткового возраста являются единым целым, при этом самоутверждение можно рассматривать как внутренний процесс, а адаптация – его внешнее проявление, или самоутверждение – это основной способ адаптации.

  Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательном достижении результатов: в обществе, коллективе, семье и  по отношению к себе. 

 Адаптация включает в себя следующие подвиды:

-     биологический (телесный),

-        психологический (внутренний мир),

-        социальный (внешнее проявление в семье и коллективе).

Адаптация – это схема, или стиль разрешение различных видов проблем, например:

-  временной (при нахождении временно в коллективе или ситуации),

-  постоянной (общение со школьными друзьями или родителями дома),

- трудной (требующей долгого и терпеливого разрешения),

- простой (разрешаемой сама по себе),

- разрешимой (ведь как говорят старейшие: есть три выхода из любой        ситуации: один - знает человек, который завел тебя в эту ситуацию, другой - ты найдешь сам, а третий - никто не знает),

- не разрешимой (то есть по твоему мнению у этой проблемы нет выхода);

- вообще  не быть проблемой, в зависимости от ситуации, коллектива, и самого человека, ведь именно он определяет для себя постановку данного вопроса.

 

Сам субъект может замечать или не замечать данную проблему, в зависимости от ее актуальности на данный момент и личной стратегии самоутверждения. 

Наиболее активно из всех видов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностью является сближение целей и ценностных ориентаций  группы, и входящего в нее человека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Адаптация  происходит строго в рамках социума, в котором находится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека, так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум и является контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Так как практически даже выходя на улицу, мы должны общаться со всеми кто нас окружает.

Адаптация  так же предусматривает возрастные особенности, в данном случае  это подростковые, а именно подросток является новым  человеком, начинающим принимать нормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, это принятие ряда норм, обязанностей и прав.

Доля поисков стратегии самоутверждения и адаптации подростка индивидуально не слишком велика, так как большое влияние на него оказывают сверстники и особенно домашний микроклимат взаимоотношений в семье. Дело в том, что самое первое и самое глубокое воспитание закладывается в ребенке с рождения родителями, ведь не зря говорят, что если вы не стали воспитывать вашего ребенка с первой минуты его рождения, значит, вы уже упустили время. Коррекционная работа по формированию личности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходить постоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка. 

Подводя итог выше сказанному, можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировки, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения и адаптацию у своего подростка.

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн