Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема: Жанровая живопись в изобразительном искусстве. Пейзаж.

Submitted by Елена Владимировна Зольникова on Sat, 29/05/2010 - 10:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Зольникова Елена Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ"Староильдеряковская средняя школа" Учитель ИЗО и черчения
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
систематизировать знания учащихся о жанрах живописи изобразительного искусства; - расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи; в графике овладение техникой штриха; - развивать технику работы разными художественными материалами; - воспитывать любви к природе через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемое оборудование: 
I. Зрительный   ряд: репродукции картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»; иллюстрации с изображением зимы.  
И. Литературный   ряд: стихи о «Зиме»III.   Музыкальный ряд: музыка Вивальди «Зима», музыкальные произведения на тему «Зима»IV.    Материалы для выполнения творческих заданий: акварельные и гуашевые краски, уголь кисточки, простой карандаш, ластик. Лист форматом А-3, палитра, банка для воды.
V.         Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж»
Краткое описание: 
Урок по теме: "Жанры изобразительного искусства. Пейзаж" в 6 классе.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?
(ЖАНР (от франц. «genre»). Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений.) слайд 3 
В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.
- Какие жанры живописи вы знаете?
(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж) слайд 4
- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?
(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено           (в основу).
В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни). слайд 5
Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая) слайд 6
- Что означает батальный жанр?
(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни) слайд 7
- Что означает исторический жанр?
(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий  прошлого) слайд 8
- Что означает сказочно-мифологический жанр?
(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин,  мифов) слайд 9
- Что означает анималистический жанр?
(рисование животных) слайд 10
- Что означает маринистический жанр?
(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы видим в картинах  необъятную, вечно изменчивую стихию моря) слайд 11
- Что означает бытовой жанр?
(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь) слайд 12
 
Что такое натюрморт?
НАТЮРМОРТ (франц. «nature morte», буквально — мертвая природа), жанр ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты искусства. слайд 13
Что такое портрет?
Портрет – (от франц. «portrait») – изображение  человека или группы людей.
Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека. слайд 14
III. Объяснение новой темы:
Тема нашего урока: «Жанровая живопись в изобразительном искусстве. Пейзаж.»                 слайд 15 
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Раскрыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
                                                                                           Н.Заболоцкий
Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
- Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Сообщение ученика) слайды 16-17
ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки). Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще  в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.
Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?
- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них. слайд 18
Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее). слайд 19
Марина - это пейзаж, изображающий морской вид. слайд 20
Промышленный (индустриальный) пейзаж -это картина с изображением предприятий промышленности, строи­тельства и других предметов научно-технического прогресса. слайд 21
Городской пейзаж - это картина, на которой худож­ник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дво­рики. слайд 22
Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое. слайд 23
Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомас­штабными изображениями людей и животных в пейзажной ком­позиции. слайд 24
Камерный пейзаж- небольшое произведение, предна­значенное для узкого круга зрителей (А. Пластов «На деревен­ской улице»). слайд 25
Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом. слайд 26
- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?
- Ребята прослушайте музыку. А потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка (звучит музыка Вивальди «Зима»)?
- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено  на картинах?
(показ картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима») слайды 27-35
- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?
Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; а в графике контрасты белого и черного цветов.
- А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу … И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Что бы мы в нем увидели?
Да, деревья разных пород и возраста, корневые и старые, дуплистые с узловатыми ветками, а есть и молодые тоненькие с нежными, прозрачными веточками.
Каждое дерево имеет ствол к низу, он широкий, а затем постепенно становится тонким и заканчивается переходом на ветки и веточки.
Кусты, засохшие травы такие разные по своему виду.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению, использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.
 I ряд – сегодня: художники – живописцы.
- Какие средства изображения будете использовать?
(цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного светлого) слайды 36-37
II ряд – сегодня: художники – графики.
- Какие средства изображения будете использовать? 
(линии, пятно, штрих, контур) слайд 38
Памятка слайд 39
Самостоятельная работа  над зимним пейзажем по представлению:
1.     Выбрать состояние погоды (спокойная, бурная, солнечная)
2.     Выбрать время суток (утро, день, вечер)
3.     Определить вид пейзажа (сельский, городской, природа)
4.     Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом.
5.      Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – цвет, контраст, светотень; графики – линии, пятно, штрих, контур
6.     Композицию выполнить живописцы – акварельными красками, используя технику работы по сырой бумаге; графики – углем, используя технику работы штриховки.
III.Итог урока.
1.     Выставка работ учащихся
2.     Заключительное слово учителя
Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них зима! Вро­де бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, черная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Ка­ждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который со­звучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки вы вложи­ли свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.
VII. Домашнее задание: составить кроссворд по теме: «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж» слайд 50

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн