Тема: Жанровая живопись в изобразительном искусстве. Пейзаж.
Submitted by Елена Владимировна Зольникова on Sat, 29/05/2010 - 10:03
Ход урока
I.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?
(ЖАНР (от франц. «genre»). Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений.)слайд 3
В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.
- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?
(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено (в основу).
В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).слайд 5
Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)слайд 6
- Что означает батальный жанр?
(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни)слайд 7
- Что означает исторический жанр?
(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого)слайд 8
- Что означает сказочно-мифологический жанр?
(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов)слайд 9
- Что означает анималистический жанр?
(рисование животных)слайд 10
- Что означает маринистический жанр?
(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией. Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря)слайд 11
- Что означает бытовой жанр?
(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь)слайд 12
Что такое натюрморт?
НАТЮРМОРТ (франц. «nature morte», буквально — мертвая природа), жанр ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты искусства.слайд 13
Что такое портрет?
Портрет – (от франц. «portrait») – изображение человека или группы людей.
Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.слайд 14
III. Объяснение новой темы:
Тема нашего урока: «Жанровая живопись в изобразительном искусстве. Пейзаж.»слайд 15
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Раскрыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий
Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
- Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Сообщение ученика)слайды 16-17
ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays– местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки). Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.
Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?
- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них. слайд 18
Ландшафт- это картина, на которой изображен общийвид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).слайд 19
Марина- это пейзаж, изображающий морской вид.слайд 20
Промышленный (индустриальный)пейзаж -этокартина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.слайд 21
Городской пейзаж- это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики.слайд 22
Исторический пейзаж- это изображение того, чтодавно ушло в прошлое.слайд 23
Стаффаж- это картины с второстепенными мелкомасштабными изображениями людей и животных в пейзажной композиции.слайд 24
Камерный пейзаж- небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей (А. Пластов «На деревенской улице»).слайд 25
Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; а в графике контрасты белого и черного цветов.
- А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу … И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Что бы мы в нем увидели?
Да, деревья разных пород и возраста, корневые и старые, дуплистые с узловатыми ветками, а есть и молодые тоненькие с нежными, прозрачными веточками.
Каждое дерево имеет ствол к низу, он широкий, а затем постепенно становится тонким и заканчивается переходом на ветки и веточки.
Кусты, засохшие травы такие разные по своему виду.
IV. Практическая работа.
Задание:выполнить рисунок пейзажа по представлению, использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.
Iряд– сегодня: художники – живописцы.
- Какие средства изображения будете использовать?
(цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного светлого) слайды 36-37
IIряд – сегодня: художники – графики.
- Какие средства изображения будете использовать?
(линии, пятно, штрих, контур) слайд 38
Памятка слайд 39
Самостоятельная работа над зимним пейзажем по представлению:
1.Выбрать состояние погоды (спокойная, бурная, солнечная)
2.Выбрать время суток (утро, день, вечер)
3.Определить вид пейзажа (сельский, городской, природа)
4.Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом.
5.Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – цвет, контраст, светотень; графики – линии, пятно, штрих, контур
6.Композицию выполнить живописцы – акварельными красками, используя технику работы по сырой бумаге; графики – углем, используя технику работы штриховки.
III.Итог урока.
1.Выставка работ учащихся
2.Заключительное слово учителя
Посмотрите на выставленные здесь рисунки.Как разнообразна и прекрасна изображенная на них зима! Вроде бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, черная.А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению.Видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.
VII. Домашнее задание:составить кроссворд по теме: «Жанры живописи в изобразительном искусстве. Пейзаж»слайд 50