Submitted by Алена Викторовна Рукосуева on Wed, 26/05/2010 - 17:49
Эпиграф к уроку.
И ходит по земле босая Память - маленькая женщина, она идет, переступая рвы, - ей не нужны ни визы, ни прописки, в глазах - то одиночество вдовы, то глубина печали материнской. (Егор Исаев).
Вступительное слово учителя.
Война....Смерть...Потери...Слезы...Боль... Ее не вычеркнут из воспоминаний те, у кого она навеки, навсегда забрала самых близких, дорогих людей.
Ребята делятся впечатлениями о прочитанном.
Учитель спрашивает, какие чувства вызвал рассказ, оправдало ли название, данное Б. Васильевым ваши ожидания.
Что такое экспонат? Какой смысл вложен автором в название?
Ребята определяют тему рассказа и художественную идею.
Прослушивание "Ариозо матери" А. Новикова. (Перед прослушиванием ребята получают задание: слушать внимательно и сопоставить с сюжетом)
Что объединяет два произведения?
Характеристика матери с сыном и без него. Психологический портрет матери.(Реализация индивидуального домашнего задания). Для более глубокого и полного анализа образа использовать вопросы учебника. Показ презентации (фотографии на тему "Мать провожает сына на фронт") на фоне песни на слова А. Деменьтьева, музыку Е. Мартынова "Баллада о матери".
Анализ эпизода. (Почин пионеров).
Примерные вопросы: Как повели себя дети по отношению к Анне Федотовне? Чем было для них письмо сына? Что они совершили? Проблема истиного и ложного в эпизоде, разоблачение равнодушия, нравственной убогости.
Подведение итогов. Как вы поняли финал рассказа? Оказался ли он неожиданным для вас?
Домашнее задание. Написать сочинение - рассуждение по эпизоду, который произвел самое сильное впечатление ".
Подобрать стихи, близкие к теме и художественной идее рассказа.
На: Борис Васильев. Рассказ "Экспонат №"