Ход урока.
I. Чистописание.
Кк // Ккк // Кккк //
Учитель. Расскажите всё, что знаете о звуке [к].
Дети. Согласный, глухой, парный, в середине и на конце требует проверки
Учитель. Напишите данный образец на одной строчке.
Учитель. Прочитайте текст (на доске).
Катя. – Катя – Катюшка'.
Оседлала петушка.
Петух заржал,
На базар побежал.
Учитель. К какому жанру устного народного творчества это относится?
Дети. К потешкам.
Учитель. Над чем здесь можно потешиться?
Дети. Оседлала петушка, петух заржал, Катюшка'.
Учитель. Представьте себе, что вы художники-оформители и вам нужно
подготовить иллюстрацию к этой потешке. Что бы вы нарисовали?
Посмотрите, как это сделал художник-оформитель А.Снегирёв.
(Показ иллюстрации).
Назовите предмет, изображённый на иллюстрации, не встречающийся
сейчас в повседневной жизни.
Дети. Лапти.
Учитель. Где их сейчас можно увидеть?
Дети. В музее, в мультфильмах.
Учитель. Лапти – это плетёная обувь из лыка или бересты.
Лыко – внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, в ос-
новном липы. А береста – наружная часть коры берёзы. До середины
19 века лапти были основным видом крестьянской обуви.
Спишите потешку, выделите изученные орфограммы.
Учитель. Назовите орфограммы, которые вы выделили.
Дети. Большая буква в именах собственных, безударная гласная, проверяемая
Ударением, парная согласная, словарное слово.
II. Словарная работа.
Учитель. Составьте словарные слова, которые начинаются с буквы «Ка».
КУТАСАП, АНАМТОК, РАВАКТИР, ТОРЛЕКАФЬ (на доску
вывешивается таблички со словами. Дети составляют слова и пе-
реворачивают таблички обратной стороной: КАПУСТА, КОМНА-
ТА, КВАРТИРА, КАРТОФЕЛЬ)
Учитель. Как вы распределили эти слова в два столбика?
Дети. Капуста, картофель – овощи. Квартира, комната – жильё.
Учитель. Iвариант – составляют предложение со словами, обозначающими
овощи.
IIвариант –составляют предложение со словами, обозначающими
жильё.
(Выслушиваются предложения, одно с комментированием записы-
вается в тетради).
С пришкольного участка дети собрали хороший урожай капусты и
картофеля.
Учитель. Разберите это предложение по членам и по частям речи (по частям
речи – с помощью сигнальных карточек).
Учитель. Кто догадался, какова тема урока сегодня?
III. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня мы продолжим с вами работу с предложением. Будем уста-
навливать связь между главными и второстепенными членами пред-
ложения.
IV. Работа по теме урока.
Учитель. Прочитайте текст. (На доске.)
Красив русский лес осенью! Тихо качались деревья. Из под вороха
Листьев выглядывали грибы. Лес опустел. Птицы улетели в тёплые
края.
Учитель. Найдите нераспространённое предложение.
Дети. Лес опустел.
Учитель. Какими частями речи выражены главные члены предложения?
Дети. Подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом.
Учитель. Найдите предложение, в котором сказуемое выражено не глаголом.
Дети. Красив русский лес осенью!
Учитель. Запишите его. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Учитель. Какой второстепенный член в этом предложении поясняет подлежа-
щее? Как его найти?
(Запись на доске и в тетрадях.)
Лес (какой?) русский.
Учитель. Найдите второстепенный член предложения, который поясняет ска-
зуемое.
(Запись на доске и в тетрадях).
Красив (когда?) осенью.
Учитель. Найдите и запишите предложение, которое соответствует схеме:
Откуда? чего? что делали? что?
Дети. Из-под вороха листьев выглядывали грибы.
Учитель. Запишите предложение. Разберите по частям речи.
Как установить связь между главными и второстепенными членами?
Дети. С помощью вопроса.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Составьте из данных слов три предложения по схемам.
Горький, коры, заполнял, дубовый, запах;
На, лежала, трава, роса, холодная;
Под, нарядный, сиял, клён, холодным, солнцем;
Какой? Что? Какой? Чего? Что делал? Что?
Где? Что делала? Какая? Что?
Какой? Что? Что делал? Каким? Где?
2. Запишите предложения. Подчеркните главные члены. Покажите стрелками связь главных членов предложения с второстепенными.
(Первое предложение под диктовку, один ученик у доски. Два других предложения – самостоятельно. Кому нужна помощь – даю карточки-«помощницы»)
3. Проверка через мультимедио.
VII.Итог урока.
Учитель. Что значит разобрать предложение по членам?
Дети. Нужно выделить основу предложения и указать второстепенные члены.
Учитель. Как устанавливается связь между членами предложения?
Дети. По вопросам.
VIII. Домашнее задание.
По выбору.
1. Составить и записать 5-6 предложений на тему «Моя любимая игрушка».
2. Дописать стихотворение.
Улетела иволга за море
Тишина в берёзовом лесу…
|