Тема: «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»
Цели:
1.Отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, научить правильно писать их окончания.
3.Воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство гордости за свои успехи, доброжелательного отношения к окружающим.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. МКП
-Что общего в этих согласных? (это непарные звонкие согласные)
3. Постановка целей и задач. Эмоциональный настрой.
- Ребята, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша, Настя, Андрей?
- Да, верно, бьются наши сердца. Моё большое, а ваши маленькие, как ваши кулачки.
- Иногда говорят человеку: “У тебя доброе сердце”. Что значит “доброе сердце”? Про каких людей так говорят?
- А каким человеком хочет быть в жизни каждый из вас? (Трудолюбивым, радостным, здоровым, весёлым, счастливым…)
- Я желаю вам, чтоб мечты сбывались, и каждый из вас был здоровым, счастливым, успешным!
- Ребята, вы слышали, как говорят: “Сердце болит, ноет”? Вспомните, а болело ли оно у вас?
- А о каком человеке вам хотелось бы заботиться? (О добром, о слабом, о беспомощном, о больном, о любимом…)
- Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. “Прости”, - просит оно.
- С каким настроением хочется совершать добрые дела, поступки, помогать другим людям? (С хорошим)
- О каком настроении чаще всего хочется говорить? (О хорошем)
- Я знала, ребята, что у вас добрые сердца, я чувствовала, что, отвечая на мои вопросы, вы назовёте эти слова (учитель открывает на доске две группы слов).
Какимчеловеком?
трудолюбив___
О каком человеке?
о добр___
радостн___
о слаб___
здоров___
о беспомощн___
весёл___
о старш___
счастлив___
о родн___
искренн___
о хорош___
добр___
о пожил___
-Что общего у слов первой группы? (все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос “каким?”, в творительном падеже, в мужском роде)
- Что общего у слов второй группы? (Все слова имена прилагательные, отвечают на один и тот же вопрос о “каком?”, в предложном падеже, в мужском роде.)
- Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать тему урока.
(Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.)
4. Работа над новым материалом.
1)Беседа по теории о правописании безударных окончаний.
- Что мы должны знать по теме урока? (На какие вопросы отвечают имена прилагательные, вопросы имён существительных и имён прилагательных творительного и предложного падежей, окончания, слова – помощники (слова с ударными окончаниями), предлоги, алгоритмы - “ Как определить падеж у имён прилагательных”, “Проверка и правописание безударных окончаний имён прилагательных”.)
- Для чего изучаем эту тему? (Чтобы научиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных, быть грамотными, чтобы устная и письменная речь была правильной).
-Давайте будем внимательны и серьезны.
2)Осмысление нового материала.Наблюдение за окончаниями имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
- Посмотрите на слова в таблице (та же таблица). В словах первой и второй групп необходимо вставить окончания (дети обдумывают, называют их, учитель вписывает окончания в таблицу)
Организация работы детей:учащиеся вставляют и доказывают правописание пропущенных окончаний имён прилагательных (Например, человеком (каким?) трудолюбивым. Окончание –ым, могу проверить по вопросу, либо с помощью другого имени прилагательного с ударным окончанием, например, (каким?) золотым, окончание –ым.), делают вывод о том, какие окончания у имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже, а какие в предложном .
3)Упражнение «Разделите на две группы»(работа по карточкам):
В тяжел… рюкзаке, с тяжёл… рюкзаком, перед высок… деревом, на высок… дереве, в ближн… озере, за ближн… озером, о хорош… человеке, с хорош… человеком.
- На какие две группы можно разделить данные словосочетания?
-Назовите словосочетания в творительном падеже. На какой вопрос отвечают прилагательные в Т.п.? (каким?)
-Какие окончания у прилагательных м.р. и ср.р. в Т.п.? (-ым,-им)
- Прочитайте словосочетания в П.п.
- На какой вопрос отвечают прилагательные в П.п.? (о каком?)
- Какие окончания у прилагательных м.р. и ср.р. в П.п.? (-ом,-ем) - Вам нужно списать словосочетания, выделить окончания, определить падеж прилагательных. Можете воспользоваться таблицами (на партах):
- В каком падеже у прилагательных окончание -ОМ,-ЕМ? (в П.п.) –ЫМ, -ИМ? (в Т.п.)
2)Выборочный диктант.
- Запишите прилагательные в Т.п. и П.п. , обозначьте падежи, выделите окончания.
Речка покрыта толстым льдом. Мальчик заблудился в дремучем лесу. Охотник долго бродил в еловом лесу. Вес тыквы на тёплом юге достигает90 килограммов. На скользком камне сидела скользкая ящерица. Ребята наблюдали за шустрым зверьком.
Проверка.
7. Домашнее задание. Итог урока. Оценивание детей.
- Итак, как узнать прилагательное м.р. и ср.р. в Т.п. ? в П.п.?
Домашняя работана основе разноуровневых заданий по карточкам и Упр.310
Задания на карточках:
Списать, дописывая окончания имен прилагательных. Указать их род, выделить окончания: