ДОУ отводится особая роль в общей системе непрерывного образования. Оно является первым звеном данной системы. Именно здесь закладываются основы личности, ее свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника. На этапе дошкольного детства ребенок усваивает социальную позицию «Я в обществе».. Это предполагает формирование у дошкольника готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. «Внутренняя позиция школьника» представляет собой «сплав познавательной потребности и потребности в общении со взрослым», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).
Она формируется благодаря тому, что в детском саду ,с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая включает две основные задачи::
• всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое);
• специальную подготовку к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Проблема заключается в том, что дошкольное образование начинает ориентировать ребенка на более высокие ярусы и уровни, в данном случае – на школу. В связи с этим основной целью непрерывного образования в рамках психологического подхода становится обеспечение плавного и безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней позиции школьника с помощью единства требований родителей, воспитателей и учителей.
Основная преемственность содержания дошкольного и начального образования:
1) развитие любознательности как основы познавательной активности;
2) развитие способностей ребенка как залога успешности;
3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально – личностного развития;
Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность. Она включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную компетентность и компетентность в плане физического развития.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям. Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представления о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно – гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Как условие и результат компетенции ребенка выступают инициативность и креативность.
|
На: На пороге школы.
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
На: На пороге школы.
Я согласна с вами, что период подготовки к школе очень важный этап в формировании компетентностей ребенка.Поэтому, я думаю, нужно больше внимания уделять повышению квалификации воспитателя ДОУ.
На: На пороге школы.
Ольга Вячеславовна, я внесла коррективы с Вашей фотографией.
Так хорошо?
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
На: На пороге школы.
Вера Ивановна,спасибо большое!Так гораздо лучше.