Используемые учебники и учебные пособия:
Самоанализ урока истории в 7 классе по теме
«Предпосылки петровских реформ. Детство Петра».
1.Тип урока – объяснения нового материала. Основная цель урока: охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен.
2.На уроке решались следующие образовательные задачи:
А) усвоение понятий: кумпания, полки, немецкая слобода, гвардия, лавра, Великое посольство.
Б) формирование следующих умений и навыков:
1.продолжить формирование навыков и умений в подготовке выступлений;
2.продолжить формирование навыков слушания выступлений своих товарищей;
3.работа над отработкой навыков конспектирования и составления таблицы;
4.продолжение работы по отработке навыков работы с картой;
5.продолжить формирование навыков работы с мультимедийным учебником (компьютерная диагностика).
В) Воспитательные задачи:
1.воспитание патриотизма и чувства национального достоинства;
2.привитие толерантного отношения к людям других национальностей;
3.формирование чувства гордости за историю родного края.
Г) Задачи развития мышления и речи:
1.формирование умений выделять главное, сравнивать и обобщать;
2.формирование умения отстаивать свою точку зрения, умений её выразить.
Д) Задачи развития личностных качеств учащихся:
1.воспитание у учащихся качеств сопереживания; (обсуждение картины «Утро стрелецкой казни»);
2.воспитание у учащихся целеустремленности, воли и самообладания.
3.Краткая характеристика класса, учет особенностей развития учащихся.
Этот класс обладает, по моему мнению, очень сильным подбором учащихся. В классе имеют отличные знания по истории и обществознанию 4 учащихся: Ольшанская Юлия, Скоробогатько Дмитрий, Тадевосян Виктория и Кондратенко Дарья. У Юлии и Димы проявляется повышенный интерес к истории, они обладают задатками логического и аналитического мышления, Юля еще отличается неимоверным желанием и огромной работоспособностью. Достаточно не плохо сформированы навыки учебно-познавательной деятельности у следующих учащихся: Магоян Ани, Татарчуковой Дианы, Полежаева Ивана, Ольшанского Александра, Курганского Александра. Но у каждого из перечисленных учеников есть и определенные сложности в обучении: Ани испытывает трудности в устной речи, Курганский Саша и Ольшанский Александр довольно стеснительны и одновременно очень подвижны. Иван не всегда добросовестно относится к учебе. Хорошим отношением к учебе и явным интересом к предмету отличается Резник Наташа, воспитанница центра реабилитации, но в тоже время она имеет трудности коммуникативного характера. Очень слабые знания, несформированность большинства общеучебных навыков – это отличительные черты Кащенко Вари, еще одной воспитанницы Центра реабилитации. Кроме того, девочка из возрастного отличия от одноклассников, она старше их на два года, чувствует в классе огромный дискомфорт. Но в тоже время она с желанием посещает археологический кружок, любит работать самостоятельно и не любит отвечать устно из слабых речевых навыков и боязни показаться смешной в глазах товарищей. Главной сложностью в работе с этим классом является не достаточно высокий уровень дисциплины в классе и психическая неустойчивость сразу нескольких учащихся.
4. Для проведения урока избрана структура урока объяснения нового материала, как единственно возможноя, по моему мнению, структура урока по данной теме.
Основные этапы:
Организационный момент, знакомство с темой урока и планом урока, постановка цели урока( активизировать деятельность учащихся можно путем просмотра небольшого фрагмента из художественного фильма «Юность Петра»
А далее мостик, мы сегодня попробуем выяснить причины петровских преобразований.
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение ( применяются три формы:
1. объяснение учителем;
2. выступление учащегося;
3. самостоятельная работа.
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым (работа с материалами компьютерного учебника «История России 862-1917гг (часть 3)», (решение тестовых заданий);
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными (Ответ на вопрос проблемного задания: Были ли обязательны реформы Петра?;
подведение итогов и результатов урока ( ответ на вопрос: Какова была главная цель реформ?);
задание на дом ( кроме стандартного, для желающих дать задание: написание эссе «Мог ли стать Воронеж столицей российского государства…»;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы ( подготовка выступления «Историческая справка о Северной войне».
5. При объяснения нового материала следил за строгим соблюдением принципов научности и систематичности (продолжил работу над навыками конспектирования и слушания выступлений).
При закреплении учебного материала для реализации принципа доступности и связи с жизнью избран компьютерный вариант рассмотрения данного вопроса. Также использовались видеофрагменты художественного фильма «Юность Петра».
6. Во время урока были выбраны следующие формы работы:
индивидуальные ( ответы на вопросы, выступление, компьютерное тестирование);
общеклассные ( объяснение нового материала, закрепление).
Применялись следующие методы работы:
словесные – рассказ, беседа, лекция;
наглядные – карта, иллюстрации, компьютерный учебник;
поисковые методы самостоятельной работы – составление таблицы.
6.Характер взаимодействия учителя и учащихся.
Стремился на каждом из этапов урока активизировать деятельность учащихся, а также найти паритет между самостоятельной творческой деятельностью учащихся и объяснением учителя.
В моей деятельности преобладали: ведение беседы, формирование и постановка вопросов, лекция.
В деятельности учащихся: слушание, составление конспекта, таблицы, формулировка выводов, выделение главного.
В целом, по моему мнению, познавательные задачи были выполнены, решение же воспитательных задач требует глобального и системного подхода в дальнейшей деятельности.