Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Задания по морфемике и словобразованию.

Выберите действие:

1.«Пропорции».

Найдите закономерность и заполните пропуски.

1. город                         лес

                                  лесок

2.учить                          строить               

                                                      писатель

3.хлеб: хлебный = сталь: … ;

      : водный = медь: …    и т.п.

2. Найдите этимологически родственное слово к слову «беречь».

1-береста, 2-бремя, 3-берег, 4-берёза, 5-бор.

                                                                                  (Берег)

3. Какое время года этимологически, то есть в древнем первоначальном значении корня, имеет такой смысл: весёлое время года?

                                                                                  (Весна)

4.Вот слова, этимологически однокоренные со словом «вода». Кроме одного. Найдите это слово.

1-выдра, 2-водка, 3-вёдро,4-ведро.

                                                                                (Вёдро)

5.Какие грибы получили своё название по цвету? А как объясните названия других грибов?

1-волнушка, 2-рыжик, 3-лисичка, 4-поганка, 5-опёнок, 6-подосиновик, 7-подберёзовик, 8-маслёнок.

6.Какой зверь назван так потому, что он волочит, уволакивает, то есть тащит свою жертву?

1-шакал, 2-гиена, 3-волк, 4-койот, 5-динго.

                                                                                (Волк)

7.За какой признак линь получил своё название? Подберите однокоренные слова к названию рыбы.

8.Вставьте подходящие по смыслу слова:

Солнце всходит на ..... и заходит на .....    .

9.Притоки реки Западная Двина названы так за их быстрое и неторопливое течение. Какое имя дали бы вы им?

                                                                               (Быстрица и Торопа)

10.За извилистый характер русла, вероятно, была названа река Уж. А как бы вы назвали реку с каменистым дном?

                                                                                (Каменка)

11.Название какой птицы связано со временем её прилёта в наши края (с первым снегом)?

                                                                                 (Снегирь)

12.Какие растения названы так из-за колючего стебля?

1-ежевика, 2-роза, 3-шиповник, 4-кактус.

                                                                               (Ежевика, шиповник)

13.Что может объединять слова: рябой, рябина, рябчик?

14.Число, обозначающее со старославянского языка «две на десяте»- два более десятка- называется…                               (Двенадцать)

15. … - это число, произошедшее от старославянского языка, обозначает «две десяти»- два десятка.

                                                                                (Двадцать)

16.Догадайтесь о значении латинского слова «куаттуор», если известно, что слова квадрат, квартал, квартет, квартира имеют один и тот же латинский корень с этим значением.

                                                                                  (Четыре)

17.Какие числа содержатся в названиях дней недели?

18. Сколько щупалец у осьминога?

Ответ:

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я… (осьминог).

19.Какое число произошло от латинского слова, означающего «никакой, ни один»?  (Ноль)

20. «За тридевять земель, в тридесятом царстве»- выражения, часто встречающиеся в русских народных сказках, означают «очень далеко».А сколько составляет это «очень далеко» в цифрах?

21.Соедините линиями математический термин и его перевод с латинского языка.

Минус                            «minor»- меньший

Плюс                              «plus»- больше

                                        «multum»-много

22. «Суффикс- волшебник»

«Тараканище» придумал поэт К.Чуковский. Почему все звери, даже быки и носороги, испугались Тараканища? Какой суффикс превратил это насекомое в большое и страшное чудовище?

23. «Старик, старуха, рыбка». У всех этих существительных из сказки А.С.Пушкина одна схема. Какая?

24. Объясните, почему так назвали сказочных героев?

Золушка                                     Торопыжка

Белоснежка                              Айболит

Мойдодыр                                Синеглазка

Знайка                                      Морозко

25.Прочитайте шутливое стихотворение С.Иванова. Какие слова могут вызвать улыбку? По какой схеме они образованы? Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Знаем, кто такие кони.                                Мчатся кони-

Ну а кто такие пони?                                  Топот конский,

Я хотел понять-                                           Мчатся пони-

Не понял.                                                       Топот понский.

Если кони спят в конюшне,                            С пиками скачет конница.

Значит пони спят в понюшне.                       А на пони?

                                                                          Понница.

26.Прочитайте стихотворение Э.Мошковской. Отгадайте: что встретил дождик? Какое значение придаёт слову суффикс -ищ-?

Дождик вышел погулять.

Глядь,

Из-за поворота

Выползает кто-то.

С фонарищами-глазищами,

С поливальными усищами!

27.Какие слова среди выделенных слов являются однокоренными?

Скороговорка

Был кашеваром кашалот,

А кашеедом - кит.

Но простудился кашалот,

Стал сильно кашлять он, и вот-

Стал кашеедом кашалот,

А кашеваром –кит.

                                                 (И.Токмакова)

28.Благодаря чему стихотворение Е.Липатовой «Мужской разговор» вызывает улыбку? Какое значение имеют суффиксы -инк- и -онок-?

-Привет, снежинка! Ты куда?

-Я не снежинка!

-Кто ж тогда?

-Не видишь? Я-снежонок!

И вообще, -добавил он,-

Я не люблю девчонок!

29. «Тайны словаря».

В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначают значком ~ (тильдой). Попытайтесь прочесть следующие слова, в которых корень заменён тильдой:

1)~ное сосуществование, по~иться, при~ение, пере~ие.

2)~ливый человек, ~ственные возгласы, передать кому-либо ~.

30. Диалог в магазине.

-Есть ли у вас конфеты «Бурёнка»?

-Нет, но могу предложить конфеты «Буревестник».

Встретились ли вам однокоренные слова? Можно ли считать родственными слова «Бурёнка» и «Буревестник»(у них ведь есть общая часть)?

 

 

                              Использованная литература:
1.Галкина Г.В. «Занимательные задачи по русскому языку».
2.Львова С.И. «Работа над составом слова на уроках русского языка».
3.Волина В.В. «Занимательная математика», «Занимательная грамматика».
4.БондаренкоА.А., Гуркова И.В. «Русский язык для весёлых девочек и мальчиков».
5.Орлов Ю.И. Этимологический анализ слова //«Начальная школа», 2002, №1
6.Шанский Н.М. Разбор слов по составу.//Русский язык в школе, 1968, №3.
7.Шипачёва Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.//Русская словесность, 2000, №5
8.Карантиров С.И. «Этимологический словарь русского языка для школьников».
9.Лёвушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа.// «Начальная школа», 2001, №5
10.Кудряшёва М.Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения.// «Начальная школа», 2001, №10.

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн