Submitted by Алевтина Эдиевна Тимофеева on Wed, 12/05/2010 - 16:25
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке мы вновь отправимся в страну музыкальных инструментов. Но для того чтобы попасть в страну музыкальных инструментов надо произнести волшебное музыкальное заклинание. (Дети отхлопывают ритм музыкального заклинания с произнесением слов, соответствующих длительностям «Ди-ли, ди-ли, дон, дон»).Вот мы и попали в страну музыкальных инструментов - это Государственныйцентральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. В стране музыкальных инструментов принято здороваться по музыкальному.Давайте поприветствуем друг друга. (Дети отвечают на музыкальное приветствие учителя «Здравствуйте, ребята», пропевают его со словами «Здравствуйте, учитель» и сопровождая своё исполнение ручными знаками). 2. Повторение пройденного материала.
Учитель: С какими музыкальными инструментами мы познакомились в этом музее? Дети: Мы познакомились со скрипкой, дудочкой, флейтой, трубой, барабаном, гуслями, пианино. 3. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые придумал и сделал русский народ. О каких музыкальных инструментах мы будем говорить на уроке. (Дети высказывают свои предположения.)
Учитель: Да, мы будем говорить о русских народных музыкальных инструментах. Прочитаем вместе тему урока. (Дети вместе с учителем читают тему, вывешенную на доске.) Вы сделали правельный вывод. Эти музыкальные интрументы называют русскими народными потому, что их придумал и сделал русский народ. 4. Работа по теме урока. Знакомство с балалайкой. Учитель: Посмотрите, это балалайка. Давайте вместе произнесём это слово. (Проводится работа над словом.). Учитель: Ребята, рассмотрите балалайку. Как вы думаете, из чего делают балалайку? Дети: Балалайку делают из дерева. Учитель: На что похожа балалайка: на круг; на треугольник; на квадрат? Дети: Балалайка похожа на треугольник. Учитель: А сейчас сосчитаем, сколько струн на балалайке. (Дети считают количество струн на балалайке.) Дети: На балалайке три струны. Учитель: Кто из вас знает, как играют на балалайке?
Дети показывают, как играют на балалайке. Учитель: Сейчас я вам покажу, как играют на балалайке. ( Учитель показывает и объясняет как играют на балалайке.) Попробуем вместе поиграть на балалайке. Будем ударять указательным пальцем по всем струнам. (Дети имитируют игру на балалайке.) Учитель: Музыканта, который играет на балалайке, называют балалаечником. Произнесём это слово вместе. Учитель: Сейчас мы послушаем русскую народную песню «Камаринская» в исполнении на балалайке.
Слушание русской народной песни «Камаринская» в исполнении на балалайке.
Учитель: Однажды великий русский композитор П. И. Чайковский услышал эту песню. Её напев так понравился Петру Ильичу, что он записал его и обработал для фортепиано.
Слушание «Камаринской» П. И. Чайковского.
Учитель: На каком инструменте исполнялось прослушанное произведение? Дети: Камаринская звучала в исполнении на фортепиано. Учитель: Какое исполнение (на балалайке или на фортепиано) понравилось больше и почему? Дети отвечают.
Учитель: Подумайте и скажите, какой характер у этой музыки? Дети отвечают.
Учитель: Действительно, музыка многих народных песен носит весёлый танцевальный характер. Слушаешь такую пьесу, а ноги сами просятся в пляс. Попробуем станцевать русскую пляска под песню «Во саду ли в огороде» Импровизация движений русской пляски под музыку песни «Во саду ли в огороде». Учитель: Ребята, сейчас мы послушаем ещё одну русскую народную песню.. После прослушивания постарайтесь ответить, как называется эта песня.
Просмотр видеозаписи исполнения русской народной песни «Во саду ли, в огороде» на баяне.
Дети: Звучала русская народная песня «Во саду ли, в огороде». Учитель: Правильно. Это звучала русская народная песня «Во саду ли в огороде». Я исполняла эту песню на баяне. Знакомство с баяном. Учитель: Посмотрите, это баян. Давайте вместе произнесём это слово. (Проводится работа над словом.). Учитель: Ребята, рассмотрите баян. Как вы думаете, из чего сделан баян? Дети: Баян сделан из дерева, металла. Учитель: У баяна есть клавиши, на которые нажимает музыкант.
Музыканта, играющего на баяне, называют баянист. Произнесём это слово вместе. Учитель: Вспомните, в какой русской народной песне повествуется о том, как из одного дерева изготовили несколько музыкальных инструментов? Дети: Это русская народная песня «Во поле берёза стояла». Учитель: Послушайте эту песню в исполнении оркестра русских народных инструментов. Во время прослушивания будем сопровождать звучание музыки движениям: мальчики имитируют игру на баянах (как бы разводят руками меха). Мальчики, покажите, как вы будете «играть» на баяне. А девочки будут подражать игре на балалайках. Девочки, покажите, как вы будете «играть» на балалайках. Каждая группа вступает тогда, когда слышит звучание «своих» инструментов. При звучании оркестра в целом «играют» все ребята. Ребята, покажите, как вы будете одновременно «играть» на баянах и балалайках. Сядьте красиво, как настоящие музыканты и слушайте музыку очень внимательно.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла» в исполнении оркестра русских народных инструментов и импровизация движений имитирующих игру на балалайке и баяне.
Учитель: У вас получилась замечательная импровизация. Действительно, в какой-то момент показалось, что вы являетесь музыкантами оркестра русских народных инструментов. Дыхательные упражнения, распевание.
(Дети выполняют под руководством учителя дыхательное упражнение «Воздушный шар», упражнение на развитие регистров голоса «Морской прибой», упражнение для развития интонации I-II-III ступеней мажорного звукоряда, упражнение «Солнышко и тучка» на различение мажора и минора.) Учитель: Что же это? Отгадай-ка,
Это наша …? Дети: Балалайка.
Исполнение и импровизация песни В. Агафонникова «Балалайка».
4. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились с балалайкой и баяном. Учитель: Почему балалайку и баян называют русскими народными инструментами? Дети: Потому что их сделал (придумал) русский народ. Учитель: Как называют музыканта, который играет на балалайке? Дети: Его называют балалаечник. Учитель: Как называют музыканта, который играет на баяне? Дети: Его называют баянист. Учитель: …, тебе понравилась музыка, которую мы слушали сегодня на уроке в исполнении на русских народных инструментах? Дети отвечают.
Учитель: Что мы делали сегодня на уроке? Дети: Сегодня на уроке мы говорили о русских народных инструментах: балалайке, баяне. Слушали весёлую музыку, пели песню о балалайке, танцевали русскую пляску, изображали игру на балалайке и баяне. Учитель: Вам было интересно на уроке? Дети: Нам было интересно на уроке. 5. Итог урока. Учитель: Все сегодня занимались,
Каждый, каждый-молодец.
А теперь пора прощаться,
Уроку наступил конец.
Вот и завершилась наша очередная экскурсия по Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
Нам пора прощаться. (Дети отвечают на музыкальное прощание учителя, пропевают «До свидания», сопровождая пение ручными знаками