Ни для кого не секрет, что одной из актуальных проблем в наших учреждениях является постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для понимания этой сложной ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны:
· неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний,
· рентные установки (стремление получить все возможные льготы, соответствующие правовому статусу сироты);
· повышенный уровень виктимности (готовность стать жертвой), рецептивные ориентации в поведении (молодой человек считает, что источник всех благ лежит вовне, и единственный способ их обрести – получить из этого внешнего источника) и т.д.
Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я – ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один – против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, – неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.
Как правило, вчерашние воспитанники школ-интернатов и детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.
После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.
Предлагаем обсудить и поделиться собственным опытом:как сделать наименее болезненным включение бывших воспитанников интернатных учреждений в самостоятельную жизнь? Как и при помощи чего осуществлять их постинтернатное сопровождение?
На мой взгляд, чтобы выпускник интернатного учреждения был социально адаптированной (а в идеале - социально интегрированной) личностью, необходимо начинать работу уже в младшем школьном возрасте. И в этом плане ведущую роль может сыграть программа социальной адаптации воспитанников.
Однако программа должна быть действительно работающей, отражающей специфику образовательного учреждения, включающей в себя реальную подготовку к самостоятельной жизни, предусматривающей интерактивное взаимодействие взрослых и детей. Зачастую такие документы либо "заимствуются" из Интернета, либо пишутся для отчетности. Хотелось бы посоветоваться: какие блоки содержаться в программах социальной адаптации; на какие технологии, методические приемы опирается данная программа.
Я считаю, что в результате реализации программы по социальной адаптации у воспитанников в первую очередь должны быть сформированы навыки межличностных и социальных отношений, социально-бытовые умения, навыки здорового образа жизни и самопринятия, а так же профессиональные намерения,т.е готовность к учебно-профессиональной деятельности.
Ни для кого не секрет, что одной из актуальных проблем в наших учреждениях является постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для понимания этой сложной ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны:
· неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний,
· рентные установки (стремление получить все возможные льготы, соответствующие правовому статусу сироты);
· повышенный уровень виктимности (готовность стать жертвой), рецептивные ориентации в поведении (молодой человек считает, что источник всех благ лежит вовне, и единственный способ их обрести – получить из этого внешнего источника) и т.д.
Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я – ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один – против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, – неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.
Как правило, вчерашние воспитанники школ-интернатов и детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество.
После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.
Предлагаем обсудить и поделиться собственным опытом: как сделать наименее болезненным включение бывших воспитанников интернатных учреждений в самостоятельную жизнь? Как и при помощи чего осуществлять их постинтернатное сопровождение?