Сочинение по картине "Пушкин на лицейском экзамене"
Submitted by Альбина Айратовна Мирсаева on Tue, 11/05/2010 - 13:20
Мирсаева Альбина Айратовна
учитель русского языка и литературы
МОУ “Аксаринская средняя общеобразовательная школа» Заинского муниципального района
Сочинение по картине И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене» Урок развития речи в 6 классе был посвящен подготовке к сочинению-повествованию по картине И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», цель которого – воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление межпредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к краеведению (к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина); формирование их эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепить знания о прилагательных как важного выразительного средства; активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины. Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», выставка репродукций картин: Н. Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А. А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом», И. Е. Репин и И. К. Айвазовский «Прощай, свободная стихия». Подготовительная работа: учащиеся заранее заучивают стихотворения А.С.Пушкина. Ход урока I. Организационный момент Вступительное слово учителя 1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи. - Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого русского писателя и поэта в картинной галереи, посвященной А. С. Пушкину. Как видите, здесь чувствуется дух поэта. Нас окружают картины художников, которые так охотно обращались к личности писателя. Мы с вами не просто посетим картинную галерею, но и обогатим свои знания о Пушкине, соберем материал для предстоящего сочинения. 2) Беседа. - Что вы знаете о жизни и личности А. С. Пушкина? - Какие его сказки и стихотворения вы читали и изучали? - Что вам понравилось в них? - Что можете прочитать наизусть? (чтение наизусть стихотворений и отрывков) -Молодцы! Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Как-то прочитав в журнале опубликованное стихотворение Пушкина, В. А. Жуковский (приложение 1), известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с ним. А позже в письме к своему другу, поэту П. А. Вяземскому (приложение 2), он писал: «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Поэтому сегодня мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», который изобразил событие, которое описано Пушкиным. (один из учеников читает воспоминание А.С.Пушкина о том, как произошла встреча с Державиным, текст дан на карточке-информаторе): «Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, взволновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я окончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли». - Ребята, кто же такой Г. Р. Державин? Давайте познакомимся с историко-литературным материалом о Державине. (один из заранее подготовленных учащихся рассказывает о Г. Р. Державине). (приложение3) В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века, нашим земляком. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием. Был так хорошо знаком с историей местного края, что даже будучи гимназистом возглавлял археологическую экспедицию. Когда Державину пришлось уехать из Казани, которую называл «колыбелью своих первоначальных дней», он в течение многих лет поддерживал тесную связь с нашим городом: неоднократно приезжал, переписывался с казанскими студентами – начинающими литераторами, помогал им. А после смерти поэта его вдова пожертвовала немалую для того времени сумму денег (30 тысяч рублей) на стипендии нуждающимся студентам Казанского университета. В Казанском Государственном музее до сегодняшнего дня хранятся некоторые подлинные вещи Державина. II. Анализ картины. - Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Пушкина. Но прежде чем приступим к работе над картиной художника И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения. 1) Чтение стихотворения поэта С. Городецкого о И. Е. Репине (приложение 4) Какой старинной красотой Уединенный сад цветет, Где жизнью мудрой и простой Художник радости живет… Светлый весь, глаза сияют, Голубую седину Ветер утренний ласкает, Будто легкую волну. Не устал он, не измаян, Полон силы и борьбы, Сада яркого хозяин, Богатырь своей судьбы… 2) Беседа о художнике. - Какие сведения о художнике вы получили из домашнего упражнения 427? - Какие его картины вы знаете? 3) Анализ произведения живописи. - Ребята, прежде чем приступить к анализу произведения живописи необходимо помнить о том, что жанр произведения живописи определенным образом «диктует» тип сочинения. Так пейзаж, портрет, натюрморт требует, как правило, описания и рассуждения; жанровая картина – повествования с элементами описания (рассуждения). (Высвечивается слайд с таблицей) (приложение 5) - К какому жанру живописи относится картина «Пушкин на экзамене»? (Историко-бытовая) - Сочинение какого типа мы с вами будем писать (и составлять устно)? (Повествование с элементами описания и рассуждения). - Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на лицейском экзамене» и изучите все детали картины. ( ребята внимательно рассматривают репродукцию). (приложение 6) - Нравится ли вам картина? Чем она привлекает? Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.) - Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина? Что хотел сказать своей картиной? (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему и внести свой вклад в пушкиниану. У него еще есть картина о Пушкине, написанная совместно с художником И. К. Айвазовским «Прощай свободная стихия», где поэт изображен на берегу Черного моря, а так же картина «Пушкин над Невой», над которой работал долгих двадцать лет, но так и не поставил под ней своей подписи.) - Поясняет ли название картины замысел автора? Почему она называется «Пушкин на экзамене», а не «А. С. Пушкин на экзамене»? (Художник хотел показать момент открытия таланта молодого Пушкина, тогда еще никому не известного.) - О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет? - А чтобы лучше понять произведение живописи давайте «перенесемся» в далекие события и сопоставим его с картиной. ( Учащиеся знакомятся с текстом описания эпизода экзамена, который дан на карточке-информаторе) «Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову. - Осмелюсь просить внимания Вашего, Гаврила Романович. Господин Пушкин сочинил стихи под названием «Воспоминания о Царском Селе»,- сказал Галич. Пушкин кашлянул и неуклюже вытащил из-за обшлага бумажку. Но он не заглянул в него, а скомкал в кулаке и начал читать: Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес… Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул». 4) Словарно-орфографическая работа (уточнить значение слов по словарю). Высвечивается слайд (приложение 7) Эполеты Вензель Ботфорты Фрак Обшлаг 5) Знакомство с опорными словами и словосочетаниями. ( ещё раз обратить внимание учащихся на роль прилагательных в языке как важного выразительного средства). а) упр. 429. 6) Ответы на вопросы упр. 428. а) ответы на вопросы данные в учебнике; б) вопросы требующие размышления и доказательства: - Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему? - Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.) - Что привлекает внимание в облике Державина? - Какова реакция окружающих на происходящее? - Какие чувства и мысли она вызывает? - Что хотел сказать И.Е.Репин своей картиной? - Какой может быть основная мысль сочинения? III. Работа по готовому плану. 1) Высвечивается слайд (приложение 8) План. 1) Экзамен в Лицее. 2) Обстановка, в которой проходил экзамен (зал, присутствующие). 3) А.С.Пушкин – главный герой картины (выражение лица, глаз, поза поэта, настроение). 4) Чтение стихотворения «Воспоминание в Царском Селе». 5) Отзыв поэта Г.Р.Державина о юном поэте. 6) Моё впечатление от картины. IV. Закрепление знаний. 1) Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты. Особое внимание уделяется роли прилагательных в языке как важного выразительного средства. V. Обобщение. 1) Слово учителя - Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями, ответили на все поставленные вопросы. Да, картина И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене» - светлая, правдивая, добрая, что художник, очень любивший поэта, называвший его «гением из стали», сумел выразить эту любовь к нему и веру в то, что Пушкин станет «солнцем русской поэзии». В одном из своих писем И.Репин писал: «Я люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни» и, поэтому он был назван «художником радости» Второй урок развития речи проводится в форме письменной работы учащихся.