Слайд 3.Культура – (от лат.)cultura- возделывание, обрабатывание.
В первой половинеXIX века в Россия формировалась самобытная культура (во всех сферах), ставшая вровень с культурой наиболее культурно развитых стран Европы.
Война 1812 года оказала влияние не только на политику, экономику. После войны стало меняться общество, стал меняться человек. В это время русская культура перестаёт быть ученической, как это во многом было в предыдущем столетии. К началуXIXстолетия Россия являлась страной особой культурной жизни. Верхние слои общества (дворянство, купечество, богатейшее купечество) строили свою жизнь в соответствии с нормами, распространенными на Западе. Прекрасно владея иностранными языками (французским, немецким), представители этих общественных групп имели возможность знакомиться с новейшими европейскими достижениями. Основная часть населения России – русское крестьянство – в первой половинеXIXв. Не испытывало на себе никакого воздействия европейских нравов, мод и привычек.
Слайд 4. Какой стиль господствовал в архитектуре вXVIII? (классицизм).
Классицизм в архитектуре и литературе ориентировался на античное искусство, мифологию, литературу. В архитектуре господствовал принцип уравновешенности, гармоничности пропорций, симметрии.
Столицей русского классицизма, несомненно, стал Санкт-Петербург. В это время в городе создаются большие ансамбли зданий, связанных друг с другом.
Слайд 5,6. (показ репродукций) 1806-1823гг-новое здание Адмиралтейства (проект А.Д.Захарова), 1829-1834гг-Александровская колонна на дворцовой площади (О.Монферран), 1801-1811гг.-здание Казанского собора (А.Н.Воронихин)-здание построено по образцу св.Петра в Риме авторства Микеланджело. 1818-1858гг.Исаакиевский собор (О.Монферран)
Традиционным для России цветом зданий являлся желтый – целые улицы состояли из домов, выкрашенных в желтый цвет – современники называли его «унылым». Колонны были выкрашены в белый цвет.
К счастью, величественный образ Санкт-Петербурга, созданный талантливыми скульпторами и архитекторамиXVIII-XIXвеков, дошёл до наших дней почти нетронутым.
Слайд 7. Москва имела огромный колорит. На ее кривых и узких улицах сосуществовали здания разных эпох, много было деревянных застроек. Даже пожар 1812 года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше, чем в Петербурге выдающихся зданий в стиле классицизма, к тому же как правило они не образуют ансамблей, но все же в Москве творили талантливые архитекторы. В Москве сохранилось множество небольших уютных особняков (усадеб) в классическом стиле. В 1817 г. состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс.чел.). Проект был выполнен под руководством инженера А.А.Бетанкура, а отделка фасада принадлежала О.И.Бове.
Слайд 8. По проекту выдающегося архитектора О.И.Бове (1784-1834) в 1814 г. Была реконструирована Красная площадь.
Слайд 9. Причудливым сочетанием классицизма с декоративными мотивами древнерусского зодчества отмечено творчество архитектора К.А.Тона (1794-1881), создателя Большого Кремлёвского дворца, здания Оружейной палаты Московского Кремля, а также храма Христа Спасителя.
В других городах Российской империи тоже строилось немало в этот период, но постройки там не отличались столичной грандиозностью.
Слайд 10. В русской живописи первой половины столетия господствует академизм.
Академизм- классицизм в живописи.
Постепенно в русской живописи первой половиныXIXвека универсальный стиль классицизма уступает место романтическому мироощущению. Создаются полотна, которые становятся явлениями духовной жизни общества.
Слайд 11. Доклады обучающихся на тему жизнь и творчество Карла Брюллова, Александра Иванова.
Слайд 12. Ведущим жанром в творчестве Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836) стал портрет. Бесценным шедевром мастера признан «Портрет А.С.Пушкина». Кипренскому принадлежит также серия изображений военных – участников Отечественной войны 1812г.
Демократические тенденции новой эпохи ярко выразились в творчестве Василия Андреевича Тропинина (1776-1857). Шедеврами его творчества являются «Портрет А.С.Пушкина», «Кружевница», «Старик-нищий» и «Пряха».
Целую серию полотен, на которых запечатлены различные жанровые сцены, отражавшие быт и нравы России того времени, создал Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Живописные произведения Федотова отличаются выразительностью поз, жеста и мимики персонажей, юмором, тщательностью письма. «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Вдовушка» и др.
Слайд 13.В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) до 33 лет был крепостным.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию. Слайд 14. (отрывок из спектакля «Ревизор»)
В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»). В творчестве М.И.Глинки (1804-1857) русское музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения (общие нормы гармонии, богатый и яркий западный оркестр), поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей национальной русской музыки. Некоторые места в опере «Жизнь за царя» (например, знаменитый хор «Славься») поражают своим прозрением в самую глубину народного творчества. (прослушиваение отрывка из оперы «Жизнь за царя»)
Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простоты. Это относится и к другой его опере – «Руслан и Людмила».
Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Музыка Даргомыжского не столь мелодична , как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характаристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью.
Слайд 15.Закрепление пройденного материала. Каждому ученику выдаётся комплект различных изображений, портретов. Задание: соотнести пары. Например: К.А.Тон -храм Христа Спасителя, А.А.Иванов-«Явление Христа народу», и т.д.
Слайд 16. Вывод: Первая половинаXIXвека -время культурного подъёма в России. Отечественная война дала сильный импульс развитию русского национального самосознания, происходит поворот образованного общества к народу – как его проблемам, так и его живому духовному наследию. В значительной степени культура приобретает выраженную национальную окрашенность, делается именно «русской».