В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя — надежда и опора школы. За ними — будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдаются ли эти ожидания? Ведь не секрет, что не все выпускники педагогических вузов хотят работать в школе. Почему? Чтобы выяснить причины этого, Центр наставничества молодых специалистов образовательных учреждений, созданный на базе Московского гуманитарного педагогического института, провел интерактивный опрос молодых учителей столицы.
Педагогам было предложено ответить на вопрос: «Хотите ли вы остаться работать в школе? Если нет, укажите, пожалуйста, причину». 69% ответили, что желали бы остаться работать в школе, 12% еще не определились, 6% ответили отрицательно. Среди указанных причин наиболее часто повторяющиеся: низкая заработная плата (и это несмотря на все льготы, предоставленные правительством Москвы и Департаментом образования!), конфликт с администрацией общеобразовательного учреждения, высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов.
Вполне очевидно, как бы ни совершенствовался учебно-воспитательный процесс в вузе, его выпускника нельзя рассматривать как готового, сложившегося учителя. Вуз не может вооружить его знаниями и навыками на все случаи жизни. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальная практика профессиональной деятельности сложнее практики студенческой. Молодой учитель особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса. У него нет собственной сложившейся методики обучения и воспитания, для него социальный запрос на образование означает одновременное усвоение многих необходимых старых и немалого числа новых установок. Это осложняет его работу и профессиональное становление. Поэтому на базе Московского гуманитарного педагогического института проходят семинары для молодых специалистов: «Преподавание дисциплины в условиях вариативности программ, учебников, учебно-методических комплексов», «Секреты планирования», «Из опыта организации внеурочной деятельности», «Самосовершенствование, самопознание и саморегуляция как факторы повышения успешности учителя», «Педагогическое взаимодействие с семьей учащегося». Эти семинары практико-ориентированы, так как вводят слушателей в круг актуальных проблем профессионального становления, знакомят с основными направлениями работы и рассчитаны не только на получение новых знаний, но и на формирование и закрепление практического навыка работы на основе собственного творчества. На протяжении трех последних лет Центр наставничества проводит исследование по выявлению проблем и трудностей в профессиональной деятельности молодых учителей. Оказалось, что слабым звеном в профессиональной подготовке учителя чаще всего становятся практические умения. Например, в последнее время увеличивается число детей, требующих специального медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в образовании. Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с данной категорией детей. Среди психолого-педагогических проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся трудности в общении с подростками среднего и старшего подросткового возраста (13-16 лет); межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям); с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).
Кроме того, было выяснено, что начинающие учителя нуждаются в помощи при разработке урока (41,2%), внедрении новых технологий в преподавании своего предмета (64%), предупреждении конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса (62%), организации работы с родителями (76,6%).
Учитывая возникшие проблемы, сотрудники Центра наставничества разработали и выпустили методические сборники для молодых специалистов: «Первые шаги молодого учителя в школе, или Искусство быть учителем», «Что должен знать молодой специалист в начале профессиональной деятельности», «Советы молодому учителю, или К учебному году будьте готовы!».
Иногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная (0,5 ставки), либо большая для начинающего учителя (преподавание предмета сразу в трех параллелях, классах коррекции и так далее). К сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей не всегда эффективна. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда.
Между тем в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: плохой хозяин выращивает сорняки, хороший — рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников. Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену.
Ирина КРУГЛОВА, начальник Центра наставничества МГПИ
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=5744
Уважаемые коллеги В рамках мероприятий проекта Майкрософт «Академия учителей» (29 апреля-20 cентября) дается старт Интернет-конференции «ИКТ в образовании: территория партнерства». На этой конференции предполагается работа специальной секции по проблемам молодого учителя. Есть возможность в рамках данной конференции: публикация , сертификат, грант. Участие в конференции свободное. Для участия в конференции необходимо зарегистрироваться адресу: http://conference.apkpro.ru
Рекомендую принять участие в форумах портала ОГЭУ , которые ориентированы на молодого учителя.
"Учебники которые мы выбираем" http://www.fsu-expert.ru/node/1788
"Проблема первого урока..." http://www.fsu-expert.ru/node/1777
Руководитель ЦИТО ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Марина Бактеголовна, я с вами полностью согласна. Молодой педагог обязательно должен чувствовать поддежку и признание своих коллег. Он должен знать, что может обратиться за советом или помощью.
И самое главное, несмотря ни на что, не опускать голову и всегда смотреть в будущее с улыбкой и надеждой. :-)
Комментарий был изменен с момента создания (Ренева Анна, чт, 27/05/2010 - 14:25).
А я хочу сказать только одно. Если бы не трудности, возникающие у любого педагога (с опытом работы или только начинающего), было ли вообще интересно работать в школе? И не зря ведь существует пословица: волков бояться - в лес не ходить.
А как же саморазвитие? Тем более на ошибках учатся. А какое получаешь удовлетворение после того, как та или иная "проблема" решена. Любая такая "проблема" (на уроке, во внеклассной деятельности, с родителями, с администрацией школы), на мой взгляд, является стимулом для поиска новых путей к самосовершенствованию.
Комментарий был изменен с момента создания (Смирнова Светлана Евгеньевна, пн, 31/05/2010 - 16:58).
Здраствуйте, уважаемые коллеги Я полностью согласна с тем, что сказано выше. Останется молодой педагог работать в школе или нет, зависит от множества факторов. Мне же во всем этом повезло и я пока с огромным удовольствием работаю в школе, не смотря на все те трудности, с которыми сталкиваешься в процессе работы с учениками. В первый год работы мне достался профильный класс и классное руководство в 10 классе. Сначала страшновато было работать, но позже я поняла какой большой опыт получила работая в таком классе. А какую поддержку мне оказали коллеги и администрация!!! Нелегко быть молодым учителем с современными учениками. Но самое главное любить свою работу, только в этом случае будет желание повышать свои профессиональные навыки.
В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя — надежда и опора школы. За ними — будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдаются ли эти ожидания? Ведь не секрет, что не все выпускники педагогических вузов хотят работать в школе. Почему? Чтобы выяснить причины этого, Центр наставничества молодых специалистов образовательных учреждений, созданный на базе Московского гуманитарного педагогического института, провел интерактивный опрос молодых учителей столицы.
Педагогам было предложено ответить на вопрос: «Хотите ли вы остаться работать в школе? Если нет, укажите, пожалуйста, причину». 69% ответили, что желали бы остаться работать в школе, 12% еще не определились, 6% ответили отрицательно. Среди указанных причин наиболее часто повторяющиеся: низкая заработная плата (и это несмотря на все льготы, предоставленные правительством Москвы и Департаментом образования!), конфликт с администрацией общеобразовательного учреждения, высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов.
Вполне очевидно, как бы ни совершенствовался учебно-воспитательный процесс в вузе, его выпускника нельзя рассматривать как готового, сложившегося учителя. Вуз не может вооружить его знаниями и навыками на все случаи жизни. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальная практика профессиональной деятельности сложнее практики студенческой. Молодой учитель особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса. У него нет собственной сложившейся методики обучения и воспитания, для него социальный запрос на образование означает одновременное усвоение многих необходимых старых и немалого числа новых установок. Это осложняет его работу и профессиональное становление. Поэтому на базе Московского гуманитарного педагогического института проходят семинары для молодых специалистов: «Преподавание дисциплины в условиях вариативности программ, учебников, учебно-методических комплексов», «Секреты планирования», «Из опыта организации внеурочной деятельности», «Самосовершенствование, самопознание и саморегуляция как факторы повышения успешности учителя», «Педагогическое взаимодействие с семьей учащегося». Эти семинары практико-ориентированы, так как вводят слушателей в круг актуальных проблем профессионального становления, знакомят с основными направлениями работы и рассчитаны не только на получение новых знаний, но и на формирование и закрепление практического навыка работы на основе собственного творчества. На протяжении трех последних лет Центр наставничества проводит исследование по выявлению проблем и трудностей в профессиональной деятельности молодых учителей. Оказалось, что слабым звеном в профессиональной подготовке учителя чаще всего становятся практические умения. Например, в последнее время увеличивается число детей, требующих специального медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в образовании. Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с данной категорией детей. Среди психолого-педагогических проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся трудности в общении с подростками среднего и старшего подросткового возраста (13-16 лет); межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями (зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям); с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).
Кроме того, было выяснено, что начинающие учителя нуждаются в помощи при разработке урока (41,2%), внедрении новых технологий в преподавании своего предмета (64%), предупреждении конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса (62%), организации работы с родителями (76,6%).
Учитывая возникшие проблемы, сотрудники Центра наставничества разработали и выпустили методические сборники для молодых специалистов: «Первые шаги молодого учителя в школе, или Искусство быть учителем», «Что должен знать молодой специалист в начале профессиональной деятельности», «Советы молодому учителю, или К учебному году будьте готовы!».
Иногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная (0,5 ставки), либо большая для начинающего учителя (преподавание предмета сразу в трех параллелях, классах коррекции и так далее). К сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей не всегда эффективна. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда.
Между тем в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: плохой хозяин выращивает сорняки, хороший — рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников. Хороший руководитель всегда готовит и воспитывает смену.
Ирина КРУГЛОВА, начальник Центра наставничества МГПИ
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=5744